28 Апреля 2024

Воскресенье, 04:06

ПРОЩАЛЬНОЕ ТУРНЕ

Получилось ли у Барака Обамы убедить ближневосточных и европейских коллег в своей точке зрения?

Автор:

01.05.2016

Шестидневное турне Барака Обамы, в ходе которого он посетил Саудовскую Аравию, Великобританию и Германию, в СМИ сразу же назвали "прощальным", хотя до ухода со своего поста нынешнему президенту США еще более полугода. Но итоги подводить уже можно - осложненные отношения с Эр-Риядом и другими ближневосточными странами, беспокойство по поводу возможного выхода Великобритании из ЕС и нарастающее недовольство европейцев по поводу условий Соглашения о свободной торговле и инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом (TTIP). Обама на этот раз выступил в несколько необычной для президента США роли - везде ему предстояло убеждать своих партнеров. И наверняка выслушивать массу неприятного для себя. 

 

Ближний Восток

Большинство арабских государств разочарованы политикой Обамы в основном тем, что Иран, из-за ядерной сделки вышедший из-под санкций, усиливает свою экономическую и политическую силу. Суннитские заливные монархии опасаются роста шиитского влияния в регионе, что особенно остро проявляется в "горячих" точках региона - Ираке, Сирии, Йемене. Арабские СМИ жестко пишут о влиянии на американскую политику "сионистско-иранского лобби". 

На отношения не лучшим образом повлияли и события, связанные с терактами 11 сентября 2001 года. Часть 838-страничного доклада, а именно 28 страниц, по следам тех событий до сих пор остается засекреченной. На этом настоял Джордж Буш, заявивший, что в документе содержится информация об источниках разведданных и методах их сбора. Между тем о саудовском следе говорили с самого начала, поскольку у большинства угонщиков самолетов были саудовские паспорта. Но главный вопрос связан с тем, насколько к преступлению причастны официальные лица из СА, т.е. откуда шло финансирование. Американская общественность, особенно родственники жертв, требует не скрывать правду. Боб Грэхем, бывший сенатор-демократ, член комиссии, на вопрос телеведущего CBS Стива Крофта о том, причастны ли к терактам правительство СА и крупные бизнесмены, подтвердил, что это так. Законопроект о возможности судебного преследования за участие в терактах 11 сентября внесли сенатор­республиканец Джон Корнин из Техаса и его коллега, нью-йоркский демократ Чак Шумер. Как отмечает ВВС, документ поддерживается разношерстной коалицией - примечательное единодушие в год выборов. Дональд Трамп использует этот вопрос в своих нападках на демократов, но сенатор Берни Сандерс и Хиллари Клинтон заявили, что в случае избрания президентом подпишут этот документ. В январе законопроект без возражений был одобрен сенатским юридическим комитетом. Против публикации доклада выступает часть конгрессменов, близких к администрации Обамы.

В случае принятия Конгрессом резолюции саудовцы уже пригрозили распродать американские активы якобы на сумму $750 млрд., что может дестабилизировать финансовые рынки и обрушить котировки. Поэтому официальный представитель Белого дома Джош Эрнест призвал Эр-Рияд поддерживать стабильность мировой финансовой системы. В то же время ряд экспертов не видят причин для беспокойства, утверждая, что, во-первых, эти $750 млрд. представляют собой всего 1% от общей суммы финансовых активов (акции и облигации), а, во-вторых, саудовцы, конечно, блефуют. Возможно, из-за серьезного дефицита бюджета (до 14,8% ВВП) в результате падения цен на нефть они в любом случае продадут часть активов, но не в таком объеме, как грозятся. Ведь Эр-Рияд не в меньшей степени заинтересован в сохранении этих вложений, поскольку альтернативы им попросту нет. 

Тем не менее, сама возможность подобной перепалки между столь близкими союзниками заставляет насторожиться. Так, с одной стороны, США сейчас уже далеко не так сильно нуждаются в саудовской нефти, как несколько десятков лет назад, а с другой - саудиты в своих действиях и амбициях очень не похожи на себя прежних. В то же время сохраняется взаимозависимость в области продажи вооружений. Эр-Рияду, который стремится к лидерству в регионе, нужно американское оружие, а США важны военные заказы. За последний год США продали на Ближний Восток оружия на $30 млрд. В Саудовскую Аравию - на $21 млрд. Мировые СМИ заметили признаки холодного приема, устроенного Обаме на саудовской земле, - король не поехал встречать главу Белого дома в аэропорту, отправив вместо себя губернатора Эр-Рияда и министра иностранных дел, а саудовские телеканалы по большому счету проигнорировали момент прибытия Обамы. Сам Обама под предлогом занятости отказался от торжественного ужина. В то же время телеканал Al Arabiya попытался спасти информационный фон, отметив, что переговоры двух лидеров длились больше двух часов и в исключительно дружеской атмосфере. Да и сам Обама вел себя в гостях примечательно тихо, а излюбленную тему всех визитов американских официальных лиц - права человека - в Эр-Рияде особо не поднимал. 

Помимо приватных переговоров - встречи с королем Салманом ибн Абдул-Азизом аль Саудом, а также с наследным принцем Абу-Даби, заместителем верховного главнокомандующего ОАЭ Мухаммедом аль Нахайяном - американский президент и лидеры государств Персидского залива также общались в рамках саммита США и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и СА). Главными вопросами стали военное сотрудничество, особенно в области спецназа и ВМС - на фоне иранского фактора и ИГ. США призвали руководителей арабских стран Персидского залива оказывать политическую и экономическую поддержку Ираку, помочь в восстановлении отбитых у боевиков иракских городов Рамади и Хит, а также провинции Анбар. Кроме того, уже находясь в Европе, Обама официально объявил о дополнительной отправке в Сирию 250 военнослужащих. Это бойцы отряда специального назначения из сухопутных войск, медики, а также специалисты по сбору информации и логистике. 

 

Пока единая Европа

После Саудовской Аравии Барак Обама отправился в Великобританию, чтобы пообщаться с премьер-министром Дэвидом Кэмероном и лично поздравить королеву Елизавету II с 90-летним юбилеем. В отличие от саудовской королевской семьи, британская королева и ее супруг герцог Эдинбургский Филипп, несмотря на дождь, встречали Обаму и его жену Мишель на лужайке перед Виндзорским замком. Однако в отношениях Вашингтона и Лондона сейчас также присутствует ряд сложностей. 

Белый дом больше всего тревожит предстоящий 23 июня референдум о членстве туманного Альбиона в Евросоюзе, т.н. "brexit". Обама напрямую обратился к британцам с просьбой подумать. Американцы уверены, что развод Лондона с ЕС подорвет саму идею трансатлантического сообщества, а также лишит Вашингтон многих рычагов влияния на Брюссель и Берлин, которыми он сейчас обладает благодаря Лондону. Как пишет американский дипломат и политолог Строуб Тэлботт, после Второй мировой войны Уинстон Черчилль мечтал о Соединенных Штатах Европы, которые будут зависеть от американской поддержки и защиты, а самым сильным звеном трансатлантической цепи считал "особые отношения" между Британией и Соединенными Штатами. "Европейский союз не уменьшает влияние Британии, а увеличивает его. Сильная Европа не угрожает британскому глобальному лидерству, а только ему способствует", - заявил уже Обама на страницах The Telegraph. Через особые отношения с Лондоном Вашингтон достигал баланса в своих взаимодействиях с ЕС, что проявлялось даже в сфере расходов на оборону.

Из Великобритании Обама вылетел в немецкий Ганновер для встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, а также для участия в мини-саммите G5, где также присутствовали президент Франции Франсуа Олланд, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и премьер-министр Италии Маттео Ренци. Американский и самые влиятельные европейские лидеры обсудили ситуацию в Украине, миграционный кризис, совместную борьбу с ИГ в Сирии и Ираке, сотрудничество в рамках НАТО. Глава Белого дома затронул вопрос усиления восточного фланга Североатлантического альянса, в основном для защиты от возможных действий со стороны России. США ожидают от Великобритании и Германии размещения дополнительных войск и военной техники в прибалтийских странах, Польше и Румынии. В июле на саммите НАТО в Варшаве эта тема должна получить дальнейшее развитие.

Между тем основной повесткой визита Обамы в Ганновер стала международная торговля. Не менее чем brexit, а скорее в увязке с ним, главу Белого дома беспокоит будущее Соглашения о свободной торговле и инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом. По замыслу документ позволит создать крупнейшую в мире зону свободной торговли, которая будет охватывать около 800 млн. потребителей, в ее рамках будут снижены тарифы и устранены регулирующие барьеры в бизнесе между странами ЕС и США - его уже называют "экономическим НАТО". Однако недовольство TTIP нарастает во Франции, теряет популярность в Германии и других странах ЕС. Считается, что это соглашение в основном несет выгоду транснациональным компаниям, негативно скажется на трудовых правах жителей Евросоюза, а также ослабит контроль по охране окружающей среды. Обама же уверен, что страны, вовлеченные в TTIP, получат огромные преимущества, а самое главное, конкурентоспособность, и надеется, что работа над документом завершится до конца года. 

Получилось ли у Барака Обамы убедить ближневосточных и европейских коллег в своей точке зрения, покажет ближайшее будущее. Но можно не сомневаться, что большинство из перечисленных проблем перейдет уже к следующему хозяину Белого дома.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

404


Актуально