4 Мая 2024

Суббота, 05:07

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО КРИЗИСА

Старый Свет не находит адекватного ответа на стоящие перед ним вызовы

Автор:

17.11.2015

Европу все больше охватывает водоворот процессов и событий, способных оказать беспрецедентное влияние на судьбы одной из величайших цивилизаций в истории человечества. Непрекращающийся долговой кризис в ряде европейских государств, обострение социальных конфликтов и, как следствие этого, рост противоречий между правыми и левыми политическими силами, наконец, нахлынувший на континент массовый поток мигрантов из охваченных войнами стран Азии и Африки - все эти вызовы ребром ставят перед народами и элитами Старого Света вопрос о его стратегической выживаемости как уникального культурно-цивилизационного феномена.

 

Португалия совершает левый поворот?

Отражением растущей в Европе политико-экономической и социально-гуманитарной нестабильности стали, в частности, последние события в Португалии. Эту пиренейскую страну долгое время эксперты противопоставляли обрушившейся в финансовом отношении Греции, приводя Португалию в качестве примера успешной политики по лекалам ведущих кредиторов западного мира. Однако на состоявшихся в начале октября парламентских выборах правящая коалиция "Португалия, вперед" хоть и одержала победу, но не смогла получить абсолютное большинство, необходимое для формирования правительства. Зато большинство фактически оказалось в руках левых - Социалистической партии, Левого блока и коммунистов. Эти силы, получившие более 120 депутатских мандатов в 230-местном парламенте, обозначили намерение сформировать собственный кабинет.

Однако президент Португалии Анибал Каваку Силва под явным давлением со стороны Евросоюза поручил сформировать правительство главе прежнего правоцентристского кабинета - Педру Пасуше Коэлью. Брюссель не скрывает своего недовольства в связи с перспективой прихода к власти в Португалии сил, выступающих с евроскептических позиций. Между тем возмущению португальских левых, отброшенных, по сути, от процесса формирования нового правительства, не было предела. Особенно с учетом того, что премьер Коэлью объявил своей ближайшей задачей реализацию столь ненавистных левыми мер жесткой экономии - главного требования европейских кредиторов. Глава государства, со своей стороны, посетовал на то, что "коммунисты слишком приблизились к власти", но не они, а консерваторы, пусть и в качестве меньшинства, должны руководить страной "в целях удовлетворить Брюссель и успокоить иностранных финансовых спонсоров". Сами за себя говорят и слова президента Силвы о том, что "за 40 лет демократии ни одно правительство в Португалии никогда не зависело от поддержки антиевропейских сил".

Однако левые не сидели сложа руки. Их амбициозную активность, чреватую серьезными изменениями в политике Лиссабона, очень четко усмотрели ведущие западные СМИ и экспертные центры. Известный аналитик Хольгер Цшепиц в своей статье "Европа боится новой Греции", опубликованной на сайте немецкого издания Die Welt, подчеркнул, что Португалия отныне не хочет быть примерной страной ради Брюсселя, а потому "анти-Греция может превратиться во вторую Грецию". А эксперты американского банка-гиганта Citi также предрекли грядущий "левый переворот" в Португалии, которая "может стать следующей Грецией".

Подобная перспектива действительно приняла реальные очертания в свете того, что левая часть нового португальского парламента выра-зила вотум недоверия правительству Коэлью, которое продержалось у руля власти всего лишь 11 дней. Дело в том, что Португалия и Греция схожи по ряду знаковых для сегодняшнего исторического момента факторов. И не только по тому, что численность населения обеих стран составляет около 10 миллионов человек. Главная аналогия прослеживается по "красной линии" долгов, которые существенно превышают годовой экономический доход как Греции, так и Португалии. И в целях преодоления давления со стороны европейских финансовых центров, вынуждающих местные правительства осуществлять политику в русле жесткого неолиберализма, и греческие, и португальские левые предлагают не отступать от социально ориентированного социально-экономического курса. Однако пойдет ли Соцпартия Португалии, по примеру греческого движения СИРИЗА, вновь покорившего афинский политический Олимп, на отход от первоначально заявленных целей на прямых переговорах с Брюсселем и ведущими державами ЕС? Пожалуй, именно этот вопрос и станет главной интригой в процессе вероятного восшествия левых сил на вершину португальской политики. Равно как и то, останется ли Португалия "образцом позитивного опыта мер жесткой экономии" в случае, если, скажем, президент Силва, не желая допустить формирование левого кабинета, назначит проведение новых выборов, на которых у сторонников Коэлью появится шанс на реванш.

Как бы то ни было, Португалия превратилась в еще одну площадку противостояния между силами, представляющими собой системную опору ЕС, и теми, кто бросает вызов могуществу либерально-консервативных элит. Однако наравне с этой борьбой Старый Свет переживает еще одну не менее грандиозную драму, способную сотрясти основы современного европейского порядка. В условиях оной настроения немалой части европейской общественности играют уже в пользу крайне правых сил, ратующих за спасение европейской цивилизации от мигрантского нашествия. 

 

Как быть с мигрантами?

"Старушка"-Европа наводняется тысячами людей из мусульманского Востока, большинство которых покидает свои страны из-за нескончаемых войн, к разворачиванию которых приложили свою весомую руку и лидеры Старого Света. Словно в отместку за действия последних судьба ниспослала на Европу "орды" обездоленных азиатов и африканцев, в массе своей чуждых европейской культуре, но не чуждающихся никаких средств, лишь бы пустить корни в "царстве комфорта и благополучия".

Поразивший ЕС иммиграционный кризис, несомненно, угрожает пошатнуть устои западного мира, видоизменить его традиционную политическую, культурную и демографическую панораму. И данная опасность уже приводит к расколу внутри самих европейцев, часть которых сочувствует беженцам и готова приютить их в полном соответствии с европейскими гуманистическими идеалами, а другая чрезвычайно напугана возможными последствиями нового переселения народов, главным образом крахом европейской идентичности. Дело доходит даже до столкновений между сторонниками этих двух направлений, которых условно можно назвать гуманистами и националистами. Так, серьезные беспорядки на почве "европейского раскола" произошли недавно в Кельне.

Однако все более очевиден националистический крен в настроениях большей части населения Европы. На это указывают и итоги парламентских выборов в таких странах, как Швейцария и Польша. Победа на них Швейцарской народной партии и польской партии "Право и справедливость" свидетельствует о том, что европейцы все чаще предпочитают отдавать свои голоса политическим силам, выступающим за ужесточение иммиграционной политики. Особо примечательны в этом смысле настроения жителей не входящей в ЕС Швейцарии. Одна из самых благополучных стран мира, в сущности, не сталкивалась с большим числом мигрантов, тем не менее, почти половина граждан альпийской Конфедерации категорически не приемлет "нашествия иностранцев".

На фоне проблем, с которыми столкнулась Европа, особый интерес вызывает модель Азербайджана как образца толерантности и мультикультуралистичного общества. В ходе недавнего посещения Загатальского района президент Азербайджана Ильхам Алиев дал четкую оценку современного положения в Европе через призму наших национальных интересов. Он предостерег европейские инстанции от вмешательства в дела Азербайджана и заявил, что с учетом царящих в ЕС "дискриминации и исламофобии" наше государство не намерено активизировать процесс интеграции в европейское сообщество.

Президент Азербайджана осудил тот факт, что в Европе "достоинство мигрантов унижается, в отношении них предпринимаются неприемлемые шаги". Тем более что "их страны были разрушены в результате иностранного вмешательства". Ильхам Алиев призвал европейцев быть приверженными провозглашенным ими ценностям. "Иначе, если такое положение будет продолжаться, ни перед какой страной не могут выдвигаться никакие требования. В первую очередь ты сам должен вернуть эти внутренние процессы в нормальное русло, быть приверженным провозглашенным внутри ценностям и лишь после этого требовать чего-то от других", - подчеркнул президент Азербайджана.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

431


Актуально