7 Мая 2024

Вторник, 16:40

ИЛЬХАМ АЛИЕВ: "ГЛАВНОЕ - ЭТО МИР"

Если не ускорить политическое решение сирийского кризиса, военное столкновение крупнейших держав станет неизбежным

Автор:

07.02.2016

Фактически сорванные мирные переговоры по Сирии (официально они заморожены как минимум до 25 февраля), которые проходили в Женеве, являются четким показателем еще больше повысившегося градуса напряженности на Ближнем Востоке. После российско-турецкого инцидента со сбитым бомбардировщиком ситуация в зоне боевых действий в Сирии, если можно так выразиться, развивалась в штатном режиме. Однако фиаско женевского диалога говорит о том, что это всего лишь было затишье перед бурей. В результате сейчас многие эксперты сходятся во мнении, что в Сирии в ближайшее время возможно крупное столкновение сил мощнейших военных держав, итоги которого трудно и даже страшно представить. Не исключен также распад Сирии - линии раздела этой страны просматриваются давно. Заложниками любого исхода будет местное мирное население, в принципе, уже давно проживающее в условиях гуманитарного кризиса.    

 

Разошлись, так и не встретившись

Глава Высшего комитета по переговорам оппозиции Сирии (ВКП) Рияд Хиджаб покинул Женеву со словами, что оппозиция не намерена возвращаться за стол переговоров до изменения ситуации в стране. Оппозиция требует "удовлетворить гуманитарные потребности сирийского народа" - освободить из тюрем задержанных, снять осаду с городов, а также прекратить российские авианалеты. С бомбардировками дислокации оппозиционных Асаду сил со стороны ВКС РФ связал приостановку переговоров и президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган. Одновременно госсекретарь США Джон Керри заявил, что власти Сирии продемонстрировали намерение решить конфликт военным путем, и призвал Россию и Иран прекратить атаковать силы оппозиции, а Дамаск остановить наступление. Глава МИД Франции Лоран Фабиус обвинил Дамаск и "его союзников" в попытке "торпедировать" мирные переговоры и осудил наступление сирийской армии в районе Алеппо. Ряд авторитетных СМИ, как, например, The Financial Times, сделали вывод, что переговоры "пошли прахом" из-за наступления войск Асада на Алеппо под прикрытием российской авиации. Глава МИД Великобритании Филип Хэммонд подчеркнул, что авиаудары РФ в Сирии мешают прекращению конфликта в этой стране, "сводят на нет усилия коалиции", а также побуждают сирийцев бежать в Европу. Турецкие власти также отметили влияние действий России в Сирии на усиление миграционного кризиса. 

Москва на критику своих действий в Сирии не реагирует. Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов заявил, что попытка увязать переговоры с гуманитарными вопросами нацелена на их срыв, так как в резолюции СБ ООН 2254 по Сирии никаких увязок между решением гуманитарных проблем и началом переговорного процесса нет. Что же касается бомбардировок сил оппозиции, то их Москва по-прежнему называет террористами. То есть, несмотря на женевскую попытку, разрешение ситуации в САР не продвинулось не на миллиметр. Проблема все в том же, и, кстати, именно она не давала изначально согласовать состав участников встречи в Женеве. Стороны договаривались о составе сложными многоходовками, и основным аргументом было требование исключить из списков тех, кого они считают террористами. Но взгляды на этот вопрос у них не совпадают. 

Делегация правительства Сирии считает террористами вообще всю оппозицию и уверена, что она связана с ИГ. По поводу недавних взрывов, прогремевших в южном пригороде Дамаска Ас-Сейида Зейнаб, МИД Сирии так и заявил, добавив, что целью теракта была "попытка сорвать усилия по началу межсирийского диалога". Россия и правительственная делегация САР протестовали против включения в ВКП представителей группировок "Джайш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам", которых Москва и Дамаск умеренной оппозицией не считают. Российские СМИ пишут, что "Джайш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам" придерживаются экстремисткой идеологии и поддерживаются СА и Турцией. Однако Анкара и Эр-Рияд в этих группировках и остальной оппозиции не видят террористов, для них это силы, противостоящие Асаду. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу после посещения СА заявил, что две страны безоговорочно поддерживают делегацию сирийской оппозиции в Женеве. МИД СА добавил, что королевство продолжит оказывать военную поддержку сирийским оппозиционным группам, "если переговоры в Женеве закончатся безрезультатно". 

Зато Турция, а также СА категорически возражают против включения в переговорный процесс сирийских курдов и считают именно их террористами. Турция не раз давала понять, что готова предпринять и, собственно, предпринимает военные действия, чтобы не допустить возникновения нового курдского территориального образования как на территории Сирии, так и соседнего Ирака. На этом фоне Россия настаивает, что курды являются очень существенной частью сирийской оппозиции, поскольку "контролируют значительную часть сирийской территории и имеют серьезное политическое влияние". 

Крайне примечательна относительно курдов позиция США, которых они, как известно, всегда поддерживали, но в то же время поддерживают и союзническую Турцию. 

Американцы никогда не выдавали насчет курдов однозначного мнения, предпочитая оставлять этот момент как бы на будущее, но не раз курдский вопрос омрачал отношения Вашингтона и Анкары. Теперь же в этот расклад вклинилась Россия. Думается, именно с этим связан визит в начале февраля спецпредставителя администрации президента США Бретта Макгерка в так называемый Сирийский Курдистан, в частности Кобани. Это был первый официально подтвержденный визит столь высокопоставленного американского чиновника в Сирию с тех пор, как американский посол покинул Дамаск. 

Вообще же США выступают за те стороны конфликта, что против Асада, за исключением "Ан-Нусра" и ИГ. 

Но "эти стороны конфликта" в последнее время терпят поражение от войск Асада, что отнюдь не способствует эффективной борьбе с ИГ. И поэтому все больше разговоров о возможной наземной операции США в Сирии, хотя Обама не раз говорил, что сухопутные войска в сирийско-иракской операции против ИГ задействованы не будут. После встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу вице-президент США Джо Байден заявил, что если не удастся достичь желаемого политическими методами, США и Турция готовы к поискам "военного решения" для борьбы с ИГ в Сирии. Эштон Картер, министр обороны США, также отметил, что коалиция против ИГ для ускорения процесса победы задействует сухопутные войска. Вопрос в том, будут ли США делать это напрямую или силами своих союзников в регионе? 

Так, от саудовцев приходят месседжи, что Эр-Рияд готов послать войска для участия в наземной операции в Сирии, если ее начнет международная коалиция во главе с США. The Guardian пишет, что СА может направить войска в Сирию для борьбы с ИГ, скоординировав свои действия с Турцией. Якобы Эр-Рияд и Анкара несколько недель назад даже создали надлежащий двусторонний орган. Глава Пентагона Эштон Картер приветствовал заявление Эр-Рияда, добавив, что готовятся обсуждения этого вопроса, а официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что в целом коалиция поддерживает намерение участников коалиции активизировать усилия по борьбе с ИГ. Подозрения Москвы по поводу возможных военных планов Турции усилил отказ Анкары разрешить России совершить наблюдательный полет над своей территорией в рамках "Договора по открытому небу". В ходе полета предполагалось наблюдение районов на границе с Сирией и аэродромов с авиацией НАТО. Представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков отметил, что у российских властей есть "серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции" к военному вторжению в Сирию. 

Что в таком случае будет делать Кремль и как поступит Иран, вопрос вопросов. Хотя тут остается всего два варианта - либо наблюдать за тем, как войска Асада сдают ранее завоеванные позиции, либо вступать в противостояние с силами Турции (читай НАТО) и СА. О том, что подобные варианты не исключаются, свидетельствует активная переговорная работа, которую ведут в регионе все втянутые в сирийский конфликт страны. 

 

Гуманитарный кризис

На этом фоне акцент от прерванных женевских переговоров практически в тот же день сместился на Лондон, где состоялась конференция стран-доноров "Поддержка Сирии и региону", чтобы продолжить встречи с теми мировыми лидерами, кто может повлиять на ситуацию в Сирии. Мероприятие было организовано Великобританией, Германией, Кувейтом, Норвегией и ООН. По приглашению организаторов в мероприятии также принял участие президент Азербайджана Ильхам Алиев. 

Страны - участницы лондонской конференции договорились собрать более $10 млрд. помощи сирийцам. Средства частично пойдут на прямые поставки гуманитарной помощи Сирии, на различные проекты по развитию Сирии и соседних стран, на помощь Иордании, Турции и Ливана, принявших совокупно 4,5 млн. сирийских беженцев. 

Создается впечатление, что, не сумев пока найти политический выход из сирийского кризиса, сильные мира сего решили хоть как-то разрулить хотя бы гуманитарный кризис. Однако, как еще раз напомнил на встрече лидеров Ильхам Алиев, политическое урегулирование в Сирии все-таки является первоочередным. Глава Азербайджана знает, о чем говорит, ведь, к сожалению, у Баку накоплен большой опыт в вопросе решения вопросов беженцев. В результате армянской агрессии более миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, что является одним из самых высоких показателей по числу беженцев на душу населения. Ильхам Алиев выразил признательность международным гуманитарным организациям, в особенности оказавшему Азербайджану поддержку в сложный момент истории Верховному комиссариату ООН по делам беженцев, и подчеркнул, что сегодня Азербайджан сам является страной-донором, обеспечивает финансовую помощь, включая сирийских беженцев. Но, как добавил Алиев, "страна может развиваться и справляться с большими трудностями только в условиях стабильности и мира". 

"Главное - это мир. Поэтому найти как можно скорее политическое решение сирийского кризиса - вопрос номер один в нашей повестке дня. Уверен, что проведенные нами сегодня обсуждения сыграют важную роль в поиске данного политического решения. Азербайджан, как страна, обладающая сегодня основательным финансовым и экономическим потенциалом, смогла добиться этого в условиях не мира, а всего лишь прекращения огня", - сказал И.Алиев на встрече мировых лидеров в Лондоне. 

Но пока что именно прекращение огня для Сирии является фактически нереальной задачей. Эта ближневосточная страна оказалась на перекрестке интересов ведущих мировых игроков. И исход этой битвы пока неясен. Как и судьба Сирии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

429


Актуально