19 Мая 2024

Воскресенье, 06:43

ИНТИФАДА НОЖЕЙ

Палестино-израильский конфликт может получить совершенно новое измерение

Автор:

27.10.2015

Палестино-израильский конфликт около месяца назад снова и вполне предсказуемо вошел в период очередного тяжелого обострения, когда на подконтрольных Израилю территориях, а также в Иерусалиме, у входов и в переулках Старого города, практически ежедневно стали происходить теракты и жесткие ответные меры на них со стороны Тель-Авива. Теракты представляют собой одиночные нападения палестинцев, в основном вооруженных ножами или топорами, а также наезды на пешеходов и автобусные остановки. Сотрудники безопасности Израиля, как правило, расстреливают таких террористов на месте. Израильские силы безопасности также применяют тактику сноса домов палестинцев, причастных к нападениям, - метод, который использовался еще в начале 2000-х годов, когда было разрушено более 660 домов и построек. Череду палестинских атак на солдат, полицейских и прохожих многие наблюдатели уже назвали "иерусалимской интифадой" или "интифадой ножей". Список жертв с обеих сторон угрожающе растет - официальные СМИ говорят о 9 погибших израильтянах и более 50 палестинцев, число раненых намного больше.

Официально спусковым механизмом насилия стал спорный статус мечети Аль-Акса, которая считается третьей по значимости святыней ислама. Арабы пытаются не допустить молебнов евреев на Храмовой горе, к которой примыкает Стена плача, а израильская полиция ограничивает допуск на Храмовую гору для палестинских молодых людей. Мечеть расположена на Храмовой горе, где также в головокружительной близости друг от друга сосредоточены объекты или места, имеющие большое значение для христианства и иудаизма. Человеку, не знакомому с историческими деталями арабо-израильского конфликта и никогда не бывавшему в Иерусалиме, трудно разобраться в происходящем, настолько часто святые места меняли своих управителей, настолько много было различных стычек и взаимных, порой совершенно нелогичных и удивительных, запретов. Стороны ведут бесконечные реставрации, раскопки и строительство, которые позволяют их оппонентам говорить о намерении разрушить именно их святыню и тем самым вдохновить верующих на новые протестные выступления.

Сейчас многие официальные лица говорят об опасности превращения нынешней и без того сложной ситуации в религиозный конфликт, хотя вряд ли по-настоящему существует такая угроза, ведь, к сожалению, святые места являются всего лишь предлогом. Не будет спора по поводу них, найдется другая причина. Как пишут израильские и западные СМИ, стремительное распространение атак мстителей-одиночек стало неожиданностью для полиции Израиля и спецслужбы "Шин-Бет". Атакующие не числятся в базе данных по террористам, они слишком молоды для того, чтобы быть "ветеранами" второй интифады. Впрочем, утверждается, что "третья интифада" стала сюрпризом и для самих палестинских властей. Они упустили из-под контроля недовольство и разочарование молодых палестинцев в методах нескончаемого политического урегулирования, которое ничего им не приносит, кроме бесперспективной жизни в замкнутом анклаве за разделительными стенами без особых надежд вырваться оттуда. 

75% арабов Восточного Иерусалима живут ниже черты бедности, отсутствуют элементарные стандарты жизни - чистая вода, уборка мусора и т.д. Перед глазами палестинской молодежи жизнь их отцов, которые состарились, также ожидая решения этой проблемы. Согласно Palestinian Center for Policy and Survey Research, 65% палестинцев не верят, что решение о двух государствах для двух народов когда-нибудь станет реальностью, и за период с начала лета число таких неверующих возросло на 10%. За новую интифаду выступает более половины населения автономии. На этом фоне катастрофически падает популярность Махмуда Аббаса, от которого ждали серьезных заявлений с трибуны Генассамблеи в Нью-Йорке. Но лидер, кажется, начинает сдавать - в силу возраста, политической усталости, и это чувствуют даже его соратники по ФАТХ. Заявление Аббаса о том, что он больше не чувствует себя связанным мирными соглашениями в Осло, которые в числе прочего предусматривают отказ от терроризма и других форм насилия, кажется отчаянным, когда не слишком представляют, что с собственными словами делать и, главное, что из этого может выйти. Впрочем, соглашения действительно уперлись "в потолок", так как отложенные на потом такие проблемы, как статус Иерусалима, будущее еврейских поселений и проблема беженцев, являются основным камнем преткновения для окончательного урегулирования конфликта. Ситуация также осложняется отсутствием заметных продвижений к достижению согласия между ФАТХ и ХАМАС, что делает невозможной выработку единой палестинской позиции.

Постепенный и, как видно, болезненный уход с политической арены Аббаса усугубляет ситуацию, но ведь и израильский лидер Нетаньяху также теряет популярность. Все больше израильских экспертов уверены, что у премьер-министра нет ответа на то, как реагировать на нынешнюю вспышку насилия. Более того, в самый опасный момент, когда важны любые сигналы о готовности к компромиссу, Нетаньяху на конференции Сионистского конгресса в Иерусалиме вдруг заявил, что главную ответственность за уничтожение евреев во время Второй мировой войны несет не Адольф Гитлер, а тогдашний муфтий Иерусалима, духовный лидер палестинцев Хадж Амин аль-Хусейни. Якобы Гитлер не планировал убивать евреев, а собирался только изгнать их из Европы, но аль-Хусейни уговорил начать сжигать евреев заживо. Амин аль-Хусейни -  личность неоднозначная, его биография тянет на увесистую книгу, но в данной ситуации любопытен один момент - именно муфтий стал инициатором того, что Храмовая гора превратилась в национальный символ палестинцев. Примечательно и то, что уже не первый раз Нетаньяху поднимает данную тему, пытаясь доказать свой вариант того, как решался еврейский вопрос в захваченной нацистами Европе. Однако далеко не все евреи согласны с Нетаньяху - например, свой категорический протест высказали глава оппозиционной партии "Сионистский лагерь" Ицхак Герцог и министр обороны Моше Яалон, который, кстати, является соратником Нетаньяху по правящей партии "Ликуд". По их мнению, Нетаньяху принижает память жертв и саму катастрофу. Многие критики в сложившейся ситуации сочли слова премьера не менее провокационными, чем слова Хасана Юсефа, одного из основателей движения ХАМАС, о том, что любой ценой нужно защищать мечеть Аль-Акса, или же лидера ХАМАС Исмаила Хания, который призвал палестинскую молодежь к новым атакам. В свою очередь генсек ПНА Саиб Арикат заявил, что израильский премьер настолько ненавидит арабов, что готов обвинить их даже в Холокосте. ООН назвала слова Нетаньяху "немыслимыми". Отреагировал даже Берлин, напомнив, что "ответственность за Катастрофу европейского еврейства лежит на Германии, и нет никакой необходимости менять версию по этому вопросу".

Среди критиков Нетаньяху все слышнее раздаются голоса о том, что он не понимает нынешней ситуации и пытается действовать старыми методами, которые уже давно не только не приносят результата, но и усугубляют положение. Как следствие, не только среди палестинцев, но и в израильском обществе все сильнее проявляются радикальные настроения. Популярность начинает набирать, например, воинственно настроенный бывший глава МИД, лидер НДИ Авигдор Либерман, который шел на выборы с требованием смертной казни для террористов. Особые опасения вызывают призывы к израильским гражданам вооружаться с целью самозащиты. Правительство способствует этому как может, снижая цены или же упрощая способы получения лицензии на ношение оружия. В соцсетях раздаются призывы убивать на месте всех арабов, которые кажутся подозрительными, то есть, по сути, заниматься расправой. Происходит нагнетание истерии среди израильского общества, и это отмечают ряд местных журналистов. 

Опасность такого ответа на террор кроется хотя бы в том, что неизбежны ошибки. Именно так в прошедшие дни погиб эмигрант из Эритреи, которого приняли за пособника террориста, устроившего стрельбу на автовокзале Беер-Шевы. Молодого человека сначала ранил из пистолета охранник автовокзала, затем избила толпа, а позже он скончался в больнице от полученных ран. Через несколько дней в Иерусалиме после перепалки солдатами был застрелен еврей - 28-летний репатриант из Дагестана, которого также приняли за террориста.

В данной ситуации остается рассчитывать только на помощь извне. Первым поспешил протянуть руку генсек ООН Пан Ги Мун. Несмотря на то, что увещевания генсеков ни на кого особого впечатления не производят, слова Пан Ги Муна, который в рамках своей незапланированной поездки по региону призвал израильтян и палестинцев не скатываться в "опасную бездну", кажется, вызвали раздражение и у тех, и у других. Банальные фразы о том, что "меры безопасности" должны иметь целью "разрядить обстановку, прежде чем погибнут люди" и что "неверное применение силы приводит к еще большему насилию", вызвали справедливое непонимание у израильтян, на которых могут напасть с ножом в руке в любом месте. Палестинцы же от Пан Ги Муна еще раз услышали подтверждение того, что он знает - "надежда на мир отдалялась бесчисленное количество раз", и значит, они правы. Генсек ООН подчеркнул, что понимает негативные чувства арабов, вызванные неспособностью мирового сообщества положить конец "этой оккупации". Но что конкретно делать, Пан Ги Мун, кажется, не знает. 

Гораздо больше надежд на госсекретаря США Джона Керри, как раз в разгар событий собравшегося в поездку по ряду стран Европы и Ближнего Востока. Ни для кого не секрет напряженные отношения между Нетаньяху и президентом США Бараком Обамой, которого израильский премьер считает, мягко говоря, очень неправым в выводе Ирана на международную арену. Белый дом в свою очередь обвинял весной этого года Нетаньяху в попытке маргинализации израильских арабов в ходе выборов. Керри же при этом считается в команде Обамы человеком, который более всего понимает желания и претензии евреев, так что его поездка в самую гущу событий указывает на серьезную озабоченность Вашингтона. Несмотря ни на какие разногласия, Израиль является основной опорой США на Ближнем Востоке и это видно хотя бы по размерам военной помощи от Вашингтона. Провести трехстороннюю встречу с Аббасом и Нетаньяху Керри не удалось, но после переговоров с израильским премьером в Берлине госсекретарь выразил "осторожный оптимизм" по поводу того, что "существует путь разрядить ситуацию и двигаться вперед". Керри и Нетаньяху еще раз призвали прекратить подстрекательства. И здесь еще раз хочется отметить, что подстрекательства, как и святые места с неопределенным статусом, тут ни при чем - палестино-израильский конфликт разгорается от отсутствия подлинных политических шагов и перспектив. Сейчас как минимум требуется возобновление прямых переговоров между Израилем и палестинцами. 

И сделать это нужно как можно скорее, ведь палестино-израильский конфликт опасен тем, что рядом находится сирийский фронт, где переплетаются интересы многих сторон, в том числе враждебных Израилю Ирана и ливанской группировки "Хезболла", которая из-за участия в конфликте может значительно усилиться. Другим опасным моментом является близость группировки ИГ, которая очень долго фактически игнорировала самую насущную ближневосточную проблему. Недавно израильские СМИ опубликовали данные, подготовленные в аналитическом отделе Общей службы безопасности (ШАБАК), из которых следует, что некоторые израильские арабы не только примкнули к экстремистской группировке ИГ, но и выехали для прохождения курса военной подготовки к джихаду. А ведь они могут обладать стратегически важными данными об Израиле, которые можно использовать при подготовке терактов. Израильские спецслужбы также озабочены проникновением в Израиль идеологии салафитов. Из документа следует, что некоторые сирийские группировки "стимулируют израильских арабов и призывают их к джихаду", говорят, что "еврейское государство должно быть уничтожено", и тогда свободная Палестина войдет в состав халифата, который ИГ пытается создать на территории Ирака и Сирии. Казалось бы, такой угрозы не может быть, потому что ИГ объявило ХАМАС своим врагом. Но в условиях, когда палестинцы начинают разочаровываться и в ФАТХ, и в ХАМАС, уже ничего не кажется невозможным. Для тех, кто жаждет справедливости в собственном понимании, что значат военизированные бригады ХАМАС по сравнению с ИГ, на кого они сделают ставку? Возможно, поэтому действия нынешних палестинских террористов кажутся стихийными, потому что они действительно никем не координируются, кроме пропагандистских роликов в социальных сетях, вещающих об идеологии исламского государства. Израильско-палестинский конфликт вошел уже в опасную фазу и может получить совсем иной контекст и другое измерение.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

479


Актуально