5 Мая 2024

Воскресенье, 20:55

НЕЗАВИСИМО ОТ ЦЕН

Падение мировых котировок на нефть никак не отражается на планах по разработке азербайджанских месторождений

Автор:

06.10.2015

Значительное снижение цен на нефть кроме влияния на мировую экономику, где-то позитивного, а где-то негативного, в первую очередь бьет по нефтяной отрасли. Многие компании пересматривают планы по разработке новых месторождений. По данным аналитиков Wood Mackenzie Ltd., крупнейшие энергетические компании уже отложили свыше $200 млрд. инвестиций в 46 проектов.

В первую очередь под ударом оказываются проекты по добыче сланцевой нефти в США, разработка нефтеносных песков Канады и проекты по российскому шельфу. Помимо этого низкие цены отражаются на разработке месторождений в Южной Америке, в основном в Венесуэле и Бразилии, которые требуют масштабных инвестиций, что приводит к повышению себестоимости. 

В Каспийском регионе, богатом на энергоресурсы, также не все гладко. К примеру, Казахстан и Туркменистан уже несколько лет не могут начать эксплуатацию крупных месторождений "Кашаган" и "Галкымыш" соответственно.

Так, "Кашаган" должен был давать нефть уже в 2005 году, но из-за неоднократных сдвигов сроков сейчас добыча ожидается лишь в 2016 году.

В этом отношении Азербайджан находится в более выгодной позиции. Даже несмотря на низкие цены - до $50 за баррель, интерес к нефтегазовым месторождениям в Азербайджане со стороны иностранных компаний остается на достаточно высоком уровне, хотя такой низкий ценовой фактор является отнюдь не лучшим фоном для инвестиций. Впрочем, разработка блока месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли", строительство трубопроводов Баку - Супса, Баку - Тбилиси - Джейхан, Баку - Тбилиси - Эрзурум, а также первый этап разработки месторождения "Шахдениз" проходили порой при ценах на нефть на уровне $20-30 за баррель. Следует отметить, что график проведения разработок азербайджанских месторождений не имеет прямой зависимости от цен на нефть на мировых рынках.

В настоящее время руководство Азербайджана проводит мероприятия по удержанию объемов добычи нефти на уровне 40-45 млн. тонн в год при наращивании добычи природного газа с нынешних 29 до 50 млрд. кубометров в год.

Понятно, что сегодня для добычи нефти и природного газа азербайджанским нефтяникам требуются современные технологии. Сейчас открытие новых месторождений происходит в глубоководных толщах Каспия, а глубина скважин достигает отметки свыше 6000 м. 

Для проведения буровых работ на столь больших глубинах требуется современное оборудование, которое весьма непросто поставлять в Каспийский регион. Не стоит забывать, что Каспий - закрытый водоем, и возможность поставок современного оборудования для строительства буровых установок и платформ в Азербайджан продолжает оставаться нелегким делом.

Азербайджанское правительство придерживается политики максимальной нагрузки имеющихся строительных площадок и буровых установок в нефтегазовом секторе. В этой связи важно строго в определенном порядке проводить работы на месторождениях.

В настоящее время на первый план вышла разработка месторождений по добыче природного газа, и в частности проект "Стадия-2" разработки месторождения "Шахдениз". 

В этой связи нефтегазовые компании вынуждены встать в очередь за буровыми установками. Не стала исключением и французская компания Total, которой предстоит начать разработки на месторождении "Абшерон" с запасами в 350 млрд. кубометров и 45 млн. тонн конденсата. 

После получения буровой установки Total собирается в 2017 году начать бурение первой скважины, а получение первого газа с месторождения "Абшерон" планируется в конце 2021 - начале 2022 года. Напомним, что акционерами проекта "Абшерон", кроме Total (40% долевого участия), являются также SOCAR (40%) и французская компания Gaz De France Suez - 20%.

Конечно, азербайджанские нефтяники также весьма активны в поисках углеводородных ресурсов. И упорство SOCAR было вознаграждено с открытием месторождения "Умид" в 2010 году. Оценка запасов экспертами по результатам бурения первой разведочной скважины составляет более 200 млрд. кубометров газа и 40 млн. тонн конденсата. Кстати, руководство SOCAR рассчитывает разрабатывать месторождение "Умид" в блоке с перспективной структурой "Бабек", с оценкой запасов в 400 млрд. кубометров газа и 80 млн. тонн конденсата. При этом рассматривается возможность привлечения к разработкам объединенного блока иностранного партнера. 

Не стоит забывать и о перспективных структурах "Нахчыван", "Шафаг-Асиман", "Зафар-Машал", "Араз", "Алов" и "Шарг", разработка которых будет возможна на последующих этапах. 

Такие газовые ресурсы ставят вопрос и своевременной доставки на рынки сбыта. Но здесь у Азербайджана никаких проблем нет. Его газ давно ждут в Европе в рамках собственной стратегии диверсификации источников и маршрутов энергопоставок. Южный газовый коридор является одним из приоритетных для ЕС. 

В сентябре Азербайджан посетили деловые круги Чехии и Сербии, которые в ходе переговоров говорили о возможности поставок азербайджанского газа. Особенно в этом заинтересована Сербия, у которой с каждым днем остается все меньше надежд на строительство российского "Турецкого потока". В этой связи вице-премьер, министр внешней и внутренней торговли и телекоммуникаций Сербии Расим Льяич заявил о рассмотрении возможности присоединения к Южному газовому коридору и желании приобрести азербайджанский газ.

А ажиотаж вокруг "Турецкого потока", похоже, несколько утих. Первоначально задумываемый мощностью 63 млрд. кубометров для снабжения Южной и Юго-Восточной Европы трубопроводный проект уже сузился до 16-17 млрд. кубометров, направляемых конкретно на турецкий рынок. Botas и "Газпром" так и не смогли достичь договоренности о строительстве трубопровода, вопрос увяз в предоставлении скидки на российский газ для Турции. Но, несмотря на это, РФ все еще намерена построить альтернативный украинской газотранспортной системе маршрут в Европу. Для этого предполагается проложить новую систему "Северный поток-2" по дну Балтийского моря в Германию. Мощность этого маршрута составит 55 млрд. кубометров газа в год. С реализацией этого проекта Германия превратится в крупнейший газовый хаб в Европе, через который будет распределяться российский газ. Но опять-таки насколько скоро будет реализован этот маршрут и с какой конечной мощностью - это все открытые вопросы. Именно поэтому руководство РФ уже не столь категорично в намерении отказаться от украинской ГТС после 2019 года - с завершением нынешнего транзитного контракта. По крайней мере "Газпром" обещал провести переговоры с Украиной на предмет заключения нового соглашения, естественно, при нормальных коммерческих условиях.

В этой связи значимость азербайджанского газа для стран Юго-Восточной Европы в рамках Южного газового коридора еще более возрастает. 

При этом создаваемая инфраструктура Южного газового коридора, включающая Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP), может быть использована также другими странами, в частности Туркменистаном.

Более того, в данном контексте возможна реализация еще одного проекта в рамках Южного газового коридора - Azerbaijan - Georgia - Romanian Interconnector (AGRI). 

Проект AGRI предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (LNG) через Грузию и Черное море в Румынию. Изначально проект AGRI рассматривался как дополнительный компонент Южного газового коридора. Поставки природного газа посредством его сжижения позволят создать новую схему поставок "голубого топлива" танкерами, что расширит в перспективе географию охватываемых стран. 

Реализовать проект AGRI планируется в два этапа. На первом этапе предполагается транспортировка до 2 млрд. кубометров, а на втором - от 5 до 8 млрд. 

Все эти проекты в следующем десятилетии превратят Азербайджан в одного из значимых поставщиков газа в Европу. Причем здесь большое значение имеет не только полностью новый источник газа, но и возможности подключения новых стран к создаваемой Азербайджаном инфраструктуре. И тут речь не только о Туркменистане и Казахстане, но также потенциально об Иране и Ираке.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

502


Актуально