2 Мая 2024

Четверг, 22:25

"ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ"

Этот тезис в Армении переносят и на экономику, и на внутреннюю политику

Автор:

15.03.2016

В Армении наблюдается очередной всплеск внутриполитической активности. Президент Серж Саргсян приступил к "переформатированию" правящей коалиции, куда теперь войдут и дашнаки. Церемонию подписания соглашения о сотрудничестве между правящей Республиканской партией и еще недавно оппозиционной Армянской революционной федерацией "Дашнакцутюн" (АРФД) провели со всей положенной в таких случаях торжественностью - в резиденции президента Армении. От Республиканской партии Армении соглашение подписал заместитель председателя Армен Ашотян, от АРФ "Дашнакцутюн" - представитель верховного органа АРФД в Армении Агван Варданян. Вскоре стало известно, что дашнакам, согласно подписанному документу, достались посты двух новых губернаторов - Арагацотнской и Ширакской областей Армении. АРФД также получила посты трех министров: в частности, минэкономики возглавил Арцвик Минасян, министерство территориального управления - Давид Локян, а минобразования и науки - Левон Мкртчян.

Кроме того, по указу президента министерство финансов было реструктуризовано - от него был отделен комитет по госдоходам, который возглавил глава Контрольной службы президента Овик Овсепян. Министра энергетики и природных ресурсов Ерванда Захаряна сменил заместитель председателя контрольной палаты Левон Йолян. Ранее же заместитель генерального прокурора Георгий Кутоян был назначен директором СНБ, а замминистра юстиции Арман Татоян был избран омбудсменом Армении. 

Ереванские оппозиционные аналитики, впрочем, уверены, что вряд ли за этими событиями последуют реальные политические сдвиги. В частности, заместитель председателя партии "Наследие" Армен Мартиросян по поводу новых изменений в правительстве Армении высказался весьма язвительно: "В какой бы цвет советские "Жигули" ни перекрашивали, "Мерседесом" они не станут. Все эти перестановки являются удобными конфигурациями в преддверии парламентских выборов 2017 года. Всё это направлено на воспроизводство режима, возглавляемого Сержем Саргсяном".

В прессу уже просочились предположения, что на самом деле приглашение дашнаков в правительство - явная попытка ослабить политические позиции экс-президента Армении Роберта Кочаряна. В период его нахождения на посту президента именно АРФД играла роль правящей партии, хотя формально Кочарян не был ее членом. И если сегодня Саргсян переманивает дашнаков к себе, то это говорит о многом. Имеется целый ряд выкладок и прогнозов, авторы которых считают самым опасным для Сержа Саргсяна соперником не Тер-Петросяна, не Раффи Ованнисяна и тем более не Заруи Постанджян, а именно Кочаряна. 

Аналитики навскидку приводят немало аргументов в пользу такого предположения. Роберт Кочарян - опытный и ловкий политик, он представляет тот же "карабахский клан", что и Серж Саргсян, и легко может перетянуть на свою сторону именно те тяжелые фигуры, на чью поддержку рассчитывает действующий глава государства. Но главный козырь Роберта Кочаряна - его связи в Москве. И если в разгар "дела Айрапетяна" казалось, что звезда Кочаряна на московском горизонте закатилась, то теперь, когда Левон Айрапетян перебрался из КПЗ под домашний арест, а деятельностью других членов верхушки его бизнес-империи "Система" правоохранительные органы РФ не так уж сильно интересуются, сторонники Роберта Кочаряна вздохнули с облегчением. 

Впрочем, в условиях ереванской конкретики речь идет не только, вернее, не столько о связях Кочаряна (или Саргсяна) в Москве. Куда важнее гипертрофированное отношение армянского политического истеблишмента к бессмертному "заграница нам поможет". И вот на этом следует остановиться поподробнее. 

Писатель-документалист Эрик Файгл, автор книги "Правда о терроре: армянский терроризм - истоки и причины", явно не напрасно особо отмечал "роковое искушение, испытываемое не только армянами Киликии, но и всеми в целом армянами, добровольно вступать в игры большой политики". Еще на рубеже XIX-XX веков, накануне Первой мировой войны, активисты партии "Гнчак" активно налаживали мосты с Лондоном, а дашнаки искали заступников в России, позабыв о проведенной ими серии политических убийств на улицах российских городов… По официальной версии, целью всех этих "игр" было создание "Западной Армении" на территории турецкой Восточной Анатолии. На деле же политические дельцы просто делали свой бизнес. 

Результаты той политики для армян, как известно, оказались катастрофическими. И потом эксперты будут не раз вспоминать, как Шаген Натали, будущий руководитель армянской террористической организации "Немезида", в двадцатые годы расправлявшейся с членами правительства младотурок и государственными деятелями независимого Азербайджана, подводил невеселые итоги тех политических игр: "Русские предали нас. Англичане продали. Французы, нашим оружием и нашей кровью отвоевав Киликию, бросили нас затем безоружными перед турецким ятаганом. Итальянцы вооружили турок, чтобы изгнать греков из Измира, и сожгли нас вместе со всем городом. Американцы убаюкали нас сладкими речами и обменяли нас на несколько скважин с нефтью". Известный норвежский полярный исследователь, лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен, который в начале ХХ века развернул весьма активную кампанию помощи армянским беженцам, отмечал: "Горе армянскому народу, оказавшемуся втянутым в европейскую политику! Для него было бы лучше, чтобы его имени ни разу не вспомнил ни один европейский дипломат". 

С того времени прошел целый век, но армянский истеблишмент, похоже, готов повторить ту же ошибку. Во всяком случае местный политический спектр не просто четко делится на "пророссийские" и "прозападные" политические силы. Трагично, что те, кто выступает за членство Армении в ЕАЭС, а это, главным образом, силы, находящиеся у власти, пребывают в полной уверенности, что Россия должна постараться "удержать" у власти своих политических союзников. А значит, все мыслимые и немыслимые проблемы этих союзников должна решать уже Москва, причем за собственный счет: латать, к примеру, зияющие в армянском бюджете дыры (и неважно, что у Москвы хватает своих проблем в экономике), "закрывать долги" армянских электросетей, снижать по первому капризу Еревана цены на газ и т.д. В свою очередь ереванские "западники", похоже, слишком уж "в лоб" восприняли разговоры о тех самых "оранжевых технологиях" и "дядях в пробковых шлемах", которые организуют в странах бывшего СССР "цветные революции" и приводят к власти своих ставленников. И уверовали, что стоит только поубедительнее продемонстрировать свою приверженность "европейскому выбору" или еще чему-нибудь в том же роде, как тут же появятся вожделенные "дяди в пробковых шлемах", которые поделятся со своими союзниками хитроумными "оранжевыми технологиями", и власть вместе с коррупционными схемами сама упадет в руки, как перезрелый плод. 

Изрядную пищу для размышлений дают здесь события 1 марта 2016 года. Когда на политической авансцене Армении совпали два события: визит в Ереван главы европейской дипломатии Федерики Могерини и восьмая годовщина расстрела на улицах Еревана участников митинга протеста против фальсификации результатов президентских выборов. Напомним: после многодневного и мирного митинга протеста полиция 1 марта 2008 года сначала зачистила Театральную площадь, а затем спешно переброшенный из Карабаха армейский спецназ открыл огонь "на поражение" по участникам новой акции протеста. 8 участников митинга и 2 полицейских были убиты, десятки человек получили ранения. Расследование вроде бы инициировали, но на сегодня оно, по сути дела, заморожено. И так уж совпало, что к приезду в Ереван Федерики Могерини местная оппозиция провела впечатляющий "смотр сил". 6 оппозиционных объединений провели в память жертв 1 марта шествие по центральным улицам Еревана и возложили цветы к памятнику Мясникяна, где восемь лет назад происходили основные события. Как утверждают оппозиционеры в своем заявлении, "спустя восемь лет, несмотря на последовательные требования армянского общества и международных организаций, никто не понес ответственности и не наказан за эти преступления". По их мнению, фальсификация конституционного референдума 2015 года, а также последующие давления на участников акций протестов вновь подтвердили, что власти продолжают действовать по логике событий 1 марта. В ходе митинга оппозиционные лидеры выступили за то, чтобы объявить 1 марта днем памяти жертв государственного террора. А еще призвали Евросоюз и Европарламент ввести санкции против нынешнего руководства Армении. 

А затем в столицу Армении приехала Федерика Могерини. Утверждать что-либо относительно деталей встреч с официальными лицами Армении за закрытыми дверями по понятным причинам трудно, однако заявления главы европейской дипломатии "на публику" не содержали ничего, что можно было бы расценить как поддержку одних против других на политическом поле Армении. Дошло до того, что эксперт Института Кавказа Грант Микаелян в беседе с корреспондентом EA-Daily прямо заявил: "Какие-то призывы, советы и рекомендации из уст главы делегации ЕС мы слышим регулярно, но не думаю, что будет непосредственное вмешательство в здешние процессы. Полагаю, после вступления Армении в ЕАЭС интерес Евросоюза к Армении в этом отношении немного поубавился".

И остается только догадываться, на какие ухищрения пойдут армянские "западники", чтобы этот интерес реанимировать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

424


Актуально