30 Апреля 2024

Вторник, 12:39

СВОЯ ИГРА СИ ЦЗИНЬПИНА

Станет ли нынешний визит главы КНР в США поворотным в отношениях двух стран?

Автор:

29.09.2015

Первый официальный визит в США председателя КНР Си Цзиньпина стал одним из важнейших текущих событий в мировой политике. Две страны связывают неоднозначные отношения - их сложно назвать друзьями, но и врагами они точно не являются. По мнению большинства экспертов, американо-китайские связи будут играть решающую роль в формировании мирового порядка XXI века. Президент США Барак Обама, встречая своего гостя, повторил это известное выражение, ясно давая понять, что значит диалог великой азиатской цивилизации с одной стороны и сконцентрированной на Американском континенте всей сути и силы западного мира - с другой. Си Цзиньпинь высказался в этом же духе, но более осторожно - по его словам, "если Китай и США будут хорошо сотрудничать, они смогут стать основанием мировой стабильности", если же Пекин и Вашингтон "вступят в конфронтацию или конфликт, это приведет к катастрофе для обеих стран и в целом для мира". Си Цзиньпин призвал США и Китай к лучшему пониманию стратегических намерений друг друга и созданию новой модели межгосударственных отношений, где было бы поменьше взаимных подозрений.

Проблем и подозрений в двустороннем американо-китайском диалоге всегда хватало, но, вместе с тем, страны имеют много общих интересов и вынуждены сотрудничать. С середины этого года Пекин и Вашингтон вновь стали предпринимать попытки к серьезному сближению. К визиту лидера КНР готовились тщательно и заранее. Пекин посетила советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс. Затем в Вашингтон отправилась представительная делегация во главе с министром общественной безопасности Китая, главой политико-юридической комиссии Компартии Китая Мэн Цзяньчжу, который встретился с Райс и Джоном Керри. 

Так станет ли нынешний визит Си Цзиньпина поворотным и преследовалась ли такая цель изначально? 

Начало визита получилось многообещающим. Свое выступление перед американцами председатель КНР начал с Сиэтла, где была организована его встреча с топ-менеджерами таких ведущих американских корпораций, как Boeing, Amazon, DuPont, IBM и Мicrosoft. Китай привез с собой Ali-baba Group, Tencent, Lenovo, ведущие банки - ICBC и Bank of China. Саммит в крупнейшем городе штата Вашингтон получился внушительным. Как и подписанные по его итогам соглашения, это позволило заявить о налаживании диалога между столпами IT-сферы по обеим сторонам Тихого океана. Авиастроительный концерн Boeing заключил несколько контрактов с китайскими фирмами на поставку 300 самолетов на общую сумму $38 млрд. Кроме того, Boeing построит в Китае свой сборочный завод. Американская Cisco создала совместное предприятие с крупнейшим китайским производителем серверов - компанией Inspur, которая займется на территории Китая распространением сетевого оборудования и облачных продуктов. Ранее Dell заявляла о готовности инвестирования в свой бизнес в Китае до $125 млрд. в течение ближайших нескольких лет. Так, американские технологические корпорации все активнее вкладывают в Китай, а Китай получает доступ к западным технологиям. 

Однако самым важным стало то, что Обама и Си Цзиньпин договорились о принятии новых взаимных мер по противодействию кибершпионажу. США и Китай обязались не осуществлять и не поддерживать деятельность, направленную на похищение интеллектуальной собственности через Интернет. Пакт об электронном ненападении появился очень своевременно и, скорее всего, устранит или отсрочит угрозы американцев ввести санкции против китайских физических и юридических лиц, причастных к кибератакам на серверы американских корпораций. Ряд высокопоставленных политиков, чиновников и офицеров США уверены, что именно "хакеры, работающие на Китай", взломали компьютерную систему правительственного Офиса управления персональными данными, в которой содержатся конфиденциальные сведения (от имен родственников до историй болезней и пристрастий) о миллионах бывших и действующих американских государственных служащих. Масштаб утечки был шокирующим, американцы даже забеспокоились о возможности раскрытия своих агентов в Китае. США также тревожит, что китайские хакеры занимаются промышленным шпионажем для государственных компаний. Директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер назвал Пекин основным подозреваемым. Американцы признают, что тоже не без греха, но кража коммерческих тайн - это уже нарушение неписаных правил мирового шпионажа. Китай отвергает обвинения и говорит о работе "внесистемных хакерских групп", указывает на закон по борьбе с такими преступлениями. Впрочем, всем известно, что Пекин жестко контролирует интернет-пространство, и там вряд ли могут появиться "свободные хакеры" с большими возможностями. Ситуация шла по нарастающей, нужны были срочные меры, чтобы снизить накал. "Китайское правительство не будет в какой бы то ни было форме участвовать в кражах коммерческих данных либо поощрять и поддерживать попытки чего-либо подобного", - заверил председатель КНР в Сиэтле. Стороны сделали вид, что друг другу поверили.

Другим важным моментом, снимающим градус напряженности в отношениях двух стран, стало то, что американские и китайские военные согласовали правила поведения для боевых самолетов двух стран во время встреч в воздухе. Был обговорен механизм проведения переговоров на высоком уровне, особенно во время кризисных ситуаций. 15 сентября китайский истребитель выполнил опасный маневр перед американским самолетом-разведчиком RC-135. Заявление об инциденте было сделано в день, когда самолет председателя КНР Си Цзиньпина приземлился в Сиэтле. 

Если ситуация вокруг Тайваня пока находится в спокойной фазе, то ситуация в Южно-Китайском море является постоянным источником головной боли для американской администрации. Небольшие клочки суши кроме Китая оспаривают Япония, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия. Однако Пекин спокойно осваивает острова, даже наращивает там сушу, строит взлетно-посадочные полосы, военные и спасательные базы. Хотя официально Вашингтон выражает свою обеспокоенность по поводу "милитаризации районов, принадлежность которых оспаривается несколькими государствами", возмущение американцев действиями Китая на самом деле объясняется тем, что воды Южно-Китайского моря являются стратегическими для мировой торговли, а Вашингтон, как известно, гласно и негласно контролирует многие важнейшие мировые морские артерии. "США продолжат плавать, летать и действовать везде, где позволяет международное право", - заявил Обама. Однако Китай раз за разом отвечает, что насыпные работы КНР на островах "не направлены против какой-либо страны" и что "Китай не намерен заниматься милитаризацией" данных районов. Поскольку задеты фундаментальные интересы обеих стран, все, что остается, - это снижать градус напряженности. И продолжать демонстрировать военную силу. 

Американцы не приехали на китайский парад 3 сентября по поводу 70-летия победы над Японией, но американский атомный авианосец "Рональд Рейган" собирается принять участие в морском параде 18 октября рядом с портом Пусан на юго-востоке Южной Кореи по случаю 70-й годовщины основания южнокорейского флота. Американские СМИ пишут, что, согласно данным стокгольмского Института по изучению мира, китайские затраты на оборону сейчас вторые по величине в мире после США. Народно-освободительная армия Китая была значительно модернизирована за последние 20 лет и из армии крестьян превратилась в одну из самых современных в мире. Серьезные и прямые боестолкновения в зоне АТР маловероятны, но действия и политика стран региона всегда корректируются с учетом того, у кого сильнее мускулы. Американцы себя успокаивают тем, что хотя технологический разрыв между двумя армиями стремительно сокращается, американская армия - это децентрализованная, гибкая организационная структура, которая поощряет инициативы, риск и нестандартные решения, в то время как армия Китая подчиняется авторитарному руководству, традиционно опасающемуся армии, могущей действовать независимо от центра. Как на самом деле показали бы себя военные двух систем в реальных боевых условиях - вопрос открытый, и остается надеяться, что он таковым и останется. И думается, что в первую очередь на это надеются сами американцы. 

Куда реальнее пока вопросы экономического характера, и они, похоже, волнуют Вашингтон и Пекин намного больше, учитывая их высокую взаимозависимость в этой сфере, а также то, что объем торговли между двумя странами составляет почти $600 млрд. в год, хотя торговый баланс явно в пользу Китая. По прогнозам, к 2020 году китайские инвестиции в США достигнут $200 млрд., американцы ожидают создания около 4 млн. новых рабочих мест в США. Этим и объясняется миролюбивый тон американо-китайского диалога. Китайский лидер, выступая в Сиэтле, пообещал удержать юань от дальнейшего падения, заверил аудиторию, что Китай продолжает реформы на основе верховенства закона и рыночных принципов, и пообещал своевременно реагировать на озабоченности американского бизнеса. Китай не будет дискриминировать иностранные предприятия, ускорит открытие рынка и приложит усилия для улучшения ситуации с правами человека. По мнению Си Цзиньпина, нынешнее замедление экономики - это временные трудности, потому что даже большой корабль может пострадать от бури в открытом море. Хотя список претензий американцев к Поднебесной намного больше того, что упомянул Си Цзиньпин (от экономической модели Китая, основанной на экспорте и инвестициях, до опасений американских компаний по поводу отсутствия правовой и нормативной транспарентности), все это, конечно, бальзам на американские уши. До такой степени, что обозреватели даже заговорили о возможности присоединения США к китайским проектам, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и то, что КНР могла бы стать частью проекта США по Транстихоокеанскому партнерству.

Нынешний визит Си Цзиньпиня, безусловно, важен хотя бы в ответ на предположения о том, что Китай что-то там недоброе замышляет против американского доллара и имеет тайные планы, намеренные "поменять мировую финансовую и экономическую модель". США своими контрактами с КНР еще раз убедительно расставили точки над "i". Но вот насколько можно судить по нынешнему визиту, в отношении долгосрочных перспектив американо-китайских отношений вопрос остается открытым. Си Цзиньпин сейчас находится под прессом своей дрогнувшей экономики, а Обаму и вовсе все чаще называют "хромой уткой". Довольно скоро в Белый дом придет новая администрация и в Пекине это прекрасно понимают. Поэтому создается впечатление, что американцы и китайцы ограничились на сегодня важными, но не ключевыми вопросами, а также вопросами, которые в принципе не вызывают острых возражений (борьба с терроризмом, изменение климата и т.д.), ну и, конечно, подсластили все крупными бизнес-контрактами. 

США и Китай не могут себе позволить всерьез ссориться, но быть друзьями им также не позволяет вся логика их развития и их амбиций. США вынуждены мириться с растущим военным и экономическим могуществом Китая, но стремятся сохранить лицо ведущей мировой державы. Китайцы понимают, насколько они завязаны на Америку, сколько выгоды они могут извлечь из мира, нежели из конфронтации, и поэтому идут на уступки, вежливо улыбаются, но при этом спокойно и схематично продолжают устраивать свои интересы. Как признает The National Interest, Си Цзиньпина в США встречали со всеми почестями, включая салют из 21 орудия на лужайке Белого дома и официальный банкет, не потому, что Китай - союзник США или американцы уважают и принимают политическую систему Китая, а потому, что Китай - мировая держава. Причем Китай как мировая держава ведет себя совсем не так, как ведут себя США. КНР занята тихой и методичной экономической экспансией, сосредоточена больше всего на своем регионе, всем дает вежливый отпор, со всеми готова союзничать, но никогда не заходит далеко в этом вопросе. У китайцев всегда своя игра, и все чаще американцы вынуждены играть именно по их правилам.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

521


Актуально