19 Мая 2024

Воскресенье, 15:41

ПОСЛЕДСТВИЯ АРМЯНСКОЙ ТЕМНОТЫ

Даже самый тусклый свет в конце карабахского тоннеля режет Еревану глаза

Автор:

02.06.2015

В Москву глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров приехал с неприятным осадком, вызванным нежеланием стран Евросоюза демонстрировать по Нагорному Карабаху такую же принципиальную позицию, что и по аналогичным конфликтам в других странах - участницах "партнерства". 

На состоявшемся в преддверии московских переговоров саммите "Восточного партнерства" в Риге азербайджанская сторона настаивала на том, чтобы в декларации была отмечена и роль четырех резолюций СБ ООН о безоговорочном выводе армянских войск из оккупированных территорий Азербайджана. Однако...

"Наши европейские партнеры говорили, что это - слишком далеко и подробно, и тогда нам надо будет выходить на эти процедуры и по другим конфликтам. Но мы настаивали до последней минуты. Мы сказали даже, что, может, и не присоединимся к этой декларации. Тогда мы пришли к компромиссному варианту, что дадим соответствующее заявление, которое приложится к тексту итоговой декларации, где будет описана ситуация с учетом четырех резолюций ООН", - пояснил Э.Мамедъяров российскому телевидению.

В итоге так и было сделано. Аккурат в день приезда Э.Мамедъярова в Москву Азербайджан представил Еврокомиссии указанное заявление. Однако никаким рижским бальзамом нельзя было вывести неприятное чувство от проявленного ЕС "особого", а на деле - индифферентного отношения к карабахской проблеме. Между тем именно этот вопрос имеет определяющее значение при выстраивании Азербайджаном своей внешней политики. Как и прежде, главным для Баку является отношение его зарубежных партнеров к вопросу об освобождении оккупированного Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих территорий. 

В этом смысле отношение стран ЕС, проявленное на саммите "Восточного партнерства" в латвийской столице, вызвало недовольство Азербайджана. Москва же заявила о намерении содействовать решению проблемы, а по итогам переговоров стороны даже высказали "нотки оптимизма". 

Разумеется, проблема оккупации азербайджанских земель и посредническая роль России в решении этой проблемы стали одной из центральных тем переговоров. На переговорах стороны сошлись на том, что проблема тянется уж слишком долго. С.Лавров заявил, что никто не отрицает, что конфликт слишком затянулся. "Все согласны, что есть реальная база для достижения договоренностей, дело только за тем, чтобы перевести это понимание на язык договоренностей. Мы очень подробно, несколько часов обсуждали подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Все наработки у сторон имеются, сопредседатели учитывали предложения сторон, и я смотрю на процесс переговоров с укрепляющимся оптимизмом", - сказал Лавров. Министр пообещал, что Россия и впредь будет активно продолжать содействовать поиску взаимоприемлемых договоренностей по конфликту - как по двусторонним каналам, так и через МГ ОБСЕ.

Э.Мамедъяров согласился, что конфликт уже перезрел и его надо решать. Причем надежды на мирное урегулирование все еще есть. "Разделяю нотки оптимизма, прозвучавшие в голосе моего коллеги по этому вопросу. Мы по деталям, по крупицам обсуждали возможности продвижения в этом конфликте", - сказал Мамедъяров.

Несомненно, на фоне равнодушного отношения Запада к карабахской проблеме Россия остается единственной действенной силой, демонстрирующей свою способность привести стороны конфликта к общему знаменателю. Азербайджан - важный стратегический партнер России в Закавказье и Каспийском регионе, говорится в комментарии МИД России в связи с визитом в Москву Эльмара Мамедъярова. "Россия, являясь сопредседателем МГ ОБСЕ, на протяжении более двух десятилетий продолжает играть активную роль в нагорно-карабахском урегулировании. С учетом географической близости и общей истории наших народов разблокирование конфликта имеет для нас первостепенное значение и относится к числу российских внешнеполитических приоритетов", - подчеркнул российский МИД. 

В этом смысле интересна оценка самого главы МИД Азербайджана состоявшихся переговоров в российской столице: "Главной тематикой переговоров было абсолютно четкое желание РФ сдвинуть с места армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт". Конечно, многое будет зависеть от желания России повлиять с этой целью на Армению. Так или иначе, исход переговоров между главами внешнеполитических ведомств Азербайджана и России позволил некоторым наблюдателям сделать довольно смелое предположение о том, что стороны достигли предварительных договоренностей, которые могут положить начало подписанию Большого мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту. 

При нынешнем развитии событий этот сценарий не выглядит такой уж утопией, как это было еще несколько лет назад. Да, Армения была и есть главным форпостом России на Южном Кавказе. Азербайджан же предлагает России гораздо большее - стратегическое сотрудничество на равноправных началах. Сегодня, в сложные для России времена, когда страна находится под давлением западных санкций, Азербайджан доказал, что является надежным партнером, который не оставит соседа в беде. И в России это все чаще замечают. Не став поддерживать антироссийские решения саммита "Восточного партнерства" в угоду ЕС, Азербайджан показал, что старый друг лучше новых двух. И даже двадцати восьми. 

Однако известно, что даже самый тусклый свет в конце карабахского тоннеля режет Еревану глаза. Как и всякий раз, вероятность сдвига переговоров по Карабаху после московской встречи глав МИД России и Азербайджана встревожила руководство Армении, в планы которого явно не входит изменение статус-кво в зоне конфликта. На позитивные сигналы из Москвы Ереван поспешил ответить в свойственном себе духе неприкрытой угрозы в адрес Азербайджана. Министр обороны Армении Сейран Оганян, заявив было о том, что "мы - сторонники мирного решения переговорным путем, которое должно привести к формированию диалога равных и атмосферы доверия", сразу же повторил далекие от миролюбия слова, озвученные ранее его заместителем Давидом Тонояном, что "при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха нам уже недостаточно".

За 20 с лишним лет переговоров нам не привыкать к иногда кровавым, а иногда к весьма экзотическим попыткам руководства Армении сорвать мирный процесс в момент, когда возможность дипломатического прорыва кажется близкой. 

Еще в 1998 году понимание президентом Армении Левоном Тер-Петросяном бесперспективности агрессивной политики в процессе карабахского урегулирования стоило ему президентского кресла. "Карабахский клан" во главе с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном не поддержал предложенный Тер-Петросяном план по урегулированию, включавший демилитаризацию зоны конфликта и возвращение Азербайджану ряда населенных пунктов, оккупированных в ходе боевых действий 1992-1994 годов.

Через год, 27 октября 1999 года, в преддверии саммита ОБСЕ в Стамбуле, где президенты Азербайджана и Армении намеревались подписать некий документ, в армянском парламенте произошел теракт, унесшийся жизнь именно сторонников отказа от воинственной позиции Армении. 

Также не стоит забывать и про встречу президентов Азербайджана и Армении во французском замке Рамбуйе в феврале 2006 года, когда глава Армении Роберт Кочарян отлучился в туалет, так и не соизволив вернуться за стол переговоров. 

И на этот раз то ли в результате истерики, то ли по природному зову высокопоставленные армянские военные чиновники делают далеко не адекватные заявления.

Но тут вопрос уже не к Армении, которая в действительности ничего не решает в регионе и с отчаянием наблюдает, как ее важнейший военно-политический союзник укрепляет связи с Азербайджаном. Но озвучивание угроз новых территориальных завоеваний из уст представителей армянского руководства предоставляет шанс России, в свете сделанных в Москве заявлений, предпринять попытку утихомирить окончательно зарвавшегося "стратегического партнера". В противном случае это придется сделать Азербайджану. 

Здесь примечательно мнение одного из крупнейших российских военных экспертов Павла Фельгенгауэра, который в беседе с журналистом армянской газеты "Айкакан Жаманак" в период эскалации напряженности в зоне карабахского конфликта в августе прошлого года раскрыл армянам глаза на неудобную им суть вещей: "Россия всегда продавала оружие воюющим странам. Да, у Азербайджана есть деньги. И потом, с точки зрения стратегии, Россия вооружает и Армению, и Азербайджан, поскольку мы хотим иметь влияние на обе стороны. Нам интереснее не отдельно Армения, а весь Кавказ, включая Азербайджан, который для России в стратегическом плане более важная страна, нежели Армения".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

654


Актуально