27 Апреля 2024

Суббота, 20:49

ОПАСНОСТИ МИРНОГО АТОМА

Спустя 30 лет после Чернобыля ядерная катастрофа все еще числится в списке реальных угроз

Автор:

01.05.2016

Спустя 30 лет после самой страшной в истории техногенной катастрофы - аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) 26 апреля 1986 года - человечество вынуждено признать, что риски, связанные с атомной энергетикой, до сих пор до конца не изучены. Согласно ежегодному докладу МАГАТЭ, по состоянию на конец 2014 года в мире эксплуатировались 438 ядерных реакторов, и каждый из них, по сути, является бомбой замедленного действия. Мирный атом может выйти из-под контроля в результате случайного фактора - ошибки, халатности или технического износа, а также в результате последствий стихийных бедствий. В последние годы заговорили о новых опасностях - угрозе кибератак и терактах. 

 

Случайность - это цепь невыявленных закономерностей

Масштабы Чернобыльской катастрофы до сих пор поражают воображение. Из-за пожара, длившегося почти две недели, в атмосферу было выброшено около 190 тонн опасных радиоактивных веществ. Наиболее сильно пострадали северные районы Киевской и Житомирской областей Украины, Гомельская область Беларуси и Брянская область России. Покинуть свои дома были вынуждены сотни тысяч человек. Многие из них, как и тысячи ликвидаторов, погибли от последствий лучевой болезни. На данный момент на пораженной радиацией территории площадью 150-160 тыс. кв. км живут около 6-7 млн. человек. По данным Минздрава Украины, 2,4 млн. украинцев, из них 428 тыс. - дети, страдают онкологическими и другими заболеваниями.

Многие документы, касающиеся катастрофы на ЧАЭС, все еще остаются под грифом "секретно", что порождает различные слухи - якобы случившееся было не случайностью, а, возможно, самым настоящим преступлением. Ответов на этот вопрос нет, однако остается фактом, что несколько дней руководство СССР скрывало истинные масштабы трагедии. Скорее всего причиной такого поведения была банальная растерянность. Спустя 25 лет события повторились в меньшем масштабе в Японии, где в результате сильнейшего в истории землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла авария на АЭС "Фукусима". Лишь в 2016 году оператор АЭС - Токийская электроэнергетическая компания (ТЕРСО) - принесла свои извинения за то, что сообщила о расплавлении активной зоны в трех реакторах станции только спустя два месяца после катастрофы. В марте 2016 года ТЕРСО призналась, что сотрудники компании могли бы распознать мелтдаун, если бы действовали согласно служебным инструкциям. В результате члены следственной комиссии сделали вывод, что у ТЕРСО нет нормативов, по которым можно определить расплавление активной зоны.

 

Неприрученные силы природы против "прирученного" атома

Получается, что стопроцентно безопасных технологий на АЭС, страховавших бы нас от человеческой ошибки или буйства природы, просто нет. В Японии после аварии самой острой проблемой стала радиоактивная вода, которая применяется для охлаждения реакторов и скапливается в подземных помещениях станции, а далее просачивается в грунтовые воды или уходит в Мировой океан. Значительное превышение установленной нормы содержания радиации выявлено в иловых отложениях на дне всех рек в японской префектуре Фукусима. В данный момент предпринимаются попытки заморозки грунта для создания так называемой "защитной стены" вокруг реакторов. Но чтобы объект стал полностью безопасен, потребуются десятки лет, материальный ущерб в целом составит более $100 млрд., а ущерб окружающей среде и вовсе оценить невозможно. Более того, авария на "Фукусиме" потребовала эвакуации около 400 тыс. человек, многие из которых до сих пор не вернулись в свои дома, а зона в 20 км вокруг АЭС остается необитаемой.

В середине апреля уже этого года японские острова вновь пострадали от сейсмической активности, приведшей к жертвам и разрушениям, но, к счастью, не таким масштабным, как в 2011 году. Землетрясение магнитудой    6,5 балла случилось в префектуре Кумамото на южном острове Кюсю 15 апреля. Кстати, в середине апреля землетрясения практически одновременно с Японией также случились в Мьянме, Эквадоре, Чили - все они находятся по краям одной тектонической плиты, к ней же относится запад США с его знаменитым разломом Сан-Андреас. Но особенно японцев страшит даже не само землетрясение, а то, что рядом находится АЭС "Сендаи", два реактора которой на данный момент остаются единственными работающими в Японии. Специалисты успокаивают население тем, что станция может выдержать и большее землетрясение. Но ведь землетрясение выдержала и АЭС "Фукусима", а причиной аварии на станции стало то, что уже во время цунами и дальнейших последствий произошло отключение всех систем нормального и аварийного охлаждения активной зоны реакторов. 

Относительно Мецаморской АЭС в Армении выдвигаются такие же аргументы - станция, дескать, выдержала землетрясение в Спитаке в 1988 году (хотя и была в том же году закрыта, но в 1995 году запущена заново). Однако желание Армении и далее использовать станцию не значит, что она безопасна, и действия Еревана являются не чем иным, как игрой с огнем. О потенциальной опасности АЭС говорилось уже не раз на разных уровнях в ряде международных структур. Постоянно на различных площадках напоминает об этом и Азербайджан - в ООН, ПАСЕ, МАГАТЭ. Недавно о данной угрозе в ходе Вашингтонского саммита по ядерной безопасности еще раз напомнили мировой общественности президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава МИД Эльмар Мамедъяров. 

Как отметила в интервью R+ глава информационного отдела Республиканского центра сейсмологической службы Национальной академии наук Азербайджана Вусала Рафиггызы, зона Южного Кавказа находится в зоне повышенной сейсмоактивности, и теоретически в случае сильного землетрясения на территории Армении, а также учитывая, что Мецаморская АЭС довольно старая, разрушение станции вполне возможно. Естественно, в этом случае пострадает не только Армения, но и другие государства региона, в том числе и Азербайджан. 

Как заверила Вусала Рафиггызы, сейсмологическая служба Азербайджана располагает новейшими программами, центры оснащены современными технологиями, осуществляется сотрудничество с коллегами из Японии и США. Но, как показало недавнее землетрясение в Японии, если управлять атомом человек научился уже давно, то предсказать время и силу землетрясения пока невозможно. 

Тем более что потенциальные риски АЭС могут нести не только землетрясения, но также цунами, наводнения, пожары. Год назад сильный пожар стал вплотную подходить к ЧАЭС, зона огня находилась на расстоянии всего 20 километров от залитого бетоном очага радиоактивности и зоны отчуждения вокруг него. Возникла угроза возгорания остаточного радиоактивного вещества. Тогда секретарь Европейского комитета радиационного риска Крис Басби отметил, что мир столкнулся с новой чернобыльской угрозой. 

 

Усталость АЭС

Но и без стихийных бедствий авария может произойти на тех АЭС, чей эксплуатационный ресурс уже давно исчерпал себя. На конец октября 2014 года свыше 50% всех 438 эксплуатируемых в мире ядерных энергетических реакторов работали более 30 лет, а 14% этих реакторов эксплуатируются более 40 лет. Это, кстати, касается и Мецаморской АЭС, которая была построена в 70-х годах прошлого столетия с таким же гарантийным сроком в 40 лет, так что подсчеты сделать очень легко. Правительства, на территории стран которых функционируют старые АЭС, оттягивают момент их консервации из-за того, что станции обеспечивают производство немалого процента электроэнергии. Вот и власти Армении, где были многочисленные митинги из-за повышения энерготарифов, решили продлить срок эксплуатации АЭС еще на 10 лет. На долю Армянской АЭС приходится до 45% от общей выработки электроэнергии. При этом на технически устаревшей АЭС постоянно происходят выбросы радиации, идет загрязнение вод окружающих рек, которые используются для охлаждения реактора, а также есть подозрения, что ядерные отходы Мецаморской АЭС могут захоронять на оккупированных Арменией азербайджанских территориях, недоступных для международного контроля.

АЭС в Украине - Южно-Украинская, Запорожская, Ровеньская - также вызывают определенные вопросы. По некоторым данным, на них периодически повышается радиоактивный фон, а половина внеплановых ремонтов посвящена системе охлаждения генераторов. Особые опасения возникли после серьезного охлаждения отношений между Украиной и Россией, ведь все АЭС были построены еще в советское время и заточены под российские технологии и российские тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ), хотя в Украине сейчас пытаются использовать американские.

Проблема износа АЭС актуальна не только для постсоветского пространства. Например, сейчас Германия, Нидерланды и Люксембург призывают правительство Бельгии временно приостановить эксплуатацию третьего реактора АЭС "Дул" во Фландрии и второго энергоблока АЭС "Тианж" в Валлонии. Тревогу вызвали технические инциденты, которые приводили к автоматической остановке реакторов, а также состояние стальных корпусов некоторых из них. АЭС "Дул" является одной из старейших в Европе - она была запущена в 1974 году. Но реакторы "Дул" и "Тианж" пока что обеспечивают 55% потребностей страны в электроэнергии.

 

Новые угрозы

Новой проблемой для АЭС стала угроза кибератак. Согласно данным Chatham House, кибербезопасность по-прежнему является чем-то новым для атомной промышленности. Этот вывод сделан на основе более 30 интервью с руководителями АЭС и чиновниками из разных стран, а также сведений о киберинцидентах на объектах по всему миру, которые широкой огласки не получили. Противники версии о подобной уязвимости АЭС говорят о том, что станции не связаны с Интернетом, и в любом случае посредством кибератаки просто невозможно спровоцировать крупный инцидент. Однако авторы доклада говорят о том, что нет никаких гарантий, чтобы этому верить на 100%. Десятки АЭС имеют системы, все-таки связанные с Интернетом, компании-владельцы увеличивают число цифровых "лазеек" на АЭС, внедряют системы оперативного контроля для сбора данных, стараются повысить эффективность производства. Кроме того, инженеры и подрядчики во всем мире регулярно приносят на ядерные объекты персональные компьютеры, которые подключаются к компьютерным системам АЭС. Например, в 2003 году на АЭС "Дэвис-Бессе" в Огайо (США) инженер получил доступ к оборудованию станции из дома, использовав шифрованное VPN-соединение. Троянская программа с его домашнего компьютера инфицировала компьютерную систему АЭС, в результате чего ключевая контрольная система отключилась под шквалом вирусного трафика. В 2006 году на "Браунс Ферри" в Алабаме главная система безопасности АЭС оказалась перегруженной сетевым трафиком, что едва не привело к опасной аварии. В 2008 году на АЭС имени Эдвина Хэтча в штате Джорджия подрядчик использовал обыкновенное временное соединение для подключения к корпоративной сети и тем самым спровоцировал отключение системы. И, в конце концов, все помнят, как иранские ядерные объекты сумел поразить вирус Stuxnet. 

О том, что террористы могут спровоцировать атаку на АЭС, говорилось очень давно. Но, пожалуй, впервые эта угроза стала так близка после обнародования подробностей мартовских терактов в Брюсселе. Как оказалось, их организаторы в течение нескольких месяцев следили за домом руководителя бельгийской атомной программы, а также застрелили охранника АЭС "Тианж" с целью похищения его пропуска. Возможно даже, что АЭС "Тианж" была изначальной целью бельгийских террористов, но после ареста главного подозреваемого в терактах в Париже Салаха Абдеслама бельгийские террористы решили поторопиться и вместо АЭС атаковали аэропорт и метро. Кстати, также известно, что в 2014 году на АЭС "Дул" произошла диверсия, приведшая к экстренной остановке работы одного из энергоблоков. Виновника так и не нашли, но выяснилось, что бывший техник этой станции воюет в Сирии. 

 

Есть ли альтернатива?

Сейчас больше всего новых АЭС строится в Азии. По прогнозам, к 2030 году глобальная мощность ядерной энергетики при пессимистичном сценарии возрастет на 8%, а при оптимистичном - на 88%. Это экономически выгодно и поэтому строительство АЭС продолжится. Однако, как показали события в Украине и Японии, последствия от возможных аварий - людские и материальные - могут быть во много раз серьезнее, чем выгода от использования АЭС. И больше всего страдают именно простые люди, поэтому в Японии, например, уже готовится инициатива о предоставлении резидентам в радиусе 30 км от АЭС права решать, перезапускать приостановленные реакторы или строить новые. Такое же право, наверное, должно быть реализовано и в большем масштабе - а как быть тем странам, которые опасаются атомного соседства? 

Есть ли альтернатива атомной энергетике? Есть и она кроется в использовании возобновляемых и полностью безопасных для человека источников энергии, таких как Солнце, вода, ветер. По мнению специалистов, технологии использования альтернативной энергии с каждым годом будут расти, и у Азербайджана в этой области, кстати, большие перспективы. Как подчеркнул глава Госагентства Азербайджана по альтернативной энергетике Аким Бадалов, альтернативная энергетика - это приоритет для страны, несмотря на то, что Азербайджан традиционно является страной с нефтегазодобывающей экономикой. 

При этом стоить обратить внимание на статистику, чтобы понять, насколько перспективной является эта сфера. В настоящее время мощность энергетической системы Азербайджана составляет порядка 7,2 тыс. мегаватт, а суммарный потенциал альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджане превышает 12 тыс. мегаватт.

Большая часть потенциала страны в этой сфере приходится на энергию Солнца (5 тыс. мегаватт), на энергию ветра приходятся 4500 мегаватт, биомассы - 1500 мегаватт, геотермальную энергию - 800 мегаватт, а оставшиеся 350 мегаватт - на потенциал малых гидроэлектростанций.

Например, сейчас в Баку задумались о строительстве ветряной электростанции на эстакадах в акватории Каспийского моря, что станет, как и когда-то "Нефтяные камни", первым подобным проектом в мире. Наша страна имеет все шансы стать региональным научным хабом в данной области.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

498


Актуально