Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
Под натиском беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки пал последний бастион на пути мигрантов - Польша. Единственная страна ЕС, категорически отказывавшаяся принять беженцев, скрепя сердце согласилась на несколько сотен арабов, туарегов, афганцев и др. Страны - члены ЕС пока что не могут ответить на главный вопрос: как остановить миграционный поток?
На днях главы МВД стран - членов Евросоюза приняли большинством голосов решение о распределении 120 тысяч беженцев по территории союза. Ожидается, что план вступит в силу в течение ближайших двух лет. Против этого выступили Чехия, Словакия, Румыния и Венгрия. Финляндия воздержалась от голосования.
При этом премьер Словакии Роберт Фицо отказался признавать квоты на распределение мигрантов, называя действия Евросоюза диктатом. "Я скорее пойду на возбуждение дела (со стороны ЕС) против Словакии, чем буду уважать этот диктат большинства", - заявил Фицо. Он обвинил большинство в Совете ЕС в пренебрежении рациональными аргументами, из-за чего стало невозможно достичь консенсуса. В ответ президент Франции Франсуа Олланд пригрозил санкциями странам ЕС, которые откажутся от распределения мигрантов по системе квот. Французский президент также напомнил, что Западная Европа раньше оказывала огромную поддержку государствам бывшего соцлагеря. "Пусть некоторые из них не голосовали, но решение было принято большинством, а те, кто голосовал против, примут беженцев", - подчеркнул он.
Нам в Азербайджане хорошо известно, насколько болезненна проблема беженцев, даже если это наши соотечественники. А чего говорить о беженцах, имеющих этнорелигиозное отличие. О том, что же происходит в нынешней Европе, - начало конца цивилизации или очередной социальный кризис, - R+ рассказал известный польский политолог и публицист Лукаш ЯСИНА.
- Европа оказалась бессильной перед потоком беженцев, которые практически проложили "зеленый коридор" до Германии. Есть ли эффективное средство остановить этот поток? Не приведет ли миграция в таких количествах к системным изменениям внутри ЕС?
- Проблема в том, что никому в Западной, Восточной или Южной Европе не известно - контролируют ли основные европейские институты: Европейский совет, Еврокомиссия и другие структуры ситуацию с потоком беженцев. Центрально- и восточноевропейские страны, видя, что происходит в Венгрии, Словении, Словакии, Хорватии и других государствах, уже не доверяют общеевропейским институтам, которые утверждают, что миграционного кризиса нет, а есть "небольшие трудности с расселением беженцев". Похоже, пока со стороны общеевропейских структур нет осознания того, что в Европе происходит беспрецедентный миграционный кризис.
- Если нет понимания происходящего, в таком случае ситуация грозит развиться в самом непредсказуемом русле. Говорят, что в путь готовятся многомиллионная Нигерия, Чад, арабы из Йемена, где также идет война…
- Уже говорят о 6 миллионах потенциальных мигрантов. В первую очередь из арабских стран Северной Африки - Алжира, Марокко и др. Современная европейская система ни в политическом, ни в экономическом плане не готова к таким вызовам. Это будет, как говорят украинцы, "великий бардак".
Сейчас самая важная проблема не столько потоки беженцев, сколько конфликт из-за спора между самыми крупными странами Европы, такими как ФРГ, и восточноевропейскими странами по поводу того, кто должен принять беженцев и кто должен оплатить их пребывание. Хотя беженцев не интересуют страны Восточной и Центральной Европы: Венгрия, Польша, Чехия. Однако Германия, Великобритания и другие западноевропейские страны стремятся переложить часть ответственности и тяготы по приему беженцев на восточных соседей. Польша заявила о согласии принять беженцев, но оппозиционные партии и, самое главное, польское общество категорически против этого решения. Принимая непопулярное среди общественности страны решение за один месяц до выборов, правительство создает себе немалые проблемы.
- Немцы встречали беженцев с цветами, почему же их так боятся поляки?
- Польша хочет стабильности. Многие поляки живут в Европе и знакомы с проявлениями религиозного фундаментализма и экстремизма, которые существуют в западноевропейских странах. Поэтому поляки опасаются потока мигрантов. Население таких стран, как Польша и Венгрия, боится того, что и у них в стране могут сформироваться гетто, как во Франции или Великобритании, боятся террористических актов, боятся лишиться достижений, которых добились в результате демонтажа социалистического лагеря.
- Высок ли риск проникновения в Европу вместе с беженцами террористов ИГ, "Аль-Каиды", "Талибана" и других?
- Вполне естественно, что вместе с сотнями тысяч беженцев, людей, бегущих от войны и лишений, в Европу могут проникнуть члены террористических организаций вроде "Исламского государства" и талибов. Но, во-первых, мы очень надеемся на опыт европейских спецслужб по борьбе с терроризмом, во-вторых, судя по организаторам терактов в США и Европе в прошлом, угроза терроризма исходит не от недавно прибывших мигрантов, а от второго поколения религиозных радикалов, тех арабов, пакистанцев, афганцев, которые родились и выросли в Европе.
- Судя по "восточным кварталам" в пригородах Парижа, Лондона, выходцы с Ближнего Востока и Азии не склонны интегрироваться в общество страны, в которой они живут. Рождаемость среди мигрантов увеличивается, а община арабов, пакистанцев, турок остается закрытой. Не приведет ли такое положение к росту ксенофобии и усилению позиций правых сил Европе?
- Вполне естественно, что следует ожидать усиления позиций правых сил. На фоне волны массовой миграции предсказуем успех председателя Национального фронта во главе с Мари Ли Пен на выборах во Франции, которые состоятся через два года. Также повысится популярность правых в Германии и странах Центральной Европы - Чехии и Венгрии.
- Некоторые западные политики говорят, что миграционный кризис - это результат внешней политики США (военные акции в Ираке, Афганистане и поддержка сирийской оппозиции), и они тем самым в какой-то мере повинны в происходящем…
- Это не только вина США, но также и европейских стран. Франция сыграла активную роль в военной кампании в Ливии, в поддержке сирийской оппозиции. Скажем, Польша оказала поддержку США в военных операциях в Ираке и Афганистане. Проблема в том, что США уже не заинтересованы в поддержке Евросоюза. Барак Обама стал сильно дистанцироваться от европейских проблем. Это видно в неучастии США в урегулировании украинского кризиса. Обама не хочет портить отношений с Россией. Вся ответственность за происходящие процессы легла на плечи Европы. Это проблема европейско-американских отношений.
- Как вы относитесь к идее, что от миграции страны Европы только выиграют, потому что в Европе падает рождаемость и становится больше пенсионеров? В 2030 году мигранты будут основной массой работающих людей в странах Западной Европы?
- Проблема демографии и возможности жить и работать - два разных вопроса. В Европе после экономического кризиса только несколько западноевропейских стран могут предложить мигрантам работу. А что касается Восточной Европы, например Польши, то 3-4 миллиона поляков уехали на заработки в другие государства. Вполне возможно, что в определенной степени мигранты могут решить проблему демографии, но у большинства стран нет возможности дать мигрантам квартиры, деньги и сделать жизнь их лучше, чем это было на Ближнем Востоке.
В плане перспективы экономического развития миграция - это плюс для ФРГ, для других стран - большой минус.
- Как-то неожиданно организованно и скоординированно беженцы пошли в Европу. Нет ли тут элемента проекта - накрыть Европу беспрецедентной волной мигрантов?
- Идея о том, что такой проект есть и беженцам была дана команда прорываться в Европу, очень популярна среди правых сил. Гипотетически такой проект могли осуществить монархии Персидского залива. Но пока нет никаких убедительных доказательств, что миграционный кризис кем-то управляется.
- Некоторые страны ЕС уже поставили ограничения на свободный въезд на внутренних границах. А Венгрия вообще намерена огородиться стеной. Может ли это привести к ликвидации Шенгенского соглашения?
- Венгрия намерена построить систему, идентичную "берлинской стене", на границе с Сербией, Румынией, Хорватией и, возможно, с Австрией. Самым разочаровывающим для нас было решение канцлера Германии временно закрыть свободное передвижение между ФРГ и Австрией. Понятно, что если временное решение дает эффект, то почему бы временное не сделать постоянным? Мы надеемся, что Шенгенское соглашение восстановится, несмотря на миграционный кризис. Свободное передвижение - это основополагающий принцип объединенной Европы. Если этот кризис не удастся победить, наступит конец Евросоюза.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: