27 Апреля 2024

Суббота, 03:24

ЯПОНИЮ ВЫКУРИЛИ

Москва и Токио расширят экономическое сотрудничество как важный шаг на пути к решению территориального спора

Автор:

01.01.2017

Россия и Япония сделали большой шаг на пути к решению курильской проблемы, оставшейся в наследство обеим странам со времен Второй мировой войны. Однако все еще трудно судить о том, когда же и на каких окончательных условиях произойдет урегулирование одного из самых затяжных территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Исторический пинг-понг

Курильский прорыв состоялся в ходе визита президента России Владимира Путина в Японию. 15-16 декабря российский лидер провел переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ на родине последнего - в префектуре Ямагути. По итогам встречи было объявлено о расширении российско-японского экономического сотрудничества и начале переговоров о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Переговоры по данному вопросу могут стартовать уже в начале 2017 года.

Проблема Курильских островов имеет весьма интересную историю. Еще согласно двустороннему трактату о торговле и границах от 1855 года Россия признала Южные Курилы - острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи - частью Японии. Спустя 20 лет она передала Курилы японцам в обмен на полный контроль над Сахалином. Однако в результате победоносной войны 1904-1905 годов Япония оккупировала часть российского Дальнего Востока, включая и остров Сахалин.

Исторический перелом в пользу России произошел по итогам Второй мировой войны, завершившейся крушением милитаристской Японии - союзницы потерпевшей разгром фашистской Германии. СССР получил контроль над Южным Сахалином и всей Курильской грядой. Однако Япония не признала потери Курил. В 1956 году между Советским Союзом и Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны, восстановлении дипломатических и прочих отношений. Но мирный договор между Японией и Россией как правопреемницей СССР не заключен до сих пор. Япония продолжает претендовать на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на трактат 1855 года. Москва же следует из незыблемости итогов Второй мировой войны, частью которых стало вхождение Южных Курил в состав СССР. Тем самым, с точки зрения Москвы, российский суверенитет над Южными Курилами, опирающийся на соответствующую международно-правовую базу, не подлежит никакому сомнению.

Курильская проблема в той или иной форме выносилась Японией на обсуждение также при последних советских руководителях и в период президентства в России Бориса Ельцина. Последний, совместно с тогдашним премьер-министром Японии Кэйдзо Обути, объявил в 1998 году о создании межправительственной подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Вообще, Ельцин слыл сторонником передачи Курил Японии, и, как утверждают его биографы, от этого шага главу новой, постсоветской России остановили лишь его бдительные помощники.

В 2003 году к поиску формулы курильского урегулирования приступили уже президент России Владимир Путин и премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Но дело не сдвинулось с тупиковой точки. И лишь теперь Путину удалось найти общий язык с новым главой японского кабинета Синдзо Абэ. Стороны договорились развивать экономическое сотрудничество, в том числе через совместную деятельность на Южных Курилах. Путин и Абэ не скрывают оптимизма. В частности, российский лидер уверен, что курильский вопрос может объединить Москву и Токио, а не вносить разлад. Он призвал прекратить "исторический пинг-понг" по Южным Курилам и назвал отсутствие мирного договора между странами анахронизмом прошлого.

Несомненно, достигнутые в ходе визита Путина в Японию договоренности, в частности по совместной хозяйственной деятельности на Курилах, будут способствовать созданию более благоприятной атмосферы на переговорах по мирному договору между Москвой и Токио. Но насколько велик шанс достижения этой поистине эпохальной задачи в отношениях между двумя дальневосточными соседями, тем более что ее решение упирается во все тот же курильский вопрос?

 

Образ четырех островов

Москва и ранее неоднократно предлагала Токио осуществлять "совместную хозяйственную деятельность" на Южных Курилах. Однако японцы категорически отвергали подобную возможность, требуя вначале решить вопрос о юридической принадлежности островов. Премьер Абэ решился на смелый поступок, согласившись с идеей сотрудничества на Курилах в условиях российского суверенитета над островами. Между тем Токио оценивает договоренность с Путиным как шаг к постепенному возвращению под контроль Японии Южных Курил, именуемых в Стране восходящего солнца "северными территориями". Поэтому встает вопрос: действительно ли последние российско-японские договоренности предусматривают, что совместная хозяйственная деятельность на островах будет осуществляться исключительно по законам РФ? Или же стороны совершенно обошли данный аспект, что дает им основание угодным себе образом трактовать юридическую составляющую договоренности? Хотя в случае подобной необговоренности под вопросом оказывается сама возможность реализации идеи Путина и Абэ, поскольку совместную деятельность невозможно осуществлять в условиях юридического вакуума.

В этой связи интерес вызывают слова японского премьера Синдзо Абэ о том, что решение проблемы мирного договора с Россией "необходимо начать с создания будущего образа четырех островов, которыми смогут совместно владеть Япония и Россия". Означает ли это, что Путин дал Абэ добро на "совместное владение" островами, или же Абэ просто представил собственную фантазию о "будущем образе" как вполне реальную перспективу?

Все это, вместе взятое, окутывает туманностью состоявшийся в Ямагути разговор на высшем уровне. Но если абстрагироваться от предположений, следует признать, что само допущение совместной деятельности на Курилах стало возможным в результате отказа Токио от увязывания этого вопроса с возвратом "северных территорий", что называется, здесь и сейчас.

Примечательно мнение влиятельного британского издания Financial Times: "Совместная экономическая деятельность ознаменуется отступлением от своих позиций Японии, которая долго отказывалась от каких-либо действий по признанию российского суверенитета над островами, утверждая, что это ее территория и что она была у нее несправедливо отнята".

А вот суждение американского Wall Street Journal: "Путин не пошел ни на какие уступки в территориальном споре с Японией, подтвердив бескомпромиссный стиль ведения переговоров. Путин удачно обошел Абэ. Он более опытный и умелый мастер дипломатического маневра".

Но так ли уж однозначна картина успешности "дипломатического маневра" Путина в курильской игре с японским премьером?

Следует учитывать, что прорыв на переговорах с Токио достигнут Россией в условиях сохранения западных санкций, в том числе и со стороны Японии как одного из ближайших союзников США. Москва заинтересована в японских инвестициях в развитие российского Дальнего Востока, и это прекрасно понимает премьер Синдзо Абэ, которого трудно заподозрить в политической наивности и простоте (к слову сказать, его дед, Нобусукэ Киси, был главой японского правительства в 1957-1960 годах, а отец, Синтаро Абэ, являлся министром иностранных дел Японии в 1982-1986 годах).

Так что у Синдзо Абэ, похоже, свой расчет. Согласившись на совместное с Россией хозяйствование на островах в условиях, когда та столь сильно нуждается в лишних финансовых средствах и демонстрации успешного сотрудничества с одной из стран, следующих в фарватере американской политики, японский премьер надеется урвать политический курильский пирог в ходе будущих дипломатических баталий с Кремлем. А они непременно будут, особенно с учетом того, что реализация плана совместного хозяйствования может привести к усилению позиций Японии в территориальном споре с Россией.

Не случайны опасения многих российских политиков, причем самого разного толка, по поводу курильских маневров Путина. Так, национал-большевик, писатель Эдуард Лимонов полагает, что президент России "зря согласился на совместную хозяйственную деятельность с японцами. Опрометчиво он решил пустить их на острова. Хозяйственная деятельность - это как раз та область деятельности, где японцы эффективнее русских. Японцы привыкли максимально возделывать свои небольшие огородики, а мы всегда недовольно обозреваем свои огромные пространства".

Договоренность с Японией критикует и лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, по мнению которого российское руководство ищет пути выхода из изоляции и "так как с Китаем ничего не получается" и "кроме Японии, никто на это не идет", вот Путин и занялся показухой, которая "ничего жителям Курил не принесет".

Однако мнения мнениями, но факт остается фактом: Москва не намерена расставаться с Курилами ни в какой форме. И тому есть еще одна веская причина.

 

Третий игрок

Категорическое нежелание России отказываться от своего суверенитета над Курилами связано не только с тем, что подобное решение могло бы создать опасный прецедент пересмотра итогов Второй мировой войны. Если гипотетически допустить передачу островов под контроль Токио, то те сразу же окажутся в поле действия американо-японского договора о безопасности. В соответствии с ним США могут размещать на территории Японии свои военные базы. И если на Курилах появится американская военная база, то она может просто перекрыть российским кораблям и подводным лодкам выход из Владивостока в Мировой океан.

Примечательно, но возможность создания американской военной базы на Курилах в случае согласия России передать острова Японии подтвердил не кто иной, как секретарь Совета безопасности Японии Сётаро Яти. Как пишет японская газета Asahi, в ходе ноябрьской встречи Яти с российским коллегой Николаем Патрушевым первый не исключил возможности появления на Курилах американских баз. Источник газеты в правительстве Японии назвал слова Яти "совершенно естественными", поскольку при установлении японского суверенитета над островами они автоматически подпадут под договор о гарантиях безопасности между США и Японией.

Тема американского влияния на Токио отчетливо присутствовала и в ходе визита Путина в Страну восходящего солнца. Президент России напомнил, что в 1956 году советский руководитель Никита Хрущев согласился вернуть Японии два из четырех островов после подписания мирного договора между странами, однако Токио не согласился из-за давления США. Американский госсекретарь Джон Даллес тогда объявил ультиматум Японии: если она предпримет шаг, противоречащий интересам Соединенных Штатов, то остров Окинава уйдет полностью под юрисдикцию США.

"Почему я это говорю? - пояснил Путин. - Мы должны с уважением относиться ко всем государствам региона, в том числе и к интересам Соединенных Штатов. Но что это означает? Это означает, что у нас, например, во Владивостоке, чуть севернее, находятся две большие базы флота. Наши корабли океанской зоны выходят в Тихий океан. Мы должны понимать, что будет происходить в этой сфере. Имея в виду особый характер отношений между Японией и Соединенными Штатами и договорные обязательства в рамках договора о безопасности между США и Японией... Хотим, чтобы наши японские коллеги и друзья учитывали все эти тонкости и все озабоченности российской стороны".

Очевидно, японскую речь Путина очень внимательно слушали и в Вашингтоне. Совпадение это или нет, но вскоре после завершения визита главы российского государства в Японию США приняли решение вернуть японцам 4 тысячи гектаров земли на упомянутой Путиным Окинаве - острове, который был оккупирован американцами в 1945 году и находился под их управлением вплоть до 1972 года. В том году остров был передан Токио с условием, что американские базы (18% территории Окинавы) останутся суверенной территорией США.

Передачу 4 тысяч гектаров эксперты рассматривают как дружелюбный жест администрации уходящего Барака Обамы в отношении Японии. Вместе с тем его можно трактовать и как очередную демонстрацию японскому истеблишменту облика подлинных друзей Японии в лице США на фоне столь несговорчивой по Курилам России. Равно как и своего рода предупреждение Токио быть осторожным по части совместного хозяйствования с Россией, особенно если оно разойдется с интересами Соединенных Штатов. Ведь не зря Путин напомнил японцам о старике Даллесе, да и Окинава все еще не полностью японская.

Что же касается Курил, то эта история, похоже, далека от своего завершения. Однако стремление Москвы и Токио к сотрудничеству, в том числе и на четырех островах, дает им шанс на сближение, способное в обозримой перспективе увенчаться подписанием мирного договора, которое де-юре поставит точку в военном конфликте между Россией и Японией. А это уже само по себе будет большим достижением.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

370


Актуально