26 Апреля 2024

Пятница, 17:11

ПРОЛЕТЕТЬ "ФАНЕРОЙ" НАД БАКУ…

Многие зарубежные исполнители отказываются приезжать на гастроли в Азербайджан из-за боязни петь "вживую"

Автор:

15.06.2006

"Дурят нашего брата". Эта знаменитая фраза Аркадия Райкина приходит на ум всякий раз, когда слушаешь выступление эстрадных певцов. Ведь в 90% из ста наш слух "ублажает" вовсе не голос исполнителя, а тщательно отшлифованная на компьютере фонограмма. "Живое" же исполнение постепенно превращается в этакий деликатес, которым нас балуют лишь по большим праздникам. Да и то не всегда…

Впрочем, иногда "фанерный грех" на душу артисты берут не добровольно. Большинство телеканалов, записывающих концерты или приглашающих исполнителя на ту или иную передачу, требуют от него пения под фонограмму, приводя в пользу этого массу технических причин. И лишь очень немногие, по-настоящему сильные артисты, могут отстоять право петь "вживую". Хотя, сдается  нам, и они не слишком-то горят желанием пользоваться этим правом... И то верно, кому охота драть глотку, если это никому не нужно и можно преспокойно открывать рот "под плюс".

Но у телевидения, как ни крути, свои законы… А вот когда зрители за свои кровные покупают билеты на концерт, а взамен получают откровенную халтуру, это уже попахивает мошенничеством.

 

Ударим штрафом по безголосью

Впрочем, нельзя сказать, что засилье "фанеры" - это сугубо азербайджанская проблема. Куда больше, чем нас, она волнует "государственные умы" России. Дошло до того, что в Мосгордуме планируют ввести штрафы для артистов, выступающих под фонограмму. Аналогов этому предостаточно. Например, петь "под плюс" на коммерческих концертах запрещено и в Китае. Штраф - 100 тыс. юаней (12 тыс. долларов) или отлучение от сцены. Запреты на пение под "фанеру" планируют ввести в Украине и  Казахстане, а в Беларуси певцы, исполняющие песни "вживую", имеют ряд льгот.

Российский депутат Андрей Ковалев, занимающийся разработкой соответствующей поправки к закону, считает, что есть объективные причины, по которым многие исполнители предпочитают петь под "фанеру". Прежде всего это дороговизна аппаратуры, вследствие чего увеличивается и общая стоимость концерта.

Для начала с исполнителями-мошенниками депутат предлагает обойтись мягко - ввести в Административный кодекс РФ такую статью: если на афише не указано такими же крупными буквами, как и имя, что концерт будет идти "под плюс", штрафовать. Это предложение сейчас обсуждается со спикером Мосгордумы Владимиром Платоновым, а скоро к делу подключится и Иосиф Кобзон. Кстати, именно у него впервые родилась идея подобного штрафа.

А пока суд да дело, недовольные халтурой зрители могут воспользоваться законом о защите прав потребителей, статья 10-я которого гласит: исполнитель обязан уведомить зрителя о том, что поет под "фанеру" - в рекламе, на афишах. И если вас не предупредили - требуйте в суде возмещения убытков, в том числе стоимости билета. Правда, пока известен лишь один прецедент - в Архангельске, где на 10 тыс. рублей за использование "фанеры" оштрафовали группу "Мираж". Теперь все приезжающие музыканты выступают там "вживую".

Дабы не быть голословным, Ковалев рассказал "страшилку", весьма наглядно иллюстрирующую, что публике постепенно надоедает роль обманываемого простачка. Один банкир пригласил известную певицу выступить на теплоходе, а когда она начала петь "под плюс", разгневанный заказчик по пути ссадил ее на берег.

 

Пример для подражания или орловские деревни?

При этом, сетуя на "фанерное безобразие", царящее в их стране, российские чиновники от культуры, как ни странно, приводят в качестве примера Азербайджан. Дескать, там-то с этим полный порядок. Наивные… Вероятно, их сбивает с толку запрет на использование фонограммы, введенный аж в 2001 году тогдашним министром культуры Поладом Бюль-Бюльоглу. Согласно ему, на всех концертных площадках страны, подчиняющихся Министерству культуры, строго-настрого воспрещается петь под "фанеру". Однако на деле оказывается, что в абстрактное понятие "подконтрольные Минкультуры площадки" входит всего лишь один-единственный Дворец им. Гейдара Алиева, в стенах которого и соблюдается этот запрет. На остальные же концертные залы (взять, к примеру, Культурный центр им. Шахрияра) это правило не распространяется. А значит, петь или нет под фонограмму, каждый исполнитель решает сам. Как говорится, по мере своей испорченности.

Не говоря уже о том, что львиная доля выступлений в ресторанах, домах торжеств, на открытых площадках, телеканалах и т.д. и т.п. осуществляется именно под фонограмму. И, что особенно удивительно, зрители вроде как привыкли к такому положению вещей и воспринимают это как нечто должное, само собой разумеющееся. А "живое" пение записывают в ранг высших заслуг, как если бы исполнитель пел, стоя на голове.

 

Дворцовые тайны

Справедливости ради надо сказать, что существуют все же и положительные моменты. По сообщению пресс-службы Дворца им. Гейдара Алиева, за все то время, пока в стране действует этот запрет, он ни разу не был нарушен. "Правда, это касается только так называемой "плюсовки" - то есть полной фонограммы с голосом. Но наряду с этим существует и "минусовка" - инструментальная фонограмма без голоса, под которую поют или танцуют. Ее использование в ряде случаев просто необходимо. Прежде всего во время больших сборных концертов, в которых участвует несколько групп или исполнителей. Невозможно ведь после каждого выступления выносить на сцену новую аппаратуру, заново настраивать звук и т.д. Это  заняло бы уйму времени. Поэтому в таких случаях прибегают к помощи "минусовки". Кроме того, под "минус" выступают юмористы, пародирующие звезд мировой эстрады.

Запрет на использование фонограммы - один из важнейших пунктов контракта, который руководство дворца заключает с тем или иным исполнителем или организацией, ответственной за проведение концерта. Конечно, большинство "звезд", особенно гастролеров, далеко не в восторге от этого нововведения. В первые годы число концертов сильно сократилось. Главный аргумент, выдвигаемый ими в защиту своего права петь под "фанеру", звучал приблизительно так: "Я на сцене танцую, двигаюсь, дыхания своего не жалею - куда ж еще петь-то?". В ответ руководство дворца посоветовало брать пример с Олега Газманова - немолодой, между прочим, человек, а на сцене и колесом ходит, и сальто делает, и при всем этом поет "вживую". Так что нечего ныть…

"Но со временем местные исполнители все же привыкли к тому, что пение под фонограмму здесь не пройдет, и за неимением другого выхода стали серьезнее относиться к своему творчеству, - говорят в пресс-службе дворца. - Сложнее обстоит дело с гастролерами. Некоторые из них, узнав о нашем условии, отказались приезжать. По этой причине, например, пару лет назад не состоялся запланированный концерт группы "Иванушки - International".

Оборотная сторона "дворцовой" принципиальности - возросла стоимость билетов. Ведь теперь вместо того, чтобы просто привезти одного исполнителя с компакт-диском за пазухой, нужно тратиться на целую группу музыкантов, звукорежиссеров и т.д. И вообще, за удовольствие надо платить. Но вместе с тем пресс-служба дворца утверждает, что их организация к повышению стоимости билетов никакого отношения не имеет. Этот неприятный процесс целиком и полностью на совести людей, организующих тот или иной концерт, - это они назначают цены. Дворцу же достается только арендная плата, сумма которой всегда неизменна. "Часто мы даже отказываемся продавать билеты, которые слишком дорого стоят, - утверждают сотрудники дворца, - в противном случае нам будет просто стыдно смотреть в глаза своим зрителям. А ведь мы хотим, чтобы нас смогли посещать все слои населения".


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

441


Актуально