8 Мая 2024

Среда, 18:18

ДАВОС ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Чрезмерное снижение цен на нефть беспокоит уже не только нефтедобывающие страны, но и потребителей

Автор:

26.01.2016

Мир, в котором всю работу будут выполнять роботы, еще в прошлом столетии представлялся близким к идеальному. По мнению фантастов, это позволило бы снабдить все население Земли необходимыми продуктами, товарами и привело бы к полному обеспечению человечества. Наличие же искусственного интеллекта должно еще более улучшить процесс созидания. Правда, есть и альтернативная точка зрения - наделенные искусственным интеллектом машины в итоге уничтожат человечество, о чем нас предупреждают создатели фильмов о Терминаторе в исполнении Арнольда Шварценеггера. 

Но реальность оказалась и не столь радушной, и не столь мрачной. Именно четвертой промышленной революции, которая основана на внедрении "умных производств", то есть объединению IT-систем на всех стадиях производственной цепочки в одну сеть, что позволит им взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени и самонастраиваться, был посвящен Всемирный экономический форум в Давосе. 

Геополитические разногласия, снижающиеся цены на нефть, замедление китайской экономики, проблемы с миграцией и климатом - это все темы насущные и обсуждаемые в любых форматах. Но основатель Давосского форума Клаус Шваб считает проблему роботизации более актуальной. Поэтому в центральном холле Конгресс-центра в Давосе, где проходит форум, демонстрируются возможности корейского робота HUBO, у которого даже есть карточка участника форума. Основное назначение HUBO - облегчение работ спасателей во время катастроф. 

По словам Шваба, четвертая промышленная революция, связанная с интернетизацией и робототехникой, "изменит не то, что делают люди, а их самих". Одной из главных опасностей новых технологий, которые фундаментально меняют жизни людей, он назвал "угрозу лишиться души и сердца".

С его точкой зрения согласен и вице-президент США Джозеф Байден. Он отметил, что четвертая промышленная революция окажет фундаментальное воздействие на общество и каждого человека. Более того, по мнению вице-президента, под угрозой окажется средний класс, который, как известно, является ключевым для экономического роста. Поэтому главным приоритетом он считает инвестиции в образование - начиная от детского и заканчивая профессиональной переквалификацией. 

Какими бы ни были перспективы поднятой Швабом темы промышленной революции, на заседаниях главной экономической площадки мира неизбежно превалировали другие проблемы, которые на сегодня больше беспокоят мир. 

 

В частности...

Главной темой нынешнего Давоса, конечно, была нефть и неожиданно низкий уровень цен на нее. Причем отдельные прогнозы по будущему нефтяного рынка предрекают отнюдь не радушные перспективы. К примеру, глава BP Роберт Дадли полагает, что цена на нефть в этом году может упасть до $10 за баррель, но считает, что не удержится долго на этом уровне и к концу года превысит $50.

Он спрогнозировал, что во втором полугодии стоимость нефти вырастет, поскольку увеличится спрос со стороны Америки и Китая, а предложение начнет ослабевать, так как добыча в США будет сокращаться.

Глава же российской "ЛУКойл" Вагит Алекперов считает, что цены на нефть уже близки к своему дну и скоро начнут рост, чтобы достичь по итогам 2016 года уровня в $50 за баррель. При этом, по его мнению, нижний ориентир цены на нефть составляет $24 за баррель. "Ниже этой цены очень много проектов, даже действующих, будет остановлено", - сказал он.

Главный игрок в ОПЕК - Саудовская Аравия между тем не намерена сокращать добычу углеводородов, но при этом также рассчитывает на рост нефтяных котировок к концу 2016 года. "В случае если цены останутся низкими, мы сможем еще долго выдерживать это. Естественно, мы не надеемся на такой сценарий", - заявил глава Saudi Aramco Халид аль-Фалих в Давосе, отметив, что Саудовская Аравия не будет уступать дорогу конкурирующим производителям.

Тема цен на нефть представляла особый интерес и для Азербайджана. Участвующий в Давосском форуме президент Ильхам Алиев на одной из сессий отметил, что "черное золото" может обесцениться еще на $2-3 за баррель, после чего рынок будет расти. "В 1994 году, когда был задействован большой нефтяной проект (по разработке месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли"), цена нефти вообще составляла $12. И это воспринималось нормально. Помню, когда в то время проводилось планирование развития по оптимистичному сценарию, цена на нефть была взята в $23. И сейчас мы очень близки к оптимистичному сценарию 22-летней давности. Надеюсь, что рынок стабилизируется, так как нефтяной сектор требует инвестиций. В прошлом году мы стали свидетелями вложения наименьших инвестиций в нефтяной сектор. Без этого цены, безусловно, повысятся. Думаю, что $60-70 за баррель будет отличной ценой для компаний, инвесторов, правительств, и надеюсь рано или поздно увидеть это", - заявил И.Алиев на сессии на тему "Новый энергетический баланс", сказав, что к этому уровню цены могут выйти в 2017 году. 

Глава Азербайджана отметил, что неоднократно обсуждались перспективы балансирования нефтяного рынка с ОПЕК. Однако тут следует учитывать и небольшие возможности Азербайджана. "Но полагаю, что при лучшей координации между членами ОПЕК и крупными производителями, не являющимися ее членами, в вопросе сокращения производства, возможно, мы добьемся какого-то результата. Потому что, к сожалению, после каждой встречи членов ОПЕК цены на нефть падают. По этой причине мы опасаемся новой возможной встречи. Может, лучше не проводить эту встречу?" - пошутил И.Алиев.

При этом президент сказал, что Азербайджан готовился к постнефтяной эре, но не в такой краткосрочной перспективе. "Мы в Азербайджане готовили себя к постнефтяному периоду через 15-20 лет. Поэтому это стало для нас неожиданностью и ударом для нашей экономики. Мы спланировали наш бюджет на нынешний год из расчета цены на нефть в $50, а в прошлом году - $90. Нам пришлось сократить расходы, инвестиции, а социальное обеспечение сохранить на прежнем уровне. Мы можем сбалансировать данную ситуацию. Но если такое положение продлится и дальше, то, конечно, это серьезно отразится на нашем бюджете", - отметил И.Алиев.

Одним из главных влияний снижения цен на нефть стала девальвация маната. Президент говорит, что это был вынужденный шаг в условиях как неблагоприятной ситуации на нефтяном рынке, так и девальвации валют соседних стран, что привело к снижению конкурентоспособности азербайджанской продукции. "Мы старались предотвратить это, как могли. Потеряли часть наших национальных банковских ресурсов. Но мы должны были предпринять этот шаг. Мы все еще являемся страной, зависящей от импорта с точки зрения некоторых видов продукции. Поэтому рост цен вызвал некоторую обеспокоенность. Это был небольшой протест. Причиной этого было то, что люди пережили стрессовую ситуацию, к которой они не были готовы. Но это уже прошло, и считаю, что развитие в Азербайджане будет устойчивым. С помощью валютных резервов мы выйдем из этой ситуации", - подчеркнул И.Алиев.

В целом же глава Азербайджана расценивает нынешний этап как благоприятный момент для реформ в Азербайджане: "Мы приступили к реформам в нашем финансовом секторе, исходя из нового мышления, к экономическим реформам, производству ненефтяной продукции экспортной направленности и должны забыть о нефтяном факторе".

В интервью агентству РИА "Новости" в Давосе президент Ильхам Алиев подчеркнул, что нынешний курс маната стабилен и справедлив в соответствии с ценой на нефть. "Что касается маната, я думаю, все, что нужно было сделать, мы уже сделали. Думаю, дальнейших никаких мер правительство предпринимать уже не будет. Если нефть будет падать дальше, я не думаю, что манат от этого пострадает", - сказал И.Алиев. Он также пригласил российские компании участвовать в широкомасштабной программе приватизации, которую сейчас готовит правительство, правда, подчеркнув, что SOCAR останется в государственной собственности как стратегический актив. 

Президент Азербайджана является постоянным участником Давоса, он ежегодно активно предлагает возможности страны для инвестиций. Нынешний его визит имеет особое значение с точки зрения представления планируемых реформ в непростой период падения цен на нефть и снижения доходов страны. Думается, что заявления президента Алиева о реформах, курсе маната, готовности правительства противостоять мировым экономическим вызовам позволили в значительной степени ликвидировать беспокойство инвесторов в отношении перспектив развития экономики Азербайджана. 

При этом следует отметить, что чрезмерное снижение цен на нефть беспокоит уже не только нефтедобывающие страны, но и потребителей. 

В частности, министр по восстановлению экономики Японии Акира Амари считает, что падение цен на нефть может оказать негативное воздействие на экономику Японии, поскольку приводит к потрясениям на фондовом рынке. "Падение цен на нефть и удешевление акций тесно связаны, - сказал он. - Снижение нефтяных котировок обостряет ситуацию в нефтепроизводящих странах. Это заставляет инвесторов продавать финансовые активы, в которые в значительной мере входят и японские акции. Чрезмерное падение цен на нефть окажет негативное воздействие на экономику нашей страны". Об этом же предупреждают два Нобелевских лауреата Нуриэль Рубини и Пол Кругман. По мнению Рубини, предсказавшего мировой экономический кризис 2008 года, инвесторы вместо положительных последствий в виде роста доходов в странах - крупных потребителях нефти ждут ухудшения совокупного спроса в мире из-за экономических проблем в развивающихся странах, многие из которых сильно зависят от экспорта сырья.

Традиционно считалось, что нефтедобывающие страны Ближнего Востока и техасские миллиардеры настолько богаты, что при падении цен на нефть вряд ли испытают проблемы с ликвидностью. А выгоды почувствуют многие, включая потребителей, живущих от зарплаты до зарплаты, которые могут потратить сэкономленные на топливе деньги, писал Пол Кругман в The New York Times. Но такого можно ожидать при снижении цен на 10-20%, при обвале же на 70% производители теряют больше, чем приобретают потребители, поясняет он. Кроме того, раньше центробанки благодаря замедлению инфляции могли снизить процентные ставки, но сегодня те и так находятся на нуле. Именно поэтому Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил прогнозы мирового экономического развития на 0,2-процентных пункта - до 3,4% в 2016 году и 3,6% в 2017-м. На столько же снижены прогнозы по росту экономик США и развивающихся рынков. При этом МВФ не предвидит нового мирового кризиса, даже несмотря на ситуацию с беженцами и конфликтами. Именно непредвиденный миграционный кризис считают эксперты ВЭФ главной угрозой в 2016 году. 

Аналитики Давосского форума подсчитали, что за прошлые три года из 40 конфликтов в мире был урегулирован лишь один, а более 80% затянулись на десятилетия. При этом если в 1980-е годы вынужденные переселенцы покидали свои дома на 9 лет, то к началу нового тысячелетия - уже на 20 лет. 

И главным вопросом станет способность Европы справиться с наплывом беженцев с Ближнего Востока. Хотя, по данным МВФ, экономика ЕС получит дополнительные выгоды от мигрантов. В частности, экономика вырастет на 0,09-процентных пункта в 2016 году и 0,13 - в 2017-м. 

Но тут мы как раз возвращаемся к теме промышленной революции. Ведь, как известно из примеров предыдущих трех промышленных революций, основная их опасность таится в замене человека машинами. Согласно докладу ВЭФ, уже к концу нынешнего десятилетия роботы и новые технологии оставят без работы 7 млн. человек. При этом наибольшие сокращения ожидаются в сфере офисных и административных работников - 4,7 млн. И борьба за рабочее место наложится на проблему мигрантов в развитых странах мира. А бездушным машинам чуждо понимание элементарных потребностей человека, его возможностей обеспечить семью и детей. И может быть, мы в реальной жизни увидим войну машин и людей, но уже не с точки зрения восстания машин, наделенных интеллектом, а восстания людей против бездушных роботов. Поэтому Четвертая промышленная революция должна быть проведена очень тонко и гармонично. Ведь нынешний рабочий класс - это не цеховщики и мастеровые XVII века, большую часть которых вывела из строя первая промышленная революция, основанная на переходе к машинному труду. Тогда еще большинству удалось переквалифицироваться и приспособиться к новым условиям. И даже третья революция, начавшаяся в 1950-е годы и открывшая постепенный доступ компьютеров в нашу жизнь, послужила на благо людей, создав попутно новые рабочие места и новые сферы приложения человеческого труда - ведь в конечном счете человеческий мозг и интеллект еще ни одна машина не может заменить. Но именно четвертая революция нацелена на эту исключительно человеческую способность. И в наших пока силах обернуть ее в свое же благо, как это было на протяжении последних трех веков.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

465


Актуально