27 Апреля 2024

Суббота, 00:30

КУДА ИДЕШЬ, ЕВРОПА?

Обсуждение возможных путей развития евроинтеграции с недавних пор воспринимается как вопрос жизни или смерти для ЕС

Автор:

15.03.2017

Европейский союз, которому 25 марта исполнится 60 лет, переживает не самые лучшие времена. Речь даже не о выходе из него Великобритании, чей вклад в укрепление общеевропейского рынка трудно переоценить. У оставшихся в союзе 27 стран накопилось очень много претензий друг к другу. Проблемы решались половинчато или игнорировались вовсе. Как результат - их не становится меньше. Наоборот, они как снежная лавина все нарастают и могут в итоге принести содружеству непоправимые разрушения.

Многие в Европе полагают, что проблемы начались, когда ЕС, переоценив свои силы, открыл двери сразу большому числу восточноевропейских соседей - с 2004 по 2013 год было принято 13 стран. Опыт показал, что процесс присоединения новых стран шел значительно быстрее, чем общий рынок мог "переварить". 

Мало того, что "младоевропейцы" (так называют страны постсоветского блока) сильно отставали в уровне экономического развития (средний доход на душу населения там составлял всего лишь 40% от среднего показателя по 15 странам ЕС), так они еще и не были знакомы с западноевропейской социально-экономической моделью. Это еще больше осложнило интеграционный процесс. 

Вплоть до 2017 года дотации из различных фондов ЕС составляли почти 20% ВВП стран Балтии и примерно столько же остальных "новичков". По данным Die Welt, Польша получила на 9,4 млрд. евро больше, чем заплатила. Чехия - на 5,7, Румыния - на 5,2 и Венгрия - на 4,6 млрд. евро. 

Но Евросоюз уже приступил к сокращению помощи странам Восточной Европы, хотя программа структурной поддержки для них и рассчитана до 2020 года. По предварительным подсчетам, дотации уменьшатся в 2017 году на 24%.

А как же иначе, если появляются новые статьи расходов (программы по размещению беженцев и обеспечению безопасности, стимулированию экономического роста и сокращению безработицы), а общеевропейская казна с уходом Великобритании "ужимается" на 10%, недосчитывая около 14 млрд. евро. К слову, основными финансовыми "донорами" ЕС являются также Германия (17 млрд. евро в год) и Франция   (6,1 млрд.). Правда, часть суммы в эти страны возвращается за счет различных льгот. Для Великобритании это было порядка 5-7 млрд. евро.

Вот потому и расходная часть бюджета ЕС на 2017 год сокращена на 7% по сравнению с прошлым годом - до 133,8 млрд. евро. 

Других вариантов нет. Планы же по вводу новых налогов не очень-то спасут ситуацию, в частности, изымание 1-2% из НДС каждой страны, а также налог на бензин (согласно декларации в целях выравнивания цен на горючее на всей территории ЕС).

 

Евроскептики атакуют

А вот перераспределение финансовых обязательств Великобритании по другим странам-донорам не желательно, так как приведет к еще большему росту популярности партий евроскептиков, таких, как "Альтернатива для Германии", французский "Национальный фронт", итальянское движение "Пять звезд", голландская "Партия свободы", и многих других.

Но просто так сдаваться ЕС не хочет и намерен "проучить" Великобританию. Об этом говорит выставленный ей счет в 60 млрд. евро. Как полагают еврокомиссары, эта сумма должна покрыть все бюджетные обязательства Соединенного Королевства перед единой Европой. Также в нее входят траты на ранее одобренные Лондоном общеевропейские проекты, которые реализовывались с использованием британской инфраструктуры.

Скорее всего перспектив у этих требований нет. И это связано не только с ответными претензиями со стороны Великобритании. Дело в том, что попытки таким образом "наказать" за выход из ЕС подрывают его идеологические основы как добровольного союза суверенных государств. 

Вот и получается, что популярность евроскептиков растет день ото дня. Причем речь идет о недовольных жителях не только стран - доноров Евросоюза, но и дотационных. Взаимные обвинения из года в год только нарастают. Страны Западной Европы возмущены тем, что они фактически содержат "новичков". Больше всех в казну ЕС в 2015 году внесли жители Нидерландов (331 евро на человека), Швеции (262 евро), Великобритании (215 евро) и Германии (211 евро). Недовольство вызывает и поток дешевой рабочей силы из стран Восточной Европы.

У "новичков" тоже есть немало претензий. Они предполагают, что именно дотационная политика ЕС и экспансия западного капитала, товаров и услуг привели к тому, что, вырвавшись из цепких лап социалистического строя, они так и не смогли в полной мере встать на путь самостоятельного экономического развития. Более того, страны Восточной Европы обвиняют своих "благодетелей" в том, что они обходятся с ними как метрополия со своими колониями. 

Масло в огонь подлил все нарастающий скандал, связанный с продуктовыми и промышленными товарами, поставляемыми в страны Новой Европы. Выяснилось, что по своим качественным характеристикам многие из них значительно уступают аналогам, продаваемым в развитых странах континента. Это подтверждают экспертизы, проведенные в таких странах, как Венгрия, Словакия, Польша и Чехия. Оказывается, лидеры этих стран уже не первый год безрезультатно обращаются в Еврокомиссию с требованиями устранить двойные стандарты качества.

 

В ожидании изменений

Как видим, настроения в европейском общем доме не самые благодушные. А потому Евросоюз и не смог единым фронтом противостоять испытаниям последних лет. Его изрядно потрепали экономические кризисы 2008-2009 и 2014 годов, не готов он оказался и к решению таких вопросов, как защита от террористических угроз, массовый наплыв беженцев, противостояние с Россией, Brexit, смена векторов внешней политики США при новой администрации и т.д.

С лета прошлого года Европа находится в ожидании неизбежных перемен. Уже всем ясно, что "как обычно" продолжаться не может. Детонатором этих процессов послужило решение Великобритании выйти из состава ЕС. Далее последовало поражение на референдуме в Италии сторонника концентрации власти в руках национального правительства и тесного взаимодействия с ЕС премьер-министра Маттео Ренци. С уходом Великобритании еще больше усложнились отношения Брюсселя с правящей партией Польши и ее лидером Ярославом Качинским. Ну и, конечно, победа на президентских выборах в США Дональда Трампа сильно встревожила европейских лидеров. 

Обсуждение возможных путей развития европейской интеграции и раньше было одной из главных повесток дня на саммитах в различных форматах, но с недавних пор это воспринимается как вопрос жизни или смерти для Европейского союза. А потому не стало ни для кого неожиданностью представление 1 марта в Европарламенте президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером так называемой "Белой книги" с изложением пяти возможных сценариев, по которым может пойти развитие Евросоюза к 2025 году.

В этом документе много патетики и мрачных красок. Жан-Клод Юнкер объясняет это тем, что "мягкая сила" уже недостаточна во времена, когда "сила может превалировать над правилами". Европа, считает он, должна действовать, как выразился президент ЕК, "коллективным весом ее отдельных частей".

 

Пять сценариев (в переводе немецкого издания Deutsche Welle)

Первый сценарий предусматривает "продолжение прежнего курса" - оставшиеся 27 стран союза будут, как и прежде, концентрироваться на реформах, проблеме рабочих мест, экономическом росте и инвестициях. В то же время опыт миграционного кризиса показывает, предупреждает Юнкер, что "в случае серьезных разногласий единство может быть вновь нарушено".

Второй сценарий исходит из того, что главные усилия ЕС приложит в направлении развития общего внутреннего рынка при остановке интеграционных политических процессов. В то же время "ресурсы для совместной торговли ограничены", предупреждает глава Еврокомиссии, что приведет к "росту пропасти между ожиданиями и результатом на всех уровнях".

Третий сценарий предусматривает "Европу разных скоростей", работающую по принципу "кто хочет большего, тот делает больше". Интеграционные процессы будут развиваться в группе стран внутри ЕС, а страны, не желающие принимать в них участие, будут предоставлены сами себе. Евросоюз может стать еще более непрозрачной и сложной структурой, предупреждает Юнкер.

Четвертый сценарий предполагает концентрацию усилий Евросоюза на нескольких направлениях по принципу "меньше, но эффективнее". Технологические инновации, безопасность, миграция, защита границ и оборона останутся приоритетными направлениями, в то время как поддержка регионов, рынок труда, медицина и социальная политика вернутся в компетенцию государств. Еврокомиссия считает, что таким образом по ряду направлений можно будет достичь существенного прогресса.

И, наконец, пятый сценарий исходит из предпосылки, что страны ЕС "будут разделять полномочия, ресурсы и ответственность за решения", то есть будут наращивать совместную активность. Основное направление - усиление еврозоны под лозунгом "что хорошо для стран еврозоны, то хорошо для всех". Соответственно, будут расширяться юрисдикция и полномочия Евросоюза. "Это испортит настроение той части общества, которая сомневается в легитимности ЕС и считает, что он забирает у национальных правительств слишком много власти", - предупреждает Юнкер.

 

Жаркие споры

Сразу после появления "Белой книги" самые острые дебаты разгорелись вокруг идеи двух и более скоростей. 

Вообще-то впервые об этом заговорили еще в период экономического кризиса 2009 года. Тогда это были робкие предположения некоторых аналитиков, а сейчас они подаются чуть ли не как путь спасения ЕС от развала.

К примеру, спикеры нижних палат парламентов Франции, Германии, Люксембурга и Италии выступили с открытым письмом, опубликованным в итальянской газете La Stampa. В нем говорится: "Именно теперь пора перейти к более тесной политической интеграции, к созданию федеративного союза государств с большими полномочиями... Те, кто верит в европейские идеалы, должны получить возможность возродить ЕС на новом уровне, а не беспомощно наблюдать за его упадком. Другие государства - члены ЕС, которые не захотят сразу присоединиться к ней (Европейской федерации), должны получить возможность сделать это позже".

Под "другими государствами" имеются в виду в первую очередь страны Восточной Европы, те, кто сидит на дотациях ЕС, а также не присоединившиеся к евро (9 стран Содружества) и Шенгенской зоне (5 стран ЕС).

Как предполагают авторы "Белой книги", возможно создание внутри ЕС групп из 15 более интегрированных и 12 менее интегрированных стран.

Только вот критерии отбора в коалицию еще не ясны. Если исходить из экономических достижений, то, скажем, Италия, одна из крупнейших экономик ЕС и одна из шести "отцов-основателей" союза, имеет госдолг в 132% ВВП. Выше долг только у Греции. Самые низкие долги у Эстонии, Люксембурга и Болгарии - менее 30%, у Латвии и Польши долг также ниже, чем у лидеров Евросоюза - Германии и Франции. Значит, в качестве критерия будет не экономика, а политическая целесообразность.

По словам премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля, необходимо сформировать "твердое ядро" в рамках еврозоны, которое стало бы мотором роста и реформ. Речь идет, подчеркнул он, о развитых государствах "старой Европы". 

 

Дорога ведет в Рим

Как заметили все, кто ее читал, "Белая книга" недаром вопрошает: "Quo vadis" ("Куда ты идешь?"). Тем самым проводится многозначительная параллель с диалогом, произошедшим, по преданию, между апостолом Петром и Христом. На вопрос Петра "Quo vadis, Domine?" ("Куда ты идешь, Господи?") Христос ответил: "Eo Romam iterum crucifigi" ("В Рим, чтобы быть снова распятым").

В Риме есть церковь Домине-Кво-Вадис, расположенная на месте, где, по легенде, и состоялся этот разговор.

Там же, в Риме, может, даже и недалеко от этой церкви, 25 марта лидеры 27 стран отметят 60-летие Римского договора, который положил начало Европейскому союзу. Впервые в своей истории союз сокращается, а не расширяется. "Белая книга" Юнкера пытается ответить на вопрос: что теперь будет? 

Вариантов пока пять.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

411


Актуально