5 Мая 2024

Воскресенье, 11:18

НОВЫЙ ЦЕНТР СИЛЫ

БРИКС и ШОС претендуют на превращение в самостоятельный полюс мировой политики

Автор:

14.07.2015

Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе стали одними из знаковых событий международной политики последнего времени. По сути речь идет о внушительной заявке ряда евразийских государств на создание самостоятельного полюса глобальной силы.

Соединение саммитов в столице Башкирии произошло не случайно. Россия председательствует в этом году как в объединении БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), так и в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Поэтому она не могла не воспользоваться представившейся столь удобной возможностью, чтобы вновь не засвидетельствовать свое великодержавное влияние на евразийскую и мировую политику. Засвидетельствовать действительно есть о чем.

Объединение БРИКС представляет 40% мирового населения и 30% мирового ВВП. Претензии "пятерки" на самостоятельный полюс силы были подтверждены в Уфе рядом принятых решений. Самое значимое из них - создание Банка развития БРИКС со стартовым капиталом $100 млрд. Предполагается, что уже весной 2016 года банк начнет финансировать инфраструктурные проекты, направленные на поддержание экономического роста стран - участниц объединения.

Еще одно показательное решение - подтверждение "наличия потенциала для расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах между странами БРИКС". Соответствующим госорганам стран "пятерки" поручено продолжить обсуждение возможности более широкого использования национальных валют во взаимной торговле. Само обсуждение данного вопроса чрезвычайно важно с учетом того, что посредством БРИКС предпринимается попытка интеграции проектов "Шелкового пути" и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Фактически речь идет, в том числе, о создании торгового коридора "Восток - Запад", подразумевающего строительство транспортной магистрали от Тихого океана до Балтийского моря. Заявляя о намерении осуществлять столь грандиозный проект на основе использования национальных валют, БРИКС подтверждает стремление изменить роль доллара как расчетной валюты в инвестициях и торговле между странами "пятерки" и Евросоюзом (в долгосрочной перспективе - и всем Западом).

Вообще, демонстрация оппозиции гегемонии США в мировой политике и экономике - одно из самых примечательных проявлений уфимских саммитов. На это указывает и выраженная объединением БРИКС надежда на то, что США ратифицируют в самое ближайшее время согласованные еще в 2010 году реформы Международного валютного фонда (МВФ). В Уфимской декларации БРИКС подчеркивается, что отказ Соединенных Штатов от ратификации пакета реформ МВФ подрывает доверие к фонду, ограничивает его легитимность и эффективность. Этот факт препятствует пересмотру квот и голосов в МВФ в пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, как это было согласовано подавляющим большинством членов, включая США.

Подобную консолидированную позицию БРИКС можно рассматривать как вызов американскому лидерству в мировой финансовой системе. А ведь накануне Уфимского саммита было много разговоров о вероятном отпадении от этого процесса Бразилии. Поводом для этого стал недавний визит президента Бразилии Дилмы Руссефф в США, ознаменовавшийся подписанием двусторонних договоров, в том числе и в военной сфере. Сразу стали говорить о том, что "Дилма сдала Путина и БРИКС" и вообще Бразилия сделала ставку на сближение с Вашингтоном. Однако в ходе Уфимского саммита бразильский лидер не выдала и тени штрейкбрехерства. Да, она никоим образом не продемонстрировала стремления обострять отношения с США, но вместе с тем четко дала понять, что и в дальнейшем будет следовать стратегии укрепления отношений, прежде всего с Россией и Китаем. Последний является главным торгово-экономическим партнером Бразилии, в связи с чем многие эксперты прогнозируют, что именно сотрудничество между Поднебесной и крупнейшей страной Латинской Америки будет лежать в основе деятельности БРИКС.

Фактор Китая вообще занимает краеугольное место в евразийской и, можно сказать, уже во всей мировой политике. Китай наряду с Россией является одним из столпов как БРИКС, так и ШОС. И вне всяких сомнений, именно от политики Пекина будут преимущественно зависеть перспективы деятельности как "пятерки", так и ШОС, членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. До проведения Уфимского саммита ШОС статус наблюдателей в организации имели Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан, а в качестве "партнеров по диалогу" числились Беларусь, Турция и Шри-Ланка. На самом саммите договорились повысить статус участия в работе организации Беларуси до государства-наблюдателя. Кроме того, как сообщил российский президент Владимир Путин, "к семье ШОС в качестве партнеров по диалогу" присоединились Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал. Стало известно и о том, что официальная заявка на членство в организации поступила от Ирана.

Тема Ирана в ШОС показательна по ряду причин. Дело в том, что Исламская Республика не может присоединиться к организации до снятия с этой страны санкций ООН. На встрече с президентом Ирана Хасаном Рухани российский лидер выразил пожелание скорейшего снятия санкций с ИРИ. Позиция Путина сыграла свою роль в том, что ШОС выступила за полноформатную отмену антииранских санкций, поскольку они не должны быть способом решения международных проблем. Однако очевидно, что заявлениями по Ирану Путин вновь сигнализировал Западу о необходимости снятия санкций с самой России. Между тем поддержка им присоединения к ШОС Индии и Пакистана говорит о его готовности, в условиях роста конфронтации отношений с США и ЕС, а также ужесточения антироссийских санкций Запада, основательно повернуть вектор внешней политики Москвы в сторону Востока.

Подписание на Уфимском саммите документа о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены ШОС многие эксперты оценивают как событие, способное изменить геополитический баланс во всем мире. Речь идет, как отметил влиятельный американский журнал News-week, о притязании ШОС стать "противовесом международным институтам, которые после окончания Второй мировой войны играли ведущую роль и находились под управлением Запада".

Несомненно, ШОС имеет шанс превратиться в крупнейшую евразийскую организацию. Хотя бы потому, что в ней, с принятием Индии и Пакистана, уже объединились четыре ядерные державы (с учетом РФ и КНР). ШОС сделала шаг на пути к многополярному миру, и ее амбиции весьма четко проявились в принятой на саммите в Уфе "Стратегии развития" организации до 2025 года. В документе подчеркивается, что страны ШОС "уважают право на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждого государства, содействуют межцивилизационному диалогу, общему миру, прогрессу и гармонии, руководствуются принципами невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и территориальной целостности государств - членов ШОС и не поддерживают применения односторонних мер давления без одобрения Совета Безопасности ООН". Страны ШОС выступили за реформирование СБ ООН посредством увеличения представительства развивающихся стран. 

Вместе с тем следует признать, что попытка ШОС достичь равного с Западом геополитического потенциала столкнется с большими трудностями. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на данные статистики. Совокупный валовой внутренний продукт стран ШОС - $11,6 трлн. В то же время ВВП США, Евросоюза, Японии, Канады, Австралии и Новой Зеландии - условно считающихся авангардной частью Запада - в сумме составляет $43,5 трлн. Кроме того, налицо и недостаточная степень интеграции внутри ШОС и БРИКС. Этим структурам предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы стать слаженной системой и не превратиться лишь в большую пиар-акцию. В стремлении к последнему многие подозревают Россию, фактически ставшую изгоем на Западе. Исключенная на фоне событий в Украине из состава "большой восьмерки" ведущих держав Запада, Россия словно пытается компенсировать имиджевые потери (не говоря уже о политических и экономических) декларациями о формировании реально действующих объединений на Востоке - а именно БРИКС и ШОС. Примечательно в этом смысле заявление помощника президента РФ Юрия Ушакова: "У нас будет своего рода своя "восьмерка", которая, очевидно, потом увеличится, прирастет Ираном". Однако подлинную альтернативу западному лидерству в мире может предложить только полноценный, слаженный центр силы в Евразии, заявка на формирование которого хоть и провозглашена в Уфе, но должна еще найти конкретное подтверждение в реальной политике, в интересах старых и новых участников вышеозначенных объединений.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

619


Актуально