5 Мая 2024

Воскресенье, 03:43

СТРЕСС-ТЕСТЫ НА УСТОЙЧИВОСТЬ

Эксперты считают девальвацию российского рубля наиболее логичным шагом в условиях кризиса

Автор:

01.09.2015

"Страшный"! "Катастрофический"! Этими и другими подобными заголовками уже который день заполнены полосы российских газет и интернет-изданий. Адресованы они новому сценарию развития экономики России, разработанному Минэкономразвития страны на 2016-2018 годы. И действительно, согласно "уточненным" сценариям, Россию ждет острый дефицит бюджета при стоимости нефти в $40 (худший из двух сценариев), а значит, масштабное сокращение расходной его части, инфляция, дальнейшее понижение уровня жизни населения и все такое прочее, что сопровождает в таких случаях страну, зависящую от экспорта энергоресурсов. Два других варианта - эмиссия, то есть увеличение денежной массы, или масштабное изъятие средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), к стабилизации экономики и уж тем более к ее росту не приведут. 

Согласно свежим прогнозам Минэкономразвития РФ, курс доллара будет удерживаться выше 75 рублей на протяжении 3 лет. Причем насколько выше, никто не знает. Прошел даже слух, что Нацбанк порекомендовал банкам проводить стресс-тесты с учетом курса рубля 100-120 рублей за доллар. Инфляция прогнозируется на уровне 8,8% в 2016-м, 7% - в 2017-м и 6% - в 2018 годах. Однако сможет ли правительство сдерживать ее даже в этих пределах, гарантии нет. 

И это еще не все. Хоть прогнозы были сделаны в одно время с информацией об обвалах на фондовых рынках США и Китая, они все равно не могут учитывать всех последствий этих событий. По большому счету все экономики мира, крепко повязанные на долларе, затаив дыхание, ждут очередного заседания Комитета открытого рынка Федеральной резервной системы США, которое состоится 16-17 сентября. Повышение процентных ставок в США и связанный с ним возможный рост стоимости доллара могут вызвать хаос, который затронет правительства развивающихся стран, их финансовые учреждения, корпорации и даже домохозяйства. За последние несколько лет они заняли триллионы долларов, и поэтому теперь им придется столкнуться с реальным ростом стоимости этих долгов в местной валюте. При этом повышение процентных ставок в США будет способствовать росту ставок в развивающихся странах, тем самым еще больше увеличивая стоимость обслуживания долга.

Многие экономисты склоняются к мысли, что глобальный мировой рынок, по большому счету, так и не оправился от кризиса 2007-2009 годов. Свидетельств тому очень много. Экономики развивающихся стран стагнируют, многие валюты сильно девальвированы. США формально с 2009 года вышли из рецессии и побороли безработицу, но темпы роста экономики оказались невысокими. Европа находится в состоянии рецессии или слабого роста - на этот год планируется не более 1,5%.

Одновременно с этим правительства все последнее десятилетие наращивали долги. У США госдолг сегодня составляет около $18 трлн. (это немного выше объема ВВП), у ЕС - 12 трлн. евро (87% ВВП).

Значительно хуже ситуация у стран, чей бюджет во многом зависит от доходов нефтегазового сектора экономики. Каковы бы ни были причины резкого обвала мировых цен на энергоносители, в их восстановление на прежних позициях уже мало кто верит. И самый простой способ выполнения доходной части бюджета - эта девальвация собственной валюты. Что и происходит в России. 

Однако предприниматели не считают девальвацию полезной, будь то резкая образца 1998 года или плавная образца 2008-2009 годов. Первый вариант всегда поддерживали лишь 1-4% предприятий, второй - 10-13%. Согласно же различным опросам, проведенным недавно, дальнейшего ослабления рубля хотят лишь 2% российских промышленников. Требование большинства - крепкий рубль, а также низкие налоги и ставки по кредитам. Однако во время недавней встречи президента Владимира Путина с промышленниками один из предпринимателей вдруг обратился к нему с просьбой "не дать доллару упасть". И эта просьба, как ни странно, не вызвала возражения у остальных предпринимателей, присутствовавших на встрече. 

Между тем на вопрос о помехах импортозамещению чаще всего предприятия (62%) указывают на "отсутствие отечественных аналогов оборудования и сырья любого качества". То есть импорт в любом случае нужен. 

В то же время правительство России сегодня "разрывается" между решением двух важнейших задач - с одной стороны, необходимо наполнять бюджет, с другой - обеспечить бизнесу должные условия для строительства новых предприятий и модернизации имеющихся. Лишь в двух отраслях Россия может на сегодняшний день быть относительно независимой - выпуске продовольственных товаров и легкой промышленности. Остальные отрасли требуют реиндустриализации и модернизации. 

Виной тому сложившаяся экономическая модель экономики. Деиндустриализация, стартовавшая с середины 90-х годов прошлого века и продолжавшаяся до недавнего времени, привела к тому, что подавляющее большинство выпускаемых в стране средств производства - машины и оборудование по своему качеству сильно уступают западным аналогам. Чтобы потом производить что-то более совершенное, надо сейчас закупать станки и технологии на Западе. Как это сделать, если рубль дешевеет, проценты по внутренним займам нерентабельны, а доступ к дешевому зарубежному кредиту заблокирован? 

Как заявил журналу R+ руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташев, "в слабой экономике не бывает сильной валюты". "Рубль упал вполне естественно и закономерно не под влиянием мировых цен на нефть, а под влиянием внутренних причин, в первую очередь экономических, - считает эксперт. - Хотя внешние причины для кризиса были, но в России он развернулся гораздо раньше. В 2012 году можно было уже его прогнозировать - валовый внутренний продукт сокращался, уже в прошлом году были увольнения в ряде отраслей, падение на рынке недвижимости…"

Контрмеры на западные санкции хоть в некоторой степени и стимулировали российских предпринимателей к открытию новых производств и модернизации имеющихся, но сильна среди них и неуверенность в долгосрочности мер, осуществляемых правительством. Где гарантии, что если политическая составляющая конфликта России с Западом в ближайшем будущем каким-то образом разрешится, за этим не последует отмена всяческих санкций с обеих сторон и в страну вновь не хлынут дешевые товары и технологии? Даже продление в августе запрета на импорт продовольствия еще на 12 месяцев имеет оговорку, что в любое время Россия готова это решение пересмотреть в случае отмены западных санкций.

Тем более, как выяснилось, у министра экономического развития Алексея Улюкаева есть ощущение, что российская экономика уже достигла дна и падать дальше некуда. А раз так, то дальше Россию ждет только рост, считает чиновник, скорректировавший, правда, прогноз на следующий год с роста в 2,3% на что-то вроде от 1 до 2%. Ну а предположения Международного валютного фонда о росте российской экономики на 0,2% он назвал слишком уж пессимистичными. 

А вот Василий Колташев другого мнения: "Я думаю, в следующем году продолжится сокращение ВВП. Даже значительнее, чем в этом. Вся логика последних лет показывает, что экономика сжимается. Восстановление деловой активности в обществе не может произойти без усилий со стороны государства. Усилий нет, значит, можно прогнозировать спад. А что касается прогнозирования роста на следующий год в условиях спада - это уже целая традиция, особый вид искусства. Ясно, что все экономики стран БРИКС входят в кризисный режим, возможно, только за исключением Индии - пока что. У Китая замедление роста - самые худшие показатели за 24 года. Бразилия, ЮАР, Россия - в рецессии. За ними идет обвал экономик поменьше - по той же самой схеме. При таких условиях Россия, все еще пытающаяся решать свои проблемы за счет экспорта сырья, не может получить рост экономики в следующем году". 

Так что, по-видимому, России, находящейся в тисках экономического кризиса, многократно усиленного политическим конфликтом с США и их союзниками, чтобы избежать дефолта, придется и дальше ослаблять свою национальную валюту.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

547


Актуально