![](cache/images/e/5/1/1/f/19bd2cb2987bd6b44048ecfcbe7e6f91601.jpg)
ПЕРИОД ИМПЕРСКИХ КОНФЛИКТОВ
На вопросы R+ отвечает российский политолог, заместитель главного редактора журнала "Эксперт" Павел БЫКОВ
Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
- В отношениях России и Запада все признаки холодной войны: экономические санкции, информационное, психологическое противостояние, РФ планирует разместить полк ЗРК С-400 "Триумф" на Камчатке, НАТО намерено усилить военный потенциал в Прибалтике, противостояние в Украине и пр. Чем новая холодная война будет отличаться от холодной войны между СССР и Западом?
- Да, есть целый комплекс событий, свидетельствующих о начале холодной войны, но, по моему мнению, пока конкретно дело до этого не дошло. Пока нет двух важных факторов: во-первых, нет явного идеологического размежевания, во-вторых, нет внутреннего решения сторон о продолжении конфликта. Нынешняя ситуация в мире значительно отличается от той, что была во времена СССР. Россия в отличие от СССР не имеет планов по переустройству мира, тем самым не представляя угрозы Западу. С точки зрения геополитики мир очень сильно изменился. Если холодная война проходила в условиях биполярного мира СССР и США, то сейчас есть сильный Китай, другие региональные центры силы - Индия, Бразилия, Турция, Иран и др. И в отношениях США и ЕС не все так монолитно, как во время существования СССР. Поскольку нет ясного идеологического содержания, новая холодная война будет гораздо более жесткой. То есть мы возвращаемся к периоду империалистических конфликтов времен начала XX века, которые были гораздо более циничными и более жестокими, чем противостояние в советские времена. Идеология имеет меньшее значение, чем интересы, которые жестче формулируются. Очень важным моментом является тот факт, что в Европе давно не было крупной войны. Люди чуть-чуть подзабыли, что такое война, в начало нового крупного вооруженного конфликта никто не верит, оттого и такие шапкозакидательские настроения. Так было и перед Первой мировой войной, люди не понимали, чем могут обернуться события. Этот фактор делает ситуацию очень нестабильной. К этому надо добавить уязвимость Запада в связи с экономическим кризисом. Сейчас Запад находится на новом витке социально-экономического кризиса. Надо учесть, что современный мир более взаимосвязанный. Телекоммуникации позволяют мгновенно из разных источников узнать, что происходит на другом конце планеты. Совершенно иныесредства связи, коммуникации, Интернет, социальные сети, СМИ формируют иную среду. Система интегрированных коммуникаций создает широкие возможности для манипулирования общественным мнением. Если прибавить сюда экономическую, технологическую взаимозависимость, то новая холодная война будет потенциально очень опасной.
- Может ли Россия на каком-то этапе противостояния пойти на крайние меры? Скажем, прекратить поставки газа в Европу?
- Все зависит от хода событий. Конечно, при определенном сценарии Россия может пойти на крайние меры. Все может быть. Год назад никто не поверил бы, что в Украине разразится настоящая война. Прекращение поставок газа и нефти вполне возможно. Недаром премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что в случае отключения России от международной межбанковской системы SWIFT реакция Москвы будет "адекватной и без ограничений". Понятие "без ограничений" подразумевает все возможные сценарии. Отключение от SWIFT имеет политическую мотивацию, это сродни экономической блокаде. Глава банка ВТБ Андрей Костин заявил, что отключение от SWIFT означает объявление войны. Любая блокада может послужить поводом к войне. То есть на уровне заявлений мы уже находимся в одном шаге от опасных сценариев, таких, как отключение газа, началобоевых действий в других регионах, скажем, в Прибалтике и пр.
- А как быть тем странам, которые, как Азербайджан, имеют дружеские отношения как с Западом, так и РФ? Не получится ли ситуация, когда эти страны поставят перед выбором - "или со мной или против меня"?
- В этом вопросе будет так же, как во время предыдущей холодной войны. Стороны показывают набор четко обозначенных союзников, симпатизирующих одному из блоков, и относительно нейтральные государства. Все зависит от конкретной позиции этих стран, развития обстановки в регионе наибольшего политического противостояния. В том регионе, где больше всего будет проявляться напряженность, будет жесткая система отношений. К примеру, в период холодной войны таким регионом была Европа, так как там располагались НАТО и страны Варшавского договора. В тех регионах, где не будет сильного противостояния, там будет, так сказать, мягкая позиция со стороны участников холодной войны. Пока сложно судить, как будет проявляться противостояние на Южном Кавказе, и в частности в отношении Азербайджана. У Баку позиции достаточно гибкие и есть возможности для маневра. В целом на Кавказе есть проблемы, которые могут быть активированы: карабахский конфликт, угроза проникновения исламских террористических групп и пр.
- В каком случае Россия может уйти из Крыма и прекратить помощь ополченцам в Донецке и Луганске?
- По поводу сдачи Крыма нет никаких вариантов, так как Крым присоединен к России. Что касается Донецка и Луганска, то все зависит от того, какой вариант развития событий выберут власти Украины и США. Если будет выбран вариант федерализации, то есть вероятность, что кризис плавно будет прекращен. Хотя даже план федерализации не гарантирует полный выход из кризиса. Силовой вариант, при котором будет подавлено сопротивление в Луганске и Донецке, совершенно бесперспективен, так как Россия будет защищать эти регионы. В Москве считают, что полная победа Киева в гражданской войне приведет к прямому выходу НАТО к границе России.
- А какие страны считаете союзниками России в нынешнем противостоянии с Западом?
- По сравнению с СССР у РФ гораздо меньше союзников. Есть ОДКБ, в рамках которой можно произвести какие-то действия, есть более жесткая структура Союзное государство РФ и Беларусь. На этих союзников в большей или меньшей степени можно положиться. Да, союзников меньше, но в этом есть свои плюсы. Во-первых, нет необходимости оказывать поддержку системе союзов, что является делом дорогостоящим как с политической, так и экономической точки зрения. Россия не ставит перед собой задачи переделать мир, Москву просто не устраивает нарастающее военно-политическое давление Запада. Россия не будет кого-то переубеждать, перетягивать в свой лагерь. Мы не будем строить большие системы союзов, но будем постепенно готовиться к войне. Гонка вооружений будет, но не в таком гигантском масштабе, как во времена СССР. Основной упор будет сделан на высокотехнологичное оружие в рамках необходимой достаточности. То есть на развитие ядерных сил, истребителей пятого поколения, подводных лодок, стратегической авиации, сил по проведению специальных операций, которые показали свою работу в Крыму и на примере Украины. Были проведены ряд учений по переброске крупных военных контингентов в очень краткие сроки из одной части страны в другую. Ни одна другая страна в мире, включая США, за такие короткие строки такую переброску сил не способна осуществить. Поэтому нет повода для большего развития вооруженных сил. Невозможно представить, что Европа бросится создавать боеспособную миллионную армию. Поэтому России достаточно иметь компактные вооруженные силы и высокотехнологичное вооружение.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
![](/images/ha.jpg)