18 Мая 2024

Суббота, 09:57

ЛУЧ СВЕТА ИЗ ЖЕНЕВЫ

Согласуют ли Россия и США возможности для мирного решения сирийской проблемы?

Автор:

17.09.2013

Наверное, не будет преувеличением сказать, что в наши дни решается судьба Сирии. И даже больше - всей стабильности на Ближнем Востоке и во всем мире. Угроза нанесения Соединенными Штатами военного удара по Сирии сохраняется, но все же есть шанс на то, что нынешний кризис удастся преодолеть исключительно в рамках мирных переговоров и международного права.

Ситуация кардинально изменилась после того, как Россия призвала Дамаск передать химическое оружие под международный контроль, договориться о последующем уничтожении арсенала и присоединении к Конвенции о нераспространении химического оружия.

Россия изначально выступала против военных акций Вашингтона и ряда его союзников против Сирии. В опубликованной на днях в The New York Times статье президента РФ Владимира Путина вновь содержится призыв к Соединенным Штатам действовать исключительно через ООН и не предпринимать военных действий против Сирии в одностороннем порядке. По мнению российского лидера, военный удар США "может привести к росту насилия и новой волне терроризма", а также негативно отразиться на ситуации вокруг ядерной программы Ирана и палестино-израильском мирном процессе. Кроме того, Путин вновь допустил, что за химическими атаками в Сирии могут стоять оппозиционеры, провоцирующие тем самым  вмешательство своих зарубежных покровителей во внутрисирийский конфликт.

Инициатива Кремля о передаче сирийского химоружия под международный контроль в определенной степени разрядила ситуацию, которая, казалось, неизбежно движется к новой широкомасштабной войне на Ближнем Востоке. Официальный Дамаск заявил о своем согласии принять российское предложение, на фоне чего критика данной инициативы со стороны сирийской оппозиции предстала как фактор, не способный оказать никакого воздействия на дальнейший ход событий.

Однако в российской инициативе присутствует один немаловажный аспект - план по передаче сирийского химоружия под международный контроль сработает только в том случае, если США откажутся от применения силы против Сирии. И примечательнее всего то, что американская администрация, по сути, выразила готовность пойти по такому сценарию. Понятно, что эволюция позиции США произошла под воздействием целого ряда факторов. К ним следует отнести и критическое отношение ряда ближайших союзников США, прежде всего Великобритании, к готовящейся военной акции против Сирии, и скептицизм многих конгрессменов, да и большей части американского общества, относительно разрабатываемой Вашингтоном силовой операции. В результате Белый дом, ранее выражавший решительный настрой провести военную операцию в Сирии без санкции Совета Безопасности ООН и говоривший о необходимости нанесения "ограниченного удара" по силам Башара Асада, согласился сбавить обороты антисирийского "наступления".

Президент США Барак Обама дал понять, что он готов отказаться от идеи военного вмешательства в сирийский конфликт, если официальный Дамаск действительно предпримет все необходимые меры для передачи имеющегося у него в арсенале химоружия под международный контроль. Правда, выражая намерение добиваться изъятия этого вида оружия у Сирии, а также продолжить консультации с российским руководством по данному вопросу, американская сторона полна решимости получить все гарантии того, чтобы международный контроль был "полномасштабным", "доказуемым", "достоверным", "своевременным". И, наконец, как заявил госсекретарь США Джон Керри, "если он не осуществится, то это должно привести к соответствующим последствиям".

Схожей позиции по отношению к российской инициативе придерживается Франция - единственная из крупнейших европейских держав, поддержавшая стремление США нанести военный удар по Сирии. Приветствовав в целом предложение Кремля, Париж, тем не менее, выразил особую обеспокоенность в связи с возможностью достижения договоренности о том, где и каким образом будут уничтожены арсеналы сирийского химоружия в условиях гражданской войны.

Пожалуй, единственной страной, категорично требующей военной операции против режима Асада, является Турция. Признавая позитивность российского предложения, официальная Анкара вместе с тем дала понять, что оно не удовлетворяет Турцию. "Наша позиция заключается в том, чтобы очистить мир от любого оружия массового уничтожения, - отметил глава МИД Турции Ахмет Давутоглу. - Но в данном случае речь идет о преступлении. Если совершено такое массовое убийство, международному праву необходимо вмешаться и наказать агрессора. И сирийский режим не избежит этой ответственности".

Но ключевым фактором момента явились не приготовления и призывы военного характера, а итоги состоявшихся в Женеве переговоров глав внешнеполитических ведомств России и США - Сергея Лаврова и Джона Керри, к которым присоединился и спецпредставитель генсека ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими. Обсуждали все тот же вопрос - план передачи под международный контроль сирийского химоружия.

По завершении переговоров дипломаты дали понять, что основные обсуждения еще впереди. Глава МИД РФ отметил необходимость подключения специалистов США и России, совместно с экспертами ООН по химоружию, к разработке "дорожной карты", чтобы вопрос передачи сирийского оружия под контроль международного сообщества "был решен быстро, профессионально, насколько возможно практически".

Лавров поведал также о том, что главы внешнеполитических ведомств России и США договорились встретиться еще раз в Нью-Йорке, на "полях" Генеральной Ассамблеи ООН, ориентировочно 28 сентября. Причем на этой встрече предполагается обсудить не только вопросы, касающиеся сирийского химического оружия, но и перспективы проведения международной конференции по Сирии "Женева-2". Керри при этом уточнил, что точная договоренность "конечно, будет зависеть от наших возможностей добиться успеха здесь, в ближайший день, часы, по теме химоружия".

Что касается Брахими, то он после переговоров с Керри и Лавровым заявил, что работа по химическому разоружению Сирии является важной составляющей на пути подготовки "Женевы-2".

Таким образом, есть реальная надежда на то, что дипломатические усилия помогут избежать военной операции США и их союзников против Сирии. Правда, принципиальные и необратимые заявления на этот счет могут быть озвучены лишь в случае полного согласования на переговорах между США и Россией всего комплекса вопросов, касающихся Сирии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

754


Актуально