7 Мая 2024

Вторник, 14:55

КЛУБ СВОИХ?

Есть ли будущее у "большой семерки"?

Автор:

01.06.2016

Очередная ежегодная встреча G7, прошедшая 26-27 мая в Японии в национальном заповеднике Исэ-Сима, можно сказать, была в чем-то для "большой семерки" проверкой на прочность, хотя, может, на первый взгляд это и не было столь заметно. 

Под председательством премьера Японии Синдзо Абэ лидеры США Барак Обама, Франции - Франсуа Олланд, Германии - Ангела Меркель, Великобритании - Дэвид Кэмерон, Италии - Маттео Ренци и Канады - Джастин Трюдо, а также главы Европейского совета Дональд Туск и Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обсудили настолько широкий круг проблем, что удивительно, как им для этого хватило неполных двух дней, с учетом обязательной протокольной программы, отдыха и обедов. Тем не менее сообщается, что лидеры "семерки" поговорили на тему мировой экономики (в том числе падение нефтяных цен, противодействие коррупции, реформы в сфере налогообложения и т.д.), климата, прав человека и реформирования ООН, ситуации в Сирии, Украине, на Корейском полуострове, в Южно-Китайском море, международного терроризма, ядерного разоружения, проведения испытаний баллистических ракет в Иране, миграционного кризиса в Европе. Впрочем, как намекали многие СМИ, итоговая декларация саммита была составлена еще до его начала. После исключения России в 2014 году "большая семерка" превратилась в клуб исключительно "своих", где очень легко достичь компромисса и определить основные угрозы. Но так ли это на самом деле? Возможно, участникам G7 так легко прийти к согласию потому, что, в принципе, они обходятся общими формулировками, детально согласованными на других уровнях, да и вообще решения клуба обязательной к исполнению силы не имеют и носят чисто рекомендательный характер. Так, относительно экономики сильнейшие мира сего договорились о совместных действиях для обеспечения ее роста, поддержали вступление в силу реформы МВФ по квотам. Что касается терроризма, то был принят план, предполагающий расширение обмена информацией между соответствующими ведомствами, наращивание кооперации в области укрепления контроля за границами, борьбу с финансированием экстремистов, а также контрабандой культурных ценностей. 

Но были решения и посерьезней. В этот раз страны "семерки" выразили вполне конкретные опасения по поводу того, как складывается ситуация в Южно-Китайском море, и подчеркнули, что все разногласия должны решаться на основе международного права и мирным путем. Речь идет о споре между Китаем и рядом стран региона - Японией, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами по поводу морских границ и зон ответственности в Южно-Китайском, а также Восточно-Китайском морях. В ответ на заявление "большой семерки" Пекин выразил крайнее недовольство - официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин подчеркнул, что китайские действия в Южно-Китайском море осуществляются в соответствии с суверенитетом КНР, а страны G7 должны занимать нейтральную позицию в вопросах территориальных споров и делать больше для поддержания мира и стабильности в регионе.

Хотя дело, конечно, не только в банальной справедливости, ведь тем же США совершенно все равно, кому будут принадлежать куски суши в Южно-Китайском или Восточно-Китайском морях - Китаю, или, предположим, Вьетнаму. Вашингтон, который так или иначе контролирует большую часть стратегических точек мировой торговли по морю, гораздо больше беспокоит то, что Китай последовательно перекраивает карту региональных транспортных маршрутов в рамках своего плана по созданию Экономического пояса Шелкового пути - часть уносит в глубь континента, но и на воде пытается перехватить инициативу (концепция Морского шелкового пути XXI века). 

Кроме того, действия Китая, особенно такие, как деятельность Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), американцам крайне мешают в плане деятельности торгово-экономической организации "Транстихоокеанское партнерство" (ТТП), которая означает создание зон свободной торговли в регионе, конечно, под контролем США и Японии, с возможностью заполнить АТР не китайской, а американской продукцией. 

На этом фоне основным союзником в регионе для США продолжает оставаться Япония, и чтобы еще раз подчеркнуть этот статус, глава Белого дома в рамках своего пребывания на саммите решил особо отметить важность американо-японских отношений. Для этого он даже поехал в Хиросиму - впервые действующий президент США посетил город, пострадавший от американской атомной бомбардировки во Второй мировой войне, единственном в истории случае боевого использования ядерного оружия. Высказывались опасения в связи с тем, что японцы могли потребовать извинений, однако японские власти не стали акцентировать внимание именно на этом. 

В течение всей послевоенной истории США для Японии являются не только важным экономическим партнером, но и страной, которая имеет свои военные базы на территории Страны восходящего солнца. Поэтому обе стороны, не вдаваясь в подробности, почтили память жертв бомбардировки и сосредоточились на заявлениях о необходимости сокращения и уничтожения ядерного оружия. Эта проблема действительно не перестает быть актуальной. Сегодня крупнейшими держателями ядерного оружия остаются Россия и США (на двоих 15 тысяч боеголовок), и они все чаще говорят о возвращении к временам холодной войны, что общемирового оптимизма, естественно, не добавляет. Впрочем, слова словами, а отказываться от ядерного оружия, тем не менее, никто не собирается. Это касается и Обамы, который был удостоен Нобелевской премии мира за 2009 год, в том числе и за свои усилия по созданию мира без ядерного оружия.

Другой угрозой интересам стран "семерки" была выделена Россия, и лидеры G7 на саммите в Японии выступили за сохранение санкций против Москвы. И хотя российские СМИ особо подчеркивают, что в тексте итогового соглашения также содержатся слова о важности продолжения диалога с Россией и приводят, например, высказывание главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что страны ЕС сталкиваются с трудностями в ходе переговоров о продлении санкций против РФ, или подчеркивают, что незадолго до саммита G7 в Японии премьер-министр Синдзо Абэ, вопреки советам Вашингтона, прилетал в Сочи и его опять ждут в сентябре во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, совершенно очевидно, что отношения Москвы и Запада продолжают находиться в крайне острой фазе. 

Особенно ясно это чувствуется по линии противостояния России и НАТО, куда, кроме Японии, входят все члены "большой семерки". На предстоящем в июле в Варшаве саммите НАТО, как ожидается, будут приняты переломные решения в вопросе присутствия сил в Восточной Европе. НАТО увеличивает численность своего контингента в Польше, Литве, Латвии и Эстонии, в том числе танковыми группами и артиллерией, Таллинн предложил разместить на своей территории ЗРК Patriot. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс действует сугубо в оборонительных целях и не хочет новой холодной войны с Россией, но иного выхода нет, ведь Альянс "давно наблюдает, как РФ интенсивно инвестирует в вооруженные силы". Кроме того, до встречи G7 в Японии главы МИД стран - членов НАТО подписали в брюссельской штаб-квартире организации протокол о вступлении Черногории в НАТО, которая официально станет 29-м членом Альянса. 

Реакция идет по кругу, и Россия все это, а также создаваемую в Европе систему ПРО воспринимает в качестве угрозы собственной национальной безопасности. Так, практически параллельно с саммитом в Японии Путин, находясь с официальным визитом в Греции, заявил, что Россия вынуждена будет реагировать на введение в строй системы ПРО США в Румынии, потому что там могут быть помещены ударные комплексы, для чего достаточно поменять программное обеспечение, РФ придется произвести ответные действия для обеспечения своей безопасности. "Если вчера еще те части территории Румынии, которые просто не знали, что такое быть под прицелом, то сегодня нам придется произвести определенные действия, которые будут обеспечивать нашу безопасность", - пригрозил Путин. 

Впрочем, и помимо террористов, Китая и России у членов "семерки" много проблем. Это, прежде всего, миграционная проблема в Европе и возможный выход Великобритании из ЕС (Brexit). Референдум по его отделению должен состояться совсем скоро - 23 июня, и последнее слово за британской нацией. Как заявили министры финансов G7, выход Великобритании из ЕС может оказаться "шоком, ставящим под угрозу мировую экономику". Что касается беженцев, то есть все опасения по повторению лета 2015 года. За последнюю неделю мая в связи с теплой погодой поток беженцев в Европу уже вновь резко увеличился. Решение вопроса с мигрантами во многом зависит от Турции, которая также является членом НАТО, но в последнее время Анкара вошла в период политической турбулентности и ее отношения с ЕС вновь осложнились, а значит, под угрозой находятся и все двусторонние соглашения. В то же время глава Евросовета Дональд Туск заявил, что этот кризис глобальный и, соответственно, требует ответственности глобальной. Ясно одно - сами европейцы с потоком "гостей" из Северной Африки и с Ближнего Востока не справляются. 

Тем не менее семь стран честно попытались ответить на множество глобальных проблем. Но под силу ли это сделать в таком формате? По мнению многих аналитиков, G7 носит слишком прозападный уклон, и в этом смысле формат G20, конечно, является более справедливым, ведь в его рамках свое слово могут сказать развивающиеся экономики, и, что важнее, Китай, имеющий вторую по величине в мире экономику. На данный момент G20 считается ведущим форумом для обсуждения вопросов глобального экономического и финансового сотрудничества, но думается, что политика также вскоре займет там ведущее значение. Кстати, следующий саммит "группы двадцати" пройдет в Китае, в Ханчжоу, и в его рамках состоится самый масштабный за всю историю бизнес-саммит, на котором выступит также Си Цзиньпин.

Не в пользу формата G7 сейчас играет и то, что ряд лидеров "семерки" являются политическими "хромыми утками" или очень близко подходят к этому состоянию. Прежде всего это, конечно, касается президента США Барака Обамы. Несмотря на то, что за время своей работы в Белом доме Обама выводил войска США с Ближнего Востока, заключал важные для Штатов торговые договора, многое делал с формулировкой "впервые за последние десятилетия для президента США" (налаживание отношений с Кубой, Ираном и посещение Хиросимы именно из этого ряда), его называют самым непопулярным главой Белого дома в послевоенной истории. Но что еще больше настораживает партнеров США, пока непонятно, с кем они будут иметь дело с будущего года, когда Обама уйдет. Политический курс США остается под большим вопросом - если Клинтон намерена делать основной акцент на внешнюю политику, то Трамп более сконцентрирован на внутренних интересах.

Рейтинг нынешнего президента Франции Франсуа Олланда настолько низок, что его также наградили титулом "самый непопулярный лидер Пятой республики". Отмечается, что он не выполнил большую часть своих предвыборных обещаний, при нем страну потрясла серия терактов, и этой весной Франция стала заложницей многотысячных протестов против реформы трудового законодательства. Акции протеста охватили многие важнейшие секторы экономики, включая АЭС. Главе соседней страны - канцлеру Германии Ангеле Меркель пока удается держаться, но ее рейтинг также невысок, в основном из-за той же миграционной проблемы, которая вытащила за собой на свет и множество других. Организаторы саммита выбрали официальной песней саммита G7 довольно странную композицию - популярный японский музыкант Кэн Хираи поет об увядшей любви: "Все из нашего завтра, как и сегодня, вновь утечет как времени песок... Надеюсь, еще можно протянуть руку и понять, найти путь обратно к любви". В политике и экономике, в отличие от любви, такие надежды, увы, не оправдываются. Другое дело, что помимо надежды у стран -  членов "большой семерки" действительно достаточно мощи и влияния, чтобы решать глобальные проблемы. Вопрос лишь в том, насколько им для сверки своих позиций нужно созывать встречи масштаба G7.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

414


Актуально