2 Мая 2024

Четверг, 13:45

ИЗ БАКУ В КОСМОС

Первое топливо для советских ракет было разработано азербайджанскими химиками

Автор:

17.11.2015

Первая в Советском Союзе ракета с жидкостным реактивным двигателем ГИРД-9 была запущена 82 года назад, 17 августа 1933 года, на полигоне близ поселка Нахабино в пригороде Москвы. Занималась этим делом группа изучения реактивного движения (ГИРД - отсюда и название ракеты), во главе которой стоял 26-летний Сергей Павлович Королев.

Эта ракета длиной 2,4 м и массой 19 кг достигла в тот день высоты 400 м - на тот момент максимальной в Европе. Этого запуска могло и не быть, если бы выдающемуся инженеру не помогли бакинские ученые-химики, создавшие первый успешный образец жидкого топлива.

 

"Сгущенный" бензин

На самом деле топливо было даже не жидким, а полужидким - своего рода "кисель" из тщательно выверенных пропорций бензина и канифоли. Более успешного аналога этому топливу в 1933 году еще не было. Собственно, топливо было (да и остается по сей день) важнейшей частью любой ракеты. Королев отлично это знал: в течение двух лет, после того как был создан двигатель ракеты, ее никак не удавалось запустить, топливо либо взрывалось, разнося ракету в клочья, либо имело очень слабую тягу, приподнимавшую аппарат всего на несколько метров. Помог Королеву случай.

Вот что писала об этом его дочь Наталья в книге воспоминаний "Отец": "...С этим компонентом случилась отдельная история. Старший инженер второй бригады Н.И.Ефремов рассказывал, что после отдыха в Гаграх летом 1932 года он по заданию отца поехал в Баку для чтения лекций по ракетной технике. По дороге, в поезде, он прочел в газете заметку о создании в Германии твердого спирта, и она навела его на мысль о твердом топливе для ракет. В Баку он познакомился с активистом Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), сотрудником Азербайджанского нефтяного института Ф.М.Гурвичем, который по его просьбе изготовил и передал Н.И.Ефремову "сгущенный" бензин". 

Главными достоинствами топлива, предоставленного бакинским Осоавиахимом, были простота и дешевизна его производства, что и было нужно. Королев тогда лично приехал в Баку, встретился со специалистами и убедился в эффективности предложенного бакинцами топлива. Надо сказать, что Королев в вопросе ракетостроения был человеком будущего. С переменным успехом он пытался убедить советскую власть в необходимости развития этой отрасли. Он встретился с новоназначенным тогда главой Совета народных комиссаров Мирджафаром Багировым. С большим трудом удалось тогда Королеву уговорить Багирова направить мощности бакинского Осоавиахима на создание первой советской профессиональной ракеты.

 

Наука нужна всегда

В середине 1930-х ситуация внезапно изменилась, многие передовые отрасли отошли на второй план, а такие, как генетика и кибернетика, и вовсе были названы лженауками. В 1938 году Королев был арестован по обвинению в участии в организации госпереворота, подвергнут пыткам и отправлен в лагерь. В ракетостроении наступили не лучшие времена.

Уже потом, во время войны, Королев получил свободу и вплотную занялся созданием знаменитой "Катюши" - беспрецедентной артиллерии, фактически решившей исход войны. И создана она была именно на основе той самой ГИРД, разработанной совместно с бакинским Осоавиахимом. Тут надо заметить, что в период Великой Отечественной в Баку осуществлялся выпуск более 130 видов оружия и запчастей к ним, среди которых была и ракета "Катюша". Здесь же производили топливо для советских ракет.

"Вообще бакинские специалисты имели огромный опыт создания топлива, - говорит историк Махир Раджабов. - Еще в 1857 в Сураханах был построен первый коммерческий нефтеперегонный завод, его первичная мощность была 1,6 млн. пудов керосина в год. При этом в течение всего XIX века множество заинтересованных предпринимателей и инженеров старались улучшить качество керосина, добываемого на Абшероне". Как рассказывает историк, когда в 1927 году в Баку было открыто отделение Осоавиахима, многие специалисты, занимавшиеся топливом десятилетиями, поступили туда работать.

 

Химики и космос

Участие Азербайджана в космической эре (1960-70-е годы) чаще всего связывают с именами космонавта Мусы Манарова, выдающегося инженера Керима Керимова, астрофизика Тофика Исмайлова. Однако вместе с тем в Баку в те же "космические годы" действовали и крупные химики. В первую очередь тут можно вспомнить выдающегося ученого Шихбалу Алиева. Именно он в 1960-е годы был одним из ведущих в Союзе специалистов в области высокоплотного и высококоллоидного топлива для современной авиационной техники. Ранее, с 1941 года, он возглавлял Институт химии (позже Институт нефтехимии им. Ю.Г.Мамедалиева). Помимо топлива в годы войны ученый работал над созданием изоляционных и смазочных материалов, чем немало помог фронту, получив в знак признания заслуг множество наград и премий. Авиационным топливом занимались также Юсиф Мамедалиев, чье имя носит институт, Лев Гуревич (кстати, непосредственно занимавшийся созданием топлива еще для первых ракет Королева в начале 30-х), Николай Зелинский, один из старейших профессоров института и выдающийся педагог, и многие другие специалисты.

Космическая гонка на определенном этапе сыграла злую шутку. В течение 1960-70-х борьба за космос между СССР и США все накалялась и набирала обороты - одни первыми запустили спутник и отправили человека в космос, вторые - высадили человека на Луну, первые послали зонд к Венере, вторые - к Марсу… В те годы Азербайджан уже традиционно занимался созданием ракетного топлива. И когда вдруг Союз рухнул и всем стало не до неземных просторов, оказалось, что в Азербайджане остается еще 1,4 тыс. тонн ракетного топлива, представляющего экологическую опасность. Окончательно утилизировать этот груз, оказавшийся, увы, бесполезным, удалось только в 2009 году. 

Вклад азербайджанских химиков в мировую науку, конечно, не ограничивается одной лишь разработкой ракетного топлива. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент Академии наук, профессор Юсиф Мамедов отмечал, что местная школа воспитала целую плеяду ученых, занимавшихся передовой аналитической химией: "Это и академик Хабибек Шахтахтинский, и доктор химических наук Аллахверди Вердизаде, и профессор Искендер Багбанлы. Работы этих и сотен других ученых в бытовой химии, агрохимии, нефтяной химии и многих других областях трудно переоценить".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

525


Актуально