26 Апреля 2024

Пятница, 16:34

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

По какой причине голландцы сказали Украине "нет"?

Автор:

15.04.2016

В Нидерландах на "консультативном", то есть юридически необязательном к исполнению референдуме более половины (61%) голландцев проголосовали против Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Явка составила чуть выше 32,1%. Влияние референдума на соглашение для Украины пока не ясно. Но сдается, что это не главный итог плебисцита.

 

"Новые радикалы"

Голландия оказалась последней из стран ЕС, не ратифицировавшей соглашение с Украиной, подписанное лидерами Евросоюза в 2014 году. Для этого, как и во всех остальных 27 странах - членах ЕС, требовалось обычное голосование в парламенте, в ходе которого документ, собственно, и был одобрен, но 300 тыс. голландцев подписали петицию с требованием провести референдум. Согласно закону о необязывающих народных плебисцитах, вступившему в силу в Нидерландах в 2014 году, на всеобщее обсуждение может быть вынесен любой неоднозначный вопрос, если соответствующую инициативу поддержит достаточное число граждан. Граждане Нидерландов решили, что вопрос об ассоциации с Украиной как раз попадает под определение "неоднозначный". 

Учтет ли правительство Нидерландов результаты референдума? Через полтора года в стране ожидаются парламентские выборы, так что совсем не обратить внимание на волеизъявление такого числа сограждан власти, несмотря на собственное - противоположное - мнение, вряд ли решатся. Нынешняя правоцентристская коалиция во главе с премьер-министром Марком Рютте образование весьма хрупкое и на фоне миграционного кризиса начинает серьезно терять в популярности, скажем, в пользу правой Партии свободы и ее лидера Герта Вилдерса. Того самого, который стал популярным благодаря своей антиисламской риторике, яро выступал против миграции и вступления Турции в Евросоюз, а теперь поддержал референдум по Соглашению с Украиной. Политик, которого ведущие западные СМИ называют "правым популистом" и "националистом", отказывается считать себя таковым, избегая всяческих сравнений, к примеру, с француженкой Мари Ле Пен, и указывает своим политическим кумиром Маргарет Тэтчер. 

Примечательно, что процедуру референдума также поддержала Социалистическая партия, что еще раз подтверждает: в Европе привычное деление на правых, левых и центристов размывается. Центристы все больше заваливают "работу на местах", а левые и правые отходят от классического имиджа, становятся в своей риторике настоящими политическими эклектиками, забирая себе самое важное и выгодное от противников, и в результате находят друг с другом общий язык. Примечательно и то, что такие "новые радикалы" с обеих сторон объясняют свою нетерпимость, например, к тем же мигрантам вовсе не этнической и религиозной ненавистью, а желанием защитить европейскую толерантность - такие ее ценности, как право быть геем, феминисткой, атеистом, то есть то, что чужаки никак не смогут воспринять. Значит, от них нужно защищаться. Вот такой вот парадокс.

И поскольку по поводу столь актуальной сейчас для Европы проблемы мигрантов мнения европейцев, собственно, никто ни в какой форме не спрашивал, референдумов никаких не устраивал, создается такое ощущение, что голландцы решили отыграться на Украине. Потому что сомнительно, чтобы обычные голландцы нашли время всерьез разбираться в том, что им сулит Соглашение об ассоциации с Киевом, которое состоит из более тысячи страниц и пестрит различными терминами. Это косвенно подтверждается и тем фактом, что 70% населения на референдум просто не пришли, а граждане остальных 27 стран Евросоюза вопросом о том, что им сулит данный документ, даже не задались. В этой связи уместно привести описание предреферендумной кампании корреспондентом Washington Times: "Сторонники ультраправых вышли на митинги против соглашения с палестинскими флагами. Ультраправые партии делали акцент на мусульманских иммигрантов. Голландское правительство, обязанное субсидировать агитационные кампании различных партий, выделило деньги в том числе группе, которая напечатала украинские национальные символы на туалетной бумаге, а также защитникам животных и противникам атомной энергии". То есть полная мешанина, по сути, просто способ выразить протест и неважно, по какому поводу. 

 

Судьба Евросоюза

Почему же именно голландцы выступили в роли смутьянов? Граждане страны, которая в 1957-м стояла у истоков Евросоюза? Видимо, потому же, почему в 2005 году именно они (и еще французы) на референдуме отвергли проект единой европейской Конституции. То есть ответа на этот вопрос попросту нет. Почему? Да вот потому. 

Но европейские аналитики и политологи все же мучительно пытаются докопаться до истины, хотя, возможно, она им не так уж и выгодна. Ведь результаты референдума в Нидерландах многих европейских наблюдателей заставили задуматься не столько о дальнейшей судьбе Украины, сколько о будущем ЕС. Многие наблюдатели и политики Старого Света сошлись во мнении, что голландцы голосовали против самой идеи единой Европы, против механизмов принятия решений в наднациональных структурах ЕС, хотели указать на то, что в Брюсселе их голос не всегда слышат. Это, конечно, показывает слабости репрезентативной демократии, которые на Западе признают, но как бы не замечают, выставляя вперед только достоинства. И теперь интересно, какими бы были результаты аналогичных референдумов в других странах, и не столько относительно их отношения к Украине, сколько к евроинститутам. Как отметила президент Литвы Даля Грибаускайте, "результаты референдума отражают желание граждан Нидерландов подвигнуть Евросоюз к изменению, сделать его более открытым". А президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и вовсе предостерег от "континентального кризиса", который может разразиться, если нидерландцы проголосуют против. Эти опасения вполне можно понять, особенно сейчас - после терактов в Париже и Брюсселе, из-за нерешенной ситуации с мигрантами, проблем с экономикой и, самое главное, предстоящим 23 июня британским референдумом по Brexit. 

 

От Киева до Гааги

Но для украинцев эти европейские страхи так же далеки, как далеко пешком от Киева до Гааги. Для многих украинцев референдум в Нидерландах был не просто каким-то там голосованием, а голосованием по соглашению, которое стало символом украинских событий 2013-2014 годов, которое дало имя Майдану, с тех пор называвшемуся не иначе, как Евромайдан. В конце концов именно эти события в Украине привели к гражданским столкновениям в Киеве, войне на Донбассе, гибели множества людей. "Люди шли за это на смерть", - тиражируют СМИ слова бывшего активиста Майдана. 

Порошенко подбодрил соотечественников, заявив, что в любом случае "Украина продолжит воплощать в жизнь Соглашение об ассоциации, обеспечит создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом, поскольку это путь к модернизации Украинского государства и укрепление его независимости". Но факт остается фактом. Все чаще в западных СМИ Украина сейчас подается не как пример стремления к демократии, а как коррумпированное государство со слабой экономикой. Кроме того, в Украине сейчас все более четкие контуры приобретает очередной политический кризис. В отставку подал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, по мнению которого политический кризис в государстве развязан искусственно и который не скрывает своих политических амбиций - выше премьерского кресла. Хотя вот еще один парадокс - по замыслу создателей, соглашение как раз таки должно помочь украинцам бороться с коррупцией и кризисами.

 

И от Лондона до Вашингтона

Впрочем, скорее всего референдум никак особо не повлияет на соглашение и оно наверняка будет ратифицировано, может, с какими-то изменениями или уступками для Нидерландов. Тем более оно уже применяется. "Я думаю, эту проблему можно решить так же, как мы решали другие сложные вопросы. Оставим ее Нидерландам и европейским институтам", - сказала Ангела Меркель. И в этом никто не сомневается. Ведь отвергнутая Европейская конституция все равно существует в виде Лиссабонского соглашения. Будет существовать и данное соглашение. На самом деле для европейцев этот документ не так уж и важен. Гораздо большее значение будут иметь результаты вышеупомянутого референдума по Brexit, чей инициатор Найджел Фарадж после нидерландского плебисцита приветствовал "важную победу демократии". "Если я буду избрана главой Республики на следующих выборах, буду организовывать для Франции Frexit, если это поддержит французский народ", - в свою очередь уже пообещала и Марин Ле Пен.

Но и это еще не все - следующий референдум, который могут затеять неутомимые голландцы, может быть по поводу Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций между ЕС и США. И вот это уже намного интереснее. Так вроде бы совершенно разные по времени и смыслам политические события на наших глазах переплетаются самым неожиданным образом. Но эти разность и неожиданность только на первый взгляд, на самом же деле все очень глубоко повязано.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

386


Актуально