26 Апреля 2024

Пятница, 08:27

ОТ ТРАГЕДИИ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ

Массовая гибель мусульманских паломников в Саудовской Аравии существенно обострила отношения между Эр-Риядом и Тегераном

Автор:

06.10.2015

Массовая гибель паломников в долине Мина близ Мекки стала величайшей трагедией для всего мусульманского сообщества. Вместе с тем она выявила рост противоречий между одними из наиболее влиятельных стран Ближнего и Среднего Востока - Саудовской Аравией и Ираном, претендующими на лидерство в исламском мире.

24 сентября в результате давки, возникшей во время совершения хаджа в Мекке, в момент, когда мусульмане исполняли ритуал побивания камнями дьявола (рами аль-джамарат), погибли, согласно официальным данным, 769 человек, еще 934 пострадали.

Это не первая трагедия, совершившаяся за последние годы во время паломничества мусульман к святыням ислама. Похожие инциденты происходили в 2004 и 2006 годах, после чего Саудовская Аравия вложила значительные средства в улучшение инфраструктуры и безопасности в священных городах Мекка и Медина. В течение последующих лет хадж проходил без особых чрезвычайных происшествий. Однако в нынешнем году избежать трагических событий не удалось.

Еще 11 сентября, в ходе подготовки к празднику жертвоприношения, на мечеть Аль-Харам в Мекке, во внутреннем дворе которой расположена главная святыня ислама - Кааба, обрушился строительный кран, в результате чего погибли около 100 человек. Однако массовая гибель людей во время давки в долине Мина вновь предельно остро поставила вопрос о безопасности мусульманских паломников.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд, один из официальных титулов которого "Хранитель двух святынь" (Мекки и Медины), распорядился изменить план проведения хаджа. Подробности плана пока не сообщаются, зато серьезные обороты принимает вопрос о расследовании трагедии в долине Мина, в связи с чем саудовские власти создали специальную комиссию. Впрочем, официальные представители Эр-Рияда, не дожидаясь окончательных итогов расследования, выступили с заявлениями, из которых следует вывод, что вина за трагедию лежит на самих паломниках. 

Так, министр здравоохранения Саудовской Аравии Халед аль-Фалех объявил, что причиной трагедии стало невыполнение предписаний некоторыми паломниками, "пренебрегшими расписанием и временем, которые им были определены для начала передвижения". Штаб гражданской обороны королевства конкретизировал, что трагедия в долине Мина произошла вследствие столкновения двух людских потоков, направлявшихся из палаточного лагеря паломников к месту общей молитвы в первый день праздника Ид аль-Адха (Гурбан байрамы). В числе причин трагедии саудовские власти называют и сильную жару; по словам представителя МВД генерала Фейсала ат-Турки, "высокая температура способствовала увеличению числа жертв".

Однако объяснения со стороны Эр-Рияда, судя по всему, устроили не все страны, представители которых погибли в давке близ Мекки. Особенно Иран, потерявший в результате трагедии, только по официальным данным, 226 человек (при том что еще 344 паломника из Исламской Республики числятся пропавшими без вести). Тегеран озвучил серьезные обвинения в адрес Саудовской Аравии, позволяющие говорить о дальнейшем обострении двусторонних отношений.

Прежде всего следует отметить речь президента Ирана Хасана Рухани на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой было сказано, что именно Саудовская Аравия не обеспечила меры безопасности во время хаджа, собравшего почти 2 миллиона человек из 180 стран. Рухани подчеркнул, что Саудовская Аравия проявила "некомпетентность" и "отсутствие управления процессом" при организации хаджа.

"Я выступаю от имени великой нации, которая скорбит о гибели тысячи пилигримов-мусульман, которая скорбит о гибели сотен своих граждан, - заявил Рухани. - По причине безответственности не удалось определить даже пропавших без вести, не удалось срочно возвратить тела погибших скорбящим семьям. Масштабы этой беды, в которой погибли ни в чем неповинные люди из всех уголков мира, так велики, что нельзя рассматривать ее как стихийное бедствие или местную проблему".

Президент Ирана отметил необходимость того, что властям Саудовской Аравии следует не только признать свою ответственность за плохую организацию спасательной операции, но и "необходимо подготовить условия для независимого, четкого расследования причин этой катастрофы и изучения путей по недопущению подобного в будущем". В контексте сказанного Хасан Рухани на встрече с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном призвал всемирную организацию оказать давление на Эр-Рияд, заставить его более тесно сотрудничать с мусульманскими странами, в том числе с Ираном, в расследовании трагедии в долине Мина. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также возложил ответственность за давку возле Мекки на власти Саудовской Аравии и потребовал от них принести извинения пострадавшим и членам семей погибших. При этом он подчеркнул, что "у исламского мира много вопросов" к Эр-Рияду.

Следует признать, что позиция саудовцев по ряду вопросов, связанных, в частности, с реакцией Тегерана на трагедию, действительно, не может не вызывать ряд вопросов. Так, Иран сразу после трагедии предложил свое содействие в оказании помощи раненым, расследовании неопознанных трупов, передаче тел покойных их семьям. Однако Саудовская Аравия ответила на эту просьбу молчанием и вдобавок отказала в визе членам делегации специальной комиссии ИРИ, которая планировала отправиться на место трагедии, начать поиск пропавших граждан, организовать доставку тел погибших домой и проследить за лечением пострадавших в давке.

Кроме того, Иран так и не получил информации о судьбе сотен иранских паломников, которые числятся пропавшими без вести. Похоже, в Тегеране не верят приводимым саудовцами цифрам погибших паломников. По мнению иранской стороны, Эр-Рияд намеренно скрывает истинное количество жертв, чтобы не столкнуться с еще большей критикой в свой адрес. Представители Тегерана допускают, что настоящее число жертв в результате трагедии превысило 5 тысяч человек.

Негативную реакцию ИРИ вызвало и отклонение главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром предложения министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа обсудить последствия трагедии в Мекке в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Фактическое нежелание саудовцев иметь дело с Ираном дает основание последнему поддерживать версии, согласно которым кровавую давку спровоцировала халатность саудовских властей. Так, ливанская газета "Ад-Дияр" утверждает, что причиной трагедии стало появление в долине Мина вице-наследника саудовского престола, принца Мухаммеда ибн Салмана, занимающего пост министра обороны, которого сопровождали 200 гвардейцев и 150 полицейских, что вызвало смешение потоков паломников в момент совершения ритуала.

Иранцы, судя по всему, поддерживают подобную версию, полагая, что именно перекрытие двух главных дорог долины для проезда королевского кортежа стало причиной давки. Неудивительно, что генпрокурор Ирана Ибрагим Райзи требует наказать виновных в гибели паломников, поскольку "согласно международному праву такая трагедия, вне всяких сомнений, подлежит уголовному преследованию". Тегеран выражает намерение даже подать иск в Международный суд ООН в Гааге.

Однако Эр-Рияд с выдвигаемыми против него обвинениями не согласен. Власти Саудовской Аравии, категорически опровергая сообщения о том, что давку во время хаджа спровоцировало перекрытие дорог, потребовали от Ирана не использовать трагедию в политических целях. Такое мнение выразил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Он призвал иранских лидеров "не устраивать политических игр вокруг трагического происшествия", "проявить больше благоразумия и чуткости по отношению к тем, кто погиб в результате этой трагедии". Отметив необходимость дождаться результатов расследования, аль-Джубейр заверил, что виновные, если их вина будет доказана, понесут положенную ответственность. Правда, верховный муфтий Саудовской Аравии Абдул Азиз бен Абдулла аль-Шейх предположил, что виновных не будет, так как контролировать огромную толпу, по его мнению, "выше человеческих сил".

Таким образом, трагедия в Мине еще больше обнажила противоречия между Ираном и Саудовской Аравией - государствами, стремящимися к лидерству во всем исламском мире. Шиитская республика и ваххабитская монархия демонстрируют готовность схватиться друг с другом в ожесточенной политико-дипломатической схватке, которая, впрочем, уже очевидным образом проявляется и в ратной сфере. Тегеран и Эр-Рияд фактически участвуют в целом ряде вооруженных конфликтов, поддерживая различные противоборствующие силы в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене.

Иран обвиняет саудовцев в том, что те выступают в роли проводника западной политики, интересов США в мусульманском мире и являются главными вдохновителями преследования шиитов в отдельных странах региона. Эр-Рияд, со своей стороны, обвиняет Иран в попытке организации шиитских волнений в союзном Саудовской Аравии Бахрейне.

О набирающем обороты накале противостояния между Саудовской Аравией и Ираном говорит также озвученное в последние дни заявление старшего военного советника аятоллы Хаменеи, бывшего командующего Корпусом стражей исламской революции Яхьи Рахима Сафави, назвавшего действия Эр-Рияда в связи с трагедией в Мекке "безответственными" и спрогнозировавшего отстранение семьи аль-Сауд от правления в течение ближайших 20 лет. Очевидно и то, что Тегеран предпримет чрезвычайные усилия для того, чтобы лишить Эр-Рияд столь действенного инструмента влияния на мусульманский мир, как организация хаджа. На это указывает призыв Исламской Республики наделить Организацию исламского сотрудничества полномочиями проведения всех мероприятий в рамках ежегодного хаджа в святые места Мекки и Медины.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

524


Актуально