8 Мая 2024

Среда, 04:00

ЛОНДОН ПРОТИВ ВСЕХ

Предотвратит ли план Туска возможный выход Великобритании из Евросоюза?

Автор:

07.02.2016

На состоявшейся в начале февраля в Страсбурге пленарной сессии Европарламента были обсуждены меры спасения Шенгенской зоны и миграционный кризис, который продолжает оставаться самой злободневной проблемой для стран Старого Света. Между тем остроту этих вопросов лишь еще больше подчеркивают противоречия между Брюсселем и Лондоном, имеющем собственный взгляд на решение миграционной проблемы в самой Великобритании.

Альберт Жерар Кундерс, глава МИД Нидерландов, которые в настоящее время председательствуют в Совете Евросоюза, заявил в своем выступлении на сессии Европарламента о чрезвычайной важности для судеб ЕС сохранения целостности Шенгенской зоны, предусматривающей отсутствие внутренних препятствий для перемещения между странами. Вместе с тем он признал, что соблюдение этого принципа будет возможно исключительно при усилении контроля на внешних границах европейского сообщества в условиях миграционного кризиса.

Именно миграционный кризис в наибольшей степени способствует сейчас росту противоречий внутри Евросоюза. Как выразился глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, "кризис с беженцами каждый день все более трансформируется в кризис европейской солидарности". Он призвал страны - члены Евросоюза выполнить обязательства по приему и расселению беженцев на своей территории.

Особую позицию относительно миграционной проблемы выражает Великобритания, ставящая даже вопрос о возможном выходе из ЕС в случае невыполнения ее требований. В ноябре прошлого года премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон обнародовал требования Лондона, касающиеся реформы общеевропейского законодательства. К ним относятся, в частности, защита прав государств, не входящих в еврозону, и сдерживание чрезмерной иммиграции. Правительство Кэмерона предлагает ввести положение, согласно которому прибывающие в страну беженцы смогут получать пособия только после четырех лет пребывания на Британских островах. Но еще большие последствия для будущего европейской интеграции может иметь неприятие Лондоном усиления надгосударственных структур ЕС, превращения Евросоюза в так называемые "Соединенные Штаты Европы". Британия настаивает и на том, что евро не должно быть единственной валютой внутри ЕС и странам-членам должно быть предоставлено право вето в процессе принятия решений.

Евросоюз выступает против требований Лондона, усматривая в них угрозу единству организации. Вместе с тем Брюссель осознает необходимость достижения соглашения с Великобританией, без которой ЕС может лишиться одного из самых мощных центров европейской политики и экономики. Поэтому президент Совета Евросоюза Дональд Туск разработал проект Особого соглашения, которое предусматривает, прежде всего, создание механизма пересмотра национальными парламентами общеевропейских законопроектов. Кроме того, решение Европарламента может быть заблокировано в случае несогласия со стороны 55% национальных парламентов стран - членов ЕС, когда речь идет об "ущемлении национального суверенитета". Согласно плану Туска, Великобритании предоставляется право воздержаться от более глубокой политической интеграции в союз, включая право оставаться вне зоны евро и вне Шенгена. Такой подход, по сути, означает сохранение Евросоюзом статуса мультивалютного союза и приостановление дальнейшей политической интеграции внутри организации.

По итогам переговоров Дональда Туска в Лондоне фактически была обговорена возможность отсрочки Великобританией на четыре года подключения трудовых мигрантов к социальной системе страны. Причем размеры социальных выплат и льгот будут поставлены в зависимость от того, как долго конкретный мигрант пребывает на территории Соединенного Королевства и платит там налоги. Неудивительно, что премьер Кэмерон охарактеризовал план Туска как реальный прогресс в разрешении беспокоящих Лондон вопросов. Он дал также понять, что уступки со стороны Брюсселя позволят британскому правительству найти аргументы для того, чтобы агитировать подданных королевства проголосовать против выхода из ЕС на референдуме, который может состояться уже летом текущего года.

Между тем в позиции Брюсселя есть два важных момента, которые могут негативным образом повлиять на согласование с Лондоном спорных вопросов. Во-первых, ЕС, выражая готовность пойти на разумные компромиссы, чтобы предотвратить выход Великобритании из состава союза, дает понять, что не потерпит посягательств на такие фундаментальные принципы, как свободное передвижение работников и ущемление их прав в странах Европы. Во-вторых, позиция Брюсселя предусматривает обсуждение договоренностей с Лондоном всеми странами - членами ЕС. И существуют большие опасения по поводу того, что достигаемое руководством Евросоюза соглашение с Лондоном не будет принято на уровне отдельных стран.

Дело в том, что британский подход к решению миграционного кризиса бьет по интересам не только беженцев, хлынувших в Европу из охваченных войнами стран мусульманского Востока, но и мигрантов из других стран - членов ЕС. Главным образом из стран так называемой "Вышеградской четверки" - Польши, Чехии, Венгрии и Словакии, которые считаются главными поставщиками рабочей силы в Великобританию. Поэтому эти страны уже просигналили о своем намерении блокировать возможные договоренности между Брюсселем и Лондоном. Особенно это касается Польши, последовательно реализующей свои геополитические амбиции как ключевой европейской страны на восточном фланге.

Правительство Польши предупредило Великобританию, что не поддержит планы лишения льгот трудовых мигрантов из других стран ЕС. "Это предложение мне не нравится", - открыто заявила польский премьер-министр Беата Шидло, отметив, что ее правительство будет последовательно защищать интересы поляков, работающих в Великобритании. По словам Беаты Шидло, один из приоритетов Варшавы заключается в том, что изменения системы социального обеспечения "не должны коснуться 700 тысяч польских граждан, которые в настоящее время легально проживают и работают в Великобритании".

Позиция Варшавы свидетельствует о том, что британскому премьеру Кэмерону в преддверии запланированного на 18 февраля саммита ЕС придется приложить значительные усилия, чтобы добиться принятия согласованного плана реформирования Евросоюза и решения миграционной проблемы. Поэтому он и поспешил в столицу Польши, чтобы убедить Беату Шидло поддержать отмену льгот для трудовых мигрантов на четыре года. И в качестве одного из методов убеждения Кэмерон применил чисто английский политический ход.

"Мы хотим полного стратегического партнерства с Польшей, так как у нас общие интересы в сфере безопасности и обороны, особенно учитывая угрозу со стороны России", - заявил в Варшаве британский премьер-министр. Тем самым он, по сути, напомнил о том, насколько Польша уязвима в противостоянии с "российской экспансией на востоке Европы" и нуждается в дальнейшей поддержке со стороны столь могущественного союзника, как Великобритания. На это указывает и следующее высказывание Кэмерона: "Великобритания поддерживает стремление Польши к укреплению восточного фланга НАТО".

В какой степени британский премьер смог повлиять на хотя бы частичное изменение позиции Варшавы, станет ясно уже в ближайшее время, особенно на саммите ЕС. Беата Шидло ни словом не обмолвилась о том, что Польша смирится с требованиями Лондона по мигрантскому вопросу. Она лишь призналась в том, что "не представляет себе, чтобы Великобритания вышла из Евросоюза" и для польской экономики и политики важно сохранение Соединенного Королевства в составе ЕС.

Между тем о намерении не допустить дальнейшего раскручивания Лондоном вопроса реформирования Евросоюза заявил глава страны, традиционно соперничающей с Великобританией в выражении гегемонистских амбиций на континенте. Президент Франции Франсуа Олланд категорически выступил против каких-либо "последующих переговоров" о реформировании ЕС по требованию Лондона. Заявление Олланда о том, что компромисс в виде так называемого плана Туска должен уважаться Великобританией, означает, в сущности, следующее: Лондон должен отказаться от возможных шагов с целью выбить у Брюсселя все новые политические и экономические преференции.

Таким образом, внутри ЕС, скорее всего, продолжится нешуточная борьба вокруг не только миграционного, но и других вопросов, затрагивающих политическое, экономическое и социальное будущее союза. В руководстве Евросоюза, равно как и во Франции и Германии - крупнейших интеграционистски настроенных странах ЕС, опасаются, что исполнение требований Лондона убедит другие европейские столицы в возможности навязать союзу свою волю. А это уже - прямая угроза самому существованию ЕС, особенно с учетом усиления позиций евроскептиков в целом ряде входящих в него стран.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

443


Актуально