2 Мая 2024

Четверг, 13:39

БРИДЖ ПО-СИРИЙСКИ

Большая игра на Ближнем Востоке привлекает всё больше участников

Автор:

22.12.2015

Ситуацию в Сирии, борьбу с ИГ и российско-турецкие отношения в последнее время сопроводили, как минимум, два важных события. Это создание Исламской антитеррористической коалиции (ИАК) и визит 15 декабря госсекретаря США Джона Керри в Москву.

 

Новая коалиция

Инициатива создания ИАК принадлежит Саудовской Аравии, оперативный центр будет находиться в Эр-Рияде. Союз объединит 34 страны, что сделает его беспрецедентным. Помимо самой СА участниками станут такие арабские страны, как ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Йемен. Широко представлены страны Африки, среди которых самые значимые - Египет, Ливия, Марокко, Нигерия. Другие важные члены будущего объединения - Иордания, Ливан, Турция, Пакистан, Малайзия, а также Палестинская автономия. Целью коалиции обозначена защита исламской нации от террористических групп и организаций, независимо от их толка и названия. Глава МИД СА Адиль аль-Джубейр заявил, что члены коалиции будут делиться друг с другом информацией, тренировать и вооружать военные отряды, использовать современное военное оборудование. Уже объявлено, что ИАК планирует отправить силы спецназа в Сирию. 

На данный момент против главной террористической угрозы в мире - группировки ИГ, которая закрепилась на части территории Ирака и Сирии, но совершает теракты и за их пределами, действует международная коалиция во главе с США. В нее входят более 50 стран - от Австралии до Канады. В конце сентября в борьбу с терроризмом на территории Сирии включилась и Россия. Сделала она это по просьбе президента САР Башара Асада и поэтому считает себя единственным легитимным участником военных действий на территории арабской республики. Проблема, однако, в том, что сейчас мало кто считает легитимным самого Асада. После кровавых терактов в Париже в октябре президент Франции Франсуа Олланд предпринял попытку создания всеобщей коалиции против ИГ, куда бы вошла и Россия. Но эта инициатива потерпела неудачу после беспрецедентного обострения российско-турецких отношений из-за сбитого Турцией российского бомбардировщика. Примечательно, что в прошлом году участники ЛАГ договаривались совместно противостоять ИГ, причем сотрудничая с США и Ираком, но особого развития эта задумка не получила, и вот теперь СА выступила с новым предложением.

В коалицию не войдут Иран, Ирак, Сирия и Оман, что вызвало определенные вопросы, так как именно Ирак и Сирия - страны, наиболее пострадавшие от терроризма, а Иран - одно из сильнейших исламских государств, которое борется против ИГ и в Сирии, и в Ираке. В таком случае действительно ли коалиция будет исламской или все-таки ее правильнее называть суннитской? Вопросы вызывает и уживаемость друг с другом остальных участников коалиции. Например, всем известны разногласия между самой СА и Катаром или между Катаром и Египтом. Этот список можно продолжать, но похоже на то, что некоторые противоречия саудовцы решили сразу же урегулировать с помощью денег. Например, Египту, сильно пострадавшему от "арабской весны", всех последующих переворотов, а теперь еще и от ухода российских туристов, обещаны вложения на общую сумму в $8 млрд., кроме того, в течение 5 лет Эр-Рияд будет обеспечивать Египет нефтью, а также саудовские суда будут отдавать приоритет новому египетскому каналу. 

Примечательно, что свои преференции от более тесного сотрудничества по терроризму будет получать и Турция. Посол Турции в Катаре Ахмед Демирок заявил, что Анкара планирует разместить военную базу у них - там будут размещены военнослужащие ВМС и ВВС, около 3 тыс. пехотинцев. "Сегодня мы не просто создаем новый альянс, но и пересматриваем историческое сотрудничество", - подчеркнул Демирок. В свою очередь посол Катара Салим Мубарак аль-Шафи заявил, что Доха, обладающая 14% всех запасов "голубого топлива" в мире, готова поставлять Турции столько природного газа, сколько ей необходимо. 

 

Россия и Турция: о примирении позиций нет и речи

Для Турции это тем более важно на фоне того, что российско-турецкие отношения продолжают балансировать на грани, а значит, под угрозой всё еще находятся и поставки газа, и логистика. По информации различных СМИ, за последнее время в черноморских портах России было задержано 8 кораблей с турецкими флагами. В свою очередь турки задержали у себя 27 кораблей под флагом России. 13 декабря российский сторожевой корабль "Сметливый", находившийся в 22 км от греческого острова Лемнос, открыл предупредительный огонь по ходу движения турецкого сейнера, который приблизился к кораблю примерно на 600 м. Средиземное море становится все более опасным, что, естественно, не отвечает интересам как турецкой торговли, так и турбизнесу. Кроме того, Россия продолжает говорить о расширении санкций против Анкары. На ежегодной пресс-конференции для журналистов 17 декабря Владимир Путин заявил, что с действующим руководством Турции России почти невозможно договориться, да и вообще Москва не видит для этого причин. Российский президент продолжал настаивать на том, что сбитый "по непонятным абсолютно причинам" самолет - удар в спину. Путин предположил, что Турция пошла на это в надежде, что русские уйдут из Сирии, и добавил, что теперь, когда Москва развернула в САР зенитно-ракетные системы С-400, Анкара "пусть сама там попробует полетает". Словом, о примирении позиций и речи нет.

 

Несдвигаемые "камни преткновения"

Между тем в визите Керри в Москву многие наблюдатели вдруг увидели надежду на то, что между позициями Запада и России по сирийской проблеме постепенно сокращаются разногласия. Появились предположения, что США все же отказываются от требования ставить отставку Асада непременным условием начала политического урегулирования в Сирии, а Россия все же обговаривает условия ухода Асада в рамках переходного процесса. Об этом же заявило и информагентство Reuters со ссылкой на дипломатов западных стран, отметив, что российские власти уже подготовили список потенциальных кандидатур на замену Асаду. В ходе пресс-конференции Путин заявил, что России и вовсе не нужна база в Сирии, потому как, если Россия захочет "кого-то достать, она и так достанет", а РФ будет в Сирии до тех пор, пока сирийская армия нуждается в поддержке против террористов. Впрочем, скорее всего это воодушевление является следствием разногласий внутри американской администрации. Уже на следующий день после визита Керри официальный представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что администрация США настаивает на необходимости ухода Башара Асада с поста президента Сирии. Другой не-сдвигаемый "камень преткновения" - какие группировки считать террористическими? Тем более что разговор по этому поводу ведется не только между Москвой и Вашингтоном, а между всеми игроками региона, включая СА, Турцию и Иран.

 

У кого больше козырей?

Хотя Путин и утверждает, что Россия не торгуется, но торг все-таки идет. Какие же козыри у России? Точные результаты российской операции в Сирии не знает никто. Fox News передает, что доходы боевиков ИГ от торговли нефтью снизились в два раза из-за российских авиаударов. Согласно российским СМИ, войска Асада не сдают позиций и даже переходят в наступление. Допущение правдивости этой информации, а также не подлежащее сомнению серьезное присутствие российского вооружения в регионе, конечно, дают Москве немалую возможность влиять на ситуацию в Сирии и на Ближнем Востоке. Кремль не зря постоянно подчеркивает, что "сами сирийцы должны принимать решения относительно будущего своей страны". Однако дело в том, что в разоренной, фактически разорванной на разные части стране способность "самих сирийцев" выбирать "свое будущее" вызывает серьезные сомнения. Отсюда можно сделать вывод, что будущее Асада на самом деле не представляется такой уж большой проблемой, как ее подают во многих СМИ по обе стороны Атлантики. 

У американцев козырей, конечно, намного больше, и создание ИАК видится как раз одним из них. Формально США там никак не участвуют, но эта формальность вряд ли кого-то может ввести в заблуждение. Западная коалиция плюс 34 страны из будущей исламской коалиции создают вокруг России, Ирана, Сирии и Ирака подавляющий численный перевес. Более того, министр обороны США Эштон Картер побывал в Ираке с незапланированным визитом, чтобы "обсудить с ними возможности для расширения сотрудничества Вашингтона и Багдада в сфере борьбы с боевиками ИГ в регионе". Ситуация складывается тем более интересной, что в отличие от не слишком желающих воевать стран Европы у многих участников исламской коалиции есть реальный недавний боевой опыт и они могут предоставить сухопутные войска в каком-то количестве. Одно дело, когда Россию обвиняют в том, что она попадает по позициям сирийских оппозиционеров, и дело может принять совсем другой оборот, а другое - если на месте сирийцев окажутся силы ИАК. На этом фоне сбитый Су-24, ставший причиной обострения российско-турецких отношений, может оказаться мелким инцидентом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

484


Актуально