26 Апреля 2024

Пятница, 10:15

ВСТРЕЧА, КОТОРУЮ ЖДУТ

Сможет ли личная встреча Дональда Трампа и Владимира Путина снизить накал напряженности между США и РФ?

Автор:

01.07.2017

Пожалуй, главная интрига со дня инаугурации нового президента США разворачивается вокруг формата встречи Трамп - Путин в ходе саммита G20 в Гамбурге 7-8 июля.

Сама встреча, несомненно, состоится. Но как это будет происходить - вот вопрос, волнующий, наверное, лидеров всех без исключения стран мира. 

Советники Трампа рекомендуют ему ограничиться короткой, неформальной встречей, а еще лучше вообще избежать ее и предоставить делегациям США и России в рабочем порядке обсудить наиболее важные вопросы мировой повестки дня, в том числе двустороннего сотрудничества.

Однако президент продолжает настаивать на своем. "Он призывает организовать полномасштабную двустороннюю встречу, обеспечить доступ СМИ и провести подготовку необходимых протоколов, обычных для подобных переговоров", - сообщает АР, ссылаясь на источники в Белом доме.

Желание Трампа наладить хорошие отношения с Россией не меняется на протяжении уже многих лет. К примеру, еще в 2007 году в интервью Ларри Кингу он выразил свое восхищение тем, как "этот парень здорово работает над восстановлением имиджа России".

В ходе президентской избирательной кампании Трамп не переставал утверждать, что в случае победы на выборах у него будут "очень-очень хорошие отношения" с Путиным и с Россией. И уже буквально накануне инаугурации, 7 января, написал в Twitter: "Иметь хорошие отношения с Россией - это благое дело, а не плохое. Только глупые люди могут полагать, что это плохо".

Правда, по мере принятия дел в Белом доме его уверенность в этом заметно стала убавляться. Он все еще, по его словам, надеется поладить с руководством РФ, но не может утверждать, что это произойдет.

И как же может быть по-другому, если Трампа с момента прихода к власти не оставляют скандал за скандалом из-за обвинений в тайных связях именно с Россией. Министерство юстиции в мае приняло решение назначить бывшего директора ФБР Роберта Мюллера, известного своими твердыми убеждениями, спецпрокурором по расследованию "российского вмешательства" в президентские выборы-2016. Параллельно в этом направлении идет расследование нижней палаты Конгресса, в котором принимают участие как демократы, так и республиканцы.

Недоверием Трампу можно объяснить и решение Сената от 14 июня о расширении санкций против таких секторов российской экономики, как металлургия, железные дороги, судоходство. Сенаторы были практически единодушны: против этого решения проголосовали лишь двое из ста. Особенность ситуации в том, что впервые с момента ввода санкций в отношении России они могут получить статус закона. Администрация президента не сможет смягчить или отменить их без одобрения Конгресса.

Законодатели пытаются взять инициативу в свои руки и оказывать влияние на внешнюю политику страны. Правда, им противостоят не только Трамп и его окружение, но и европейские союзники США, чьи интересы будут задеты в случае принятия этого закона.

Администрация Барака Обамы, вводя санкции против России и постепенно их ужесточая, пыталась продемонстрировать перед Москвой сплоченность рядов западной демократии. А потому старательно обходила моменты, которые могли бы навредить энергетической стабильности Европы. И как следствие - ни "Газпром", ни Алексей Миллер в санкционные списки не включались. Были, правда, попытки как-то ослабить газовую зависимость Европы от России. Этим, в основном, и объяснялись заигрывания Обамы с Ираном.

Дело в том, что разрыв между собственной добычей газа и его потреблением в ЕС растет, и, следовательно, приходится увеличивать импорт. Россия со 166 млрд. кубометров газа (ближайшие конкуренты: Норвегия - 109,8 млрд. и Алжир - 32,5 млрд. Данные Platts за 2016 год) сейчас и надолго лидирует среди всех поставщиков. Более того, на 2019 год запланирован ввод в строй новой ветки трубопровода из России в Европу - "Северный поток-2", который позволит увеличить поставки на 55 млрд. кубометров газа в год. В составе участников проекта компании из Германии, Голландии, Великобритании, Австрии и Франции.

И тут американские законодатели вознамерились штрафовать всех, кто будет вкладывать более $1 млн. в российские газопроводные проекты. Причем особым пунктом обозначена недопустимость строительства "Северного потока-2".

Буквально на следующий день после сенатского решения Берлин и Вена напомнили Вашингтону, что оно "противоречит международному праву экстерриториальных санкций" и вредит энергобезопасности Европы.

"Угрожать компаниям Германии, Австрии и других европейских государств штрафами на рынке США, если они будут вместе с Россией участвовать в таких газовых проектах, как "Северный поток-2", или финансировать их, - это привносит абсолютно новое и очень негативное качество в европейско-американские отношения", - заявили канцлер Австрии Кристиан Керн и глава МИД Германии Зигмар Габриэль.

Недовольство действиями американцев не ослабило желание европейцев оставить в силе свои собственные санкции. Они продлены до января 2018 года, так как в Евросоюзе полагают, что Москва не выполняет Минские договоренности по урегулированию конфликта на востоке Украины.

Законопроект же, за который ратует Сенат, должен пройти еще слушания в нижней палате Конгресса, и возражения европейцев оказались весомым подспорьем для команды Трампа. Основным же аргументом против этого документа является тот факт, что он может лишить администрацию рычагов давления на Россию.

В итоге конгрессмены "обнаружили", что законопроект нарушает положение конституции и должен выдвигаться не Сенатом, а Палатой представителей, так как касается государственных доходов. 

Сам факт появления подобного документа говорит о неуверенности законодателей в том, что Трамп не отменит санкции против России под давлением каких-либо субъективных обстоятельств. Чтобы убедить их в обратном и показать отсутствие необходимости в этом законе, администрация президента поспешила объявить о расширении (впервые при Трампе) санкций против России. Произошло это спустя всего четыре дня после голосования в Сенате. 

Но не это стало причиной охлаждения российско-американских отношений, которые при вступлении Трампа в должность теплее и не становились. А потому уже в феврале все российские центральные телеканалы получили негласное распоряжение Кремля прекратить чрезмерное упоминание, а тем более восхваление президента США.

Возможно, Трамп и стремится поладить с Путиным, но это его желание не разделяют многие, в том числе и среди его ближайшего окружения. 

В частности, при Трампе в США впервые заговорили о возможности выхода из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного с Россией в 1987 году. Пентагон официально обвинил Россию в развертывании ракет наземного базирования, что, по мнению Минобороны, нарушает договор о РСМД. 

До сих пор о подобных возможных нарушениях говорилось лишь на уровне предположений в СМИ.

В ответ вновь прозвучали обвинения в размещении элементов ПРО США в Европе. Что, в свою очередь, уже Москвой расценивается как прямое нарушение Договора о РСМД. 

После того как Трамп значительно расширил самостоятельность и полномочия Пентагона на Ближнем Востоке, заговорили даже о реальной опасности прямой конфронтации между Россией и США в Сирии.

Так, сенатор-демократ Крис Мерфи написал на своей странице в Twitter: "Четыре прямых столкновения в Сирии менее чем за 2 месяца. Трамп начинает новую войну, которую Конгресс не объявлял".

В ответ на сбитый бомбардировщик сирийских ВВС Россия тут же заявила о том, что с 19 июня прекращает сотрудничество с США по обеспечению безопасности полетов над территорией Сирии. Военные США неоднократно использовали особые каналы связи со своими российскими коллегами в Сирии для сглаживания конфликтных ситуаций с вооруженными силами Асада и шиитскими формированиями, поддерживаемыми Ираном. Потеря и таких средств связи может привести к непредсказуемым последствиям.

Ну а после ужесточения санкций Москва прервала все контакты с Вашингтоном по подготовке встречи двух президентов. В частности, была отменена, как "ставшая уже бессмысленной", встреча заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова с американским коллегой, назначенная на 23 июня.

Возможно, в Москве понимают всю сложность ситуации Трампа, и не исключено, что подыгрывают ему. В том числе заменяя своего посла в Вашингтоне Сергея Кисляка на Анатолия Антонова, заместителя главы МИД, бывшего замминистра обороны, специалиста по проблемам Сирии и Ближнего Востока.

Ну а госсекретарь Рекс Тиллерсон тем временем, выполняя поручение президента США, как он сам признался, прилагает усилия к налаживанию отношений с Россией. 

Разработал, в частности, что-то вроде "дорожной карты" из трех пунктов. Первый, по замыслу, демонстрирует бескомпромиссность администрации Трампа: Россия должна понять, "что агрессивные действия в отношении США контрпродуктивны"! Пример - поставки оружия афганским талибам или преследование американских дипломатов в Москве. Второй пункт очерчивает круг вопросов, представляющих стратегический интерес для США, по которым необходим диалог с Россией. Среди них КНДР, Сирия и кибербезопасность. Третий - достижение "стратегической стабильности" в отношениях с Россией, согласование взаимных геополитических целей.

Организована "утечка" в печать этой "дорожной карты" с тем, чтобы Москва смогла подготовиться к ее обсуждению.

Велика вероятность того, что в Гамбурге состоится, наконец, встреча Трампа с Путиным, и будет она не "мимоходом", но, скорее всего, за закрытыми дверями. Двум президентам есть что обсудить.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

361


Актуально