27 Апреля 2024

Суббота, 11:15

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА

Теракты в Турции подтверждают необходимость общенационального единства в целях преодоления внутренних и внешних угроз

Автор:

20.10.2015

Два взрыва в Анкаре, жертвами которых стали свыше 100 человек, окончательно закрепили состояние войны, в котором пребывает ныне Турция. Самый кровавый теракт в истории республики подтвердил жизненную необходимость полного искоренения терроризма как для Турции, так и для всего мира.

Двойной теракт произошел в столице Турции перед началом марша мира, организаторами которого выступили ряд профсоюзных и общественных организаций. Участники демонстрации, лозунгами которой были "Труд, мир, демократия", собирались призвать к прекращению всплеска насилия на юго-востоке страны, скорейшему завершению вооруженного конфликта между Турцией и Курдской рабочей партией (КРП). Однако на пути миротворческой акции стали террористы-смертники, устроившие два мощных взрыва в Анкаре.

До сих пор ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за теракт. Официальная Анкара считает, что за взрывами могут стоять так называемое "Исламское государство" (ИГ), КРП или леворадикальные организации. Все же более приоритетной является версия о причастности к теракту ИГ, в войне против которого в составе международной коалиции под руководством США участвует и Турция.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил о задержании 10 человек, которые могут быть связаны с терактом в Анкаре. Хотя им было отмечено, что задержанные связаны с "Исламским государством" и КРП, почерк преступления более схож с методами, применяемыми международными террористическими структурами, в авангард которых пробилось и пресловутое ИГ. Тем более что, по изначальным данным турецких властей, исполнители теракта имели отношение скорее к "Исламскому государству".

ИГ, контролирующее часть территорий Ирака и Сирии, сразу после вступления Турции в международную коалицию объявило войну Анкаре и даже приговорило к смерти самого турецкого президента Реджепа Тайиба Эрдогана. Эксперты высказывают мысль, что ИГ пытается превратить Турцию во "вторую Сирию". Анкара уже втянулась в тяжелейший сирийский конфликт, что, как видим, привело к тому, что война в соседней арабской стране стала перекидываться и на территорию Турции. Всяческое содействие Анкары сирийским оппозиционерам в целях свержения режима Башара Асада внесло свою лепту в распространение на территории Сирии модели "войны всех против всех". Сирия, вслед за Ираком превратившаяся в рассадник мирового терроризма, стала объективной угрозой национальной безопасности Турции, о чем, собственно, и свидетельствуют все последние события, включая и теракт в Анкаре.

Как сообщает британское агентство Reuters со ссылкой на источники в службах безопасности Турции, теракт в Анкаре имеет поразительное сходство со взрывом в июле этого года в городе Суруч, близ границы с Сирией. Ответственность за июльское преступление, унесшее жизни 32 человек, взяло на себя ИГ, и источники Reuters утверждают, что все в Анкарском теракте также указывает на "Исламское государство".

С данной информацией увязывается задержание 768 членов ИГ, о чем также заявил глава турецкого правительства Ахмет Давутоглу. Вместе с тем премьер отметил, что теракт в Анкаре является попыткой повлиять на досрочные парламентские выборы, которые должны пройти в Турции 1 ноября текущего года.

В Турции некоторые силы высказываются в пользу отмены выборов, однако официальная Анкара, судя по всему, не рассматривает подобной возможности. Между тем для правящей партии исход грядущих выборов может оказаться совсем не радужным. По результатам июньских выборов Партия справедливости и развития лишилась возможности сформировать однопартийное правительство. Теперь же, с учетом существенно ухудшившейся в стране внутриполитической обстановки, показателем чего являются все последние теракты в столице и регионах страны, позиции ПСР кажутся еще более ослабленными. Во всяком случае можно говорить о растущем недовольстве турецкой общественности деятельностью правительства, не способного достичь решающего прорыва в борьбе с терроризмом.

Впрочем, фактический лидер правящей партии, президент Эрдоган и председатель ПСР, премьер Давутоглу рассчитывают, судя по всему, на обратное. А именно - на то, что эскалация напряженности в стране усилит шансы партии на успех, поскольку избиратели посчитают выходом из ситуации как раз закрепление ПСР на политическом Олимпе Турции. 

Как бы то ни было, однозначно очевидно другое - неспособность ведущих политических сил Турции сформировать коалиционное правительство по итогам июньских выборов, отсутствие у них элементарного желания соединить свои усилия во имя безопасности и национальных интересов страны значительно ослабили ее перед лицом внутренних и внешних угроз. Между тем текущая ситуация, чреватая для Турции дальнейшим ростом террористической опасности, расширением масштаба вовлеченности Анкары в ближневосточные конфликты, диктует как раз мобилизацию всех ресурсов государства, единение политических сил. Будущее страны во многом будет зависеть от того, смогут ли наиболее влиятельные политические партии Турции должным образом ответить на этот судьбоносный вызов.

Что касается версии о причастности к двойному теракту курдских боевиков, то она, с учетом их прежнего смертоносного опыта, также имеет право на существование. Однако эксперты сомневаются в ее достаточной реалистичности. Дело в том, что один из взрывов в Анкаре произошел рядом с местом, где собрались представители прокурдской Демократической партии народов (ДПН). К тому же участники готовящейся демонстрации призывали к скорейшему прекращению вооруженного конфликта между Турцией и КРП. К слову сказать, сама КРП через считанные часы после террористической атаки в Анкаре объявила о намерении прекратить боевые действия на территории Турции. Если учесть также, что многие погибшие в результате взрыва в Суруче, с которым провели аналогию криминалисты, расследующие преступление в Анкаре, были представителями курдского меньшинства, то версия о курдском следе в терактах практически лишается серьезных оснований.

Тем не менее фактом остается чрезвычайная угроза для безопасности Турции и ее народа со стороны курдских террористов. Особенно с учетом того бесспорного факта, что последние являются удобным инструментом в руках определенных внешних сил для реализации тех или иных великодержавных интересов в регионе. Примечательна в этой связи информация о том, что МИД Турции вызвал послов России и США в Анкаре для выражения протеста против оказываемой Москвой и Вашингтоном военной помощи действующему в Сирии Курдскому демократическому союзу (КДС). Турецкая сторона уверена в том, что КДС имеет тесные связи и даже является единой структурой с КРП, а потому поставки оружия сирийским курдам в рамках ведомой США и Россией войны против ИГ могут привести к появлению оружия у курдских террористов, действующих против Турции как на территории самого турецкого государства, так и в приграничных районах Ирака и Сирии.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу однозначно заявил о том, что Анкара ни в коем случае не допустит вооружения КРП, исходя из чего она будет рассматривать помощь внешних сил КДС как шаг, направленный против турецких интересов. Если вооруженная помощь будет оказана сирийским курдам, то Турция, как предупредил Давутоглу, примет соответствующие меры.

Итак, Турция переживает чрезвычайно важный исторический момент. Террористический вызов брошен Турции, что называется, не на жизнь, а на смерть. Ближайшее время покажет, каким будет ответ на него турецкой державы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

504


Актуально