30 Апреля 2024

Вторник, 17:31

ПОД СЕНЬЮ СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ

Ее открытие в Москве активизировало переговоры России и Турции по урегулированию сирийского кризиса в контексте борьбы с терроризмом

Автор:

29.09.2015

Открытие Соборной мечети в Москве стало, несомненно, знаменательным событием в жизни мусульман, причем не только России. Вместе с тем оно стало хорошим поводом для весьма обстоятельных переговоров на международную тематику, которые провели глава России Владимир Путин и участвовавшие в открытии мечети лидеры Турции и Палестинской национальной администрации Реджеп Тайип Эрдоган и Махмуд Аббас.

Московская Соборная мечеть, которую президент Турции назвал "великолепным памятником в самом центре российской столицы", стала крупнейшей в Европе. По словам Владимира Путина, "она будет важнейшим духовным центром, источником просвещения, распространения истинных ценностей ислама, поможет объединить усилия не только мусульман, но и людей других вероисповеданий во имя благих общих дел".

Вообще, речь российского президента на церемонии открытия Соборной мечети изобиловала высказываниями, весьма актуальными и значимыми в непростых условиях современного миропорядка, особенно с учетом тех потрясений, которые переживает пространство исламского мира, прежде всего регион Ближнего Востока. Путин напомнил, что "Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной, и сила ее - во взаимообогащении культур, традиций и религий". В связи с этим глава РФ высоко оценил огромную заслугу мусульманской уммы в мирном сосуществовании народов и религий. "Сегодня традиционный ислам - это неотъемлемая часть духовной жизни нашей страны, - подчеркнул президент РФ. - Его гуманистические ценности, как и ценности других наших традиционных религий, учат людей милосердию, справедливости, заботе о близких".

Российский лидер сделал особый акцент на необходимости того, "чтобы мусульманская молодежь воспитывалась на традиционных исламских ценностях, чтобы пресекались попытки навязать чуждые нам мировоззренческие установки, которые не имеют ничего общего с подлинным исламом". Отметив, что "неприятие и осуждение любых проявлений фундаментализма и радикализма стало весомым вкладом в борьбу с национализмом и религиозным экстремизмом", Путин заявил: "Работа в этом направлении особенно важна сегодня, когда предпринимаются попытки цинично эксплуатировать религиозные чувства в политических целях". Президент России прямо обвинил в последнем террористов из так называемого "Исламского государства" (ИГ), сеющего ненависть и убивающего людей, варварски уничтожающего памятники мировой культуры, идеология которого построена на лжи, откровенном извращении ислама.

Безусловно, открытие Соборной мечети в Москве стало своего рода знаковым посланием России всему человечеству в момент, когда разворачивается одна из величайших ближневосточных драм в мировой истории и сама Россия делает серьезную попытку вернуть свое былое влияние на политику этого стратегически важного региона. В данном контексте следует воспринимать и активизацию Москвы в сирийском направлении, характеризующуюся стремлением оказать реальную помощь официальному Дамаску в войне против пресловутого ИГ, контролирующего часть территорий Ирака и Сирии и неприкрыто выражающего планы распространения своей власти на весь мусульманский Восток.

Все более обостряющаяся ситуация на Святой Земле и в историческом Междуречье чрезвычайно беспокоит мировое сообщество и заинтересованные страны. Обращает на себя внимание тот факт, что на днях в Москве вначале побывал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а уже спустя несколько дней после этого упомянутые выше Махмуд Аббас и Реджеп Эрдоган.

В мировых кругах, судя по всему, интенсивно обсуждается инициатива Владимира Путина о создании единого фронта борьбы с ИГ. Нельзя исключать, что по данному вопросу президент РФ даже проведет переговоры с главой США Бараком Обамой в рамках проходящей в Нью-Йорке сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Предложение Путина включает в себя оказание действенной помощи президенту Сирии Башару Асаду, при этом совершенно неясными остаются политические перспективы последнего, коему Запад уже давно выдал "черную метку". В попытках Москвы поддержать Асада США и Европа усматривают, прежде всего, стремление сохранить российскую военно-морскую базу в сирийском Тартусе - гарант военно-политического влияния великой северной державы в Южном Средиземноморье.

Однако с допускаемой Кремлем возможностью дальнейшего пребывания сирийского президента у власти не согласны заинтересованные в его уходе внешние силы. Включая Турцию, с которой у России, как признал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков по итогам визита Эрдогана в Москву, "по-прежнему существует расхождение в подходах". Хотя обе стороны, как подчеркнул Песков, разделяют крайнюю обеспокоенность в связи с ухудшением ситуации в Сирии, очевидна диаметральная противоположность их позиций по "вопросу Асада".

Президент Турции Эрдоган, высоко оценивший богатый российский опыт "мирного сосуществования под единой крышей людей разных конфессий и этнических корней", то, что "сегодня мы вновь стали свидетелями, как Москва собирает все многообразие народов, объединяет их единые духовные ценности, создает единое жизненное пространство и показывает всем прекрасный пример для будущего", все же не стал скрывать своего несогласия с поддержкой Кремлем сирийского режима.

Турция, в которой нашли убежище более двух миллионов сирийцев (их содержание, по данным официальной Анкары, уже обошлось ей в $5,5 млрд.), требует создания на территории Сирии безопасной зоны для размещения беженцев. С этой идеей не согласна Москва, усматривающая в ней опасность распада сирийского государства. По большому счету, перспектива распада Сирии не выгодна и Турции, которая в таком случае может столкнуться с вероятностью создания еще одной курдской автономии, только обладающей еще большим багажом самостоятельности, чем Иракский Курдистан. Собственно, осознавая реализацию западными кругами проекта "Большого Курдистана", Эрдоган подвергает критике США, покровительствующие действующему в Сирии "Курдскому демократическому союзу", являющемуся, по словам главы Турции, такой же террористической организацией, как Курдская рабочая партия и "Исламское государство". В этом же контексте следует воспринимать и первую за годы сирийского конфликта инициативу Эрдогана о том, что "процесс урегулирования должен проходить без Асада, однако его можно привлечь в переходный период".

Конкретика данного предложения не получила широкой огласки, однако общий вывод из проведенных в Москве переговоров Путина и Эрдогана заключается в том, что Россия и Турция выступают за многостороннее взаимодействие в противостоянии с терроризмом на Ближнем Востоке. В частности, глава Турции отметил необходимость налаживания сотрудничества в этом направлении между его страной, Россией, Ираном и США. При этом Эрдоган особо отметил, что Турция и Россия, "как представители двух древнейших евроазиатских цивилизаций", могут стать для мира "примером искреннего и подлинного сотрудничества и взаимопомощи".

Насколько упомянутый Эрдоганом пример поможет урегулированию сирийского кризиса и достижению прорыва в войне с ИГ, станет ясно уже в скором времени. Равно как и то, удастся ли Москве и Анкаре добиться координации действий в распутывании клубка и других региональных проблем, в частности армяно-азербайджанского конфликта, одного из самых затяжных на евразийском перекрестке.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

551


Актуально