26 Апреля 2024

Пятница, 12:17

ВРОВЕНЬ С МАО

XIX съезд единодушно внес имя Си Цзиньпина в текст Устава Компартии Китая, тем самым поставив его в один ряд с "великим кормчим"

Автор:

01.11.2017

В первый день состоявшегося в Пекине (18-24 октября) XIX съезда Компартии пользователи смартфонов в Китае более 800 млн. раз аплодировали выступлению ее генерального секретаря. Это были не зрители прямой трансляции съезда, а участники игры "похлопай Си Цзиньпину", которую разработала компания Tencent. Игроки, слушая доклад о 14 принципах "мирового господства" Китая, в паузах выступления соревновались по количеству хлопков.

 

Без преемника

Прошедший съезд оставил двоякое впечатление. Переизбрание Си Цзиньпина на второй пятилетний срок предсказать было несложно. Но вот серьезное обновление членов (5 из 7) постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и отсутствие в нем потенциального преемника, которому следует передать бразды правления через пять лет, говорит о том, что Си Цзиньпин или еще не определился с ним, или же подумывает о сохранении за собой реальной власти в стране и после 2022 года.

Согласно Конституции 1982 года, председатель КНР может занимать этот пост не более двух сроков (10 лет). А вот в Уставе Компартии ничего об ограничениях для Генерального секретаря не сказано. Си является также председателем двух взаимосвязанных и системообразующих структур - Военного совета ЦК КПК и Центрального военного совета (ЦВС) КНР. 

В случае сохранения за собой после 2022 года этих и других важных постов Си фактически останется во главе страны. Ведь, к примеру, Дэн Сяопин, никогда не занимавший пост главы государства, был фактическим ее руководителем с конца 1970-х и до 1990 года. Да и после, сложив с себя полномочия председателя ЦВС КНР, до самой смерти в 1997 году не терял влияния на политическую жизнь Китая.

Если Дэн заработал свой непререкаемый авторитет в партии и в народе еще в эпоху становления КНР, то Си фактически приходится это делать только сейчас, уже будучи руководителем страны. Ведь в 2012 году он пришел к власти в качестве компромиссной, мало кому известной фигуры, а потому и многие реформы, задуманные им в первую пятилетку, зачастую пробуксовывали, сталкивались с сопротивлением в некоторых регионах страны.

Первый пятилетний срок Си Цзиньпин посвятил трем основным направлениям. Первое - борьба с коррупцией, разъедающей партийный и государственный аппараты снизу доверху. Второе - экономическая реформа, призванная превратить Китай из цеха по отверточной сборке продукции западных компаний в лидера технологических инноваций, экономические интересы которого простираются далеко за пределы Азиатского региона. И третье - военная реформа, которая, как он заявил на съезде, позволит к середине столетия сделать китайскую армию самой передовой в мире.

Для того чтобы успешно продвигать в Китае свои реформы, мало быть просто его руководителем. Нужно получить статус идейного вождя. Этого Си с успехом добился, ведь XIX съезд единодушно внес его имя в текст Устава Компартии, тем самым поставив в один ряд с "великим кормчим" Мао Цзэдуном и реформатором Китая Дэн Сяопином. Никто больше в истории КНР не удостаивался такой почести. Причем имя Дэн Сяопина было включено лишь после его смерти.

Благодаря тому, что в уставе закреплено "богатство идей Си Цзиньпина в новой эре социализма с китайской спецификой", внутренние оппоненты Си не посмеют теперь выступать против него, так как в таком случае они, в сущности, пойдут против линии партии.

Слова о "новой эре" означают переход страны к третьему этапу своего развития. Первым было объединение Китая Мао Цзэдуном после гражданской войны. Вторым - рост благосостояния народа, провозглашенный Дэн Сяопином. Третьим этапом станет усиление экономического, политического и военного могущества Китая, которое позволит ему в дальнейшем играть ведущую роль на мировой арене.

 

Борьба с коррупцией и инакомыслием

Прошлый, XVIII съезд партии проходил в атмосфере напряженности в обществе, крайне недовольном коррумпированностью и безнаказанностью чиновничьего и партийного аппаратов. 

После социальных экспериментов Мао Цзэдуна, когда от голода и "культурной революции" погибли десятки миллионов людей, Дэн Сяопину нужно было любой ценой поднимать экономику страны. Партийным, государственным и муниципальным структурам на всех уровнях даны были широкие полномочия и частичная самостоятельность. На все учащавшиеся случаи коррупции и другие проявления бесконтрольного злоупотребления властью зачастую закрывались глаза, хотя на словах борьба со взяточничеством не прекращалась. 

Первым сигналом о том, что общество с этим не согласно, стали жестоко подавленные студенческие выступления весной 1989 года. На 20 с лишним лет Компартия обеспечила себе спокойную жизнь. Однако "тучные" времена двузначного роста экономики прошли, да и благодаря современным средствам коммуникации любые негативные действия властей становятся доступны широкой общественности буквально в считанные минуты. В совокупности это стало катализатором протестных настроений в обществе. 

Си Цзиньпин активно взялся за поставленную перед ним задачу вернуть партии доверие общества. И начал он с себя. Буквально сразу после избрания его руководителем страны он потребовал от своих ближайших родственников прекратить всякую коммерческую деятельность. Для демонстрации решимости его намерений власти вскоре закрыли IT-компанию, в которой работали сестры председателя КНР.

Провозгласив лозунгом антикоррупционной кампании "Бить и тигра, и муху", Си не щадит никого - ни члена политбюро, ни рядового сотрудника районной парторганизации. За пять лет было заведено более 1,2 млн. уголовных дел. Среди приговоров - расстрелы, пожизненное заключение или поражение в гражданских правах.

Однако не только коррупция беспокоит лидера страны. Угрозу стабильности он усмотрел и в чрезмерной раскрепощенности самого общества, когда ослабление контроля и сильное влияние западного образа жизни могут привести к тому, что Компартия потеряет лидирующие позиции. 

В 30 городах Китая запущен пилотный проект, в котором уровень и условия жизни поставлены в зависимость от накопления баллов при примерном поведении или же, наоборот, лишения баллов за подозрительное или недостойное поведение. Информация о гражданине, поступающая из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов, обрабатывается с помощью технологии big data. Жители с хорошими баллами становятся обладателями всяческих льгот, а с плохими лишаются работы и, собственно, условий к существованию. Доносительство поощряется баллами.

Если эксперимент окажется удачным, он будет распространен на всю страну, а пока же население контролируется другими методами, например, изолированным от всего остального мира Интернетом (проект "Золотой щит"). Иногда еще можно обходить блокировки с помощью VPN, но власти ищут технические возможности прикрыть и эту лазейку. Западным компаниям, не выполняющим требования "Золотого щита", закрыт доступ на рынок страны. Так, в частности, поступили с Google. А вот Apple, удалив все VPN-приложения из китайского App store, осталась.

Добившись изолированности Интернета, уже несложно его контролировать. Нарушителей строгих правил ждут немедленный арест и приговор на длительное заключение. Цензуре подвергается все - от СМИ, книжных магазинов и до кино и театров.

 

Могущество к юбилею

Понимая, что страна практически исчерпала внутренние ресурсы для поддержания высоких темпов экономического роста, руководство Китая в последние годы озабочено поисками новых моделей развития. 

Этому служат такие глобальные проекты, как инициатива "Один пояс - один путь" и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. В своем выступлении на съезде Си Цзиньпин подтвердил курс Китая на дальнейшую интеграцию в мировую экономику. Председатель КНР сообщил, что в ближайшие пять лет будут приняты меры по облегчению доступа к рынку страны для иностранных инвесторов, а также пообещал, что ко всем зарегистрированным в Китае иностранным компаниям отношение будет "справедливым и непредвзятым". 

Правда, пока создается впечатление, что под глобализацией в Пекине понимается все же собственная внешнеэкономическая экспансия, выражающаяся в агрессивной скупке промышленных активов на всех континентах.

Так, в 2016 году Китай увеличил прямые инвестиции в Европу на 90%. Причем скупаются, в основном, компании, работающие в области информационных и коммуникационных технологий. И вот Европейский союз уже этой осенью грозится подготовить закон, призванный защитить европейские технологические компании от иностранного (в первую очередь подразумевается Китай) поглощения.

Этим озабочены и в Вашингтоне. Сотрудничество с Китаем составляет всего несколько процентов американского ВВП, однако почти четверть всех дел, рассматриваемых в настоящее время Комитетом по иностранным инвестициям (CFIUS), приходится на контракты с китайскими компаниями. 

На Африканском континенте Китай давно уже опередил по объемам инвестиций и США, и Европу. Растут его активы в Южной Америке и Австралии. Инициатива "Один пояс - один путь" будет содействовать установлению крепких экономических связей Китая с 65 странами Азии, Африки и Европы. 

Несмотря на заметное снижение экономического роста в Китае, он все еще остается одним из самых высоких в мире. За три квартала 2017 года рост экономики в этой стране составил 6,9%, что больше прогнозируемых на этот год 6,5%. По объему номинального ВВП КНР - вторая крупнейшая экономика в мире, уступающая лишь США, - $11,2 трлн. против $18,6 трлн. 

На завершившемся 24 октября XIX съезде было заявлено, что к 2021 году, когда Компартия будет праздновать столетие со дня основания, Китай должен стать "умеренно процветающей" страной. А к столетию прихода Компартии к власти, в 2049 году, КНР уже будет "развитой, богатой и могущественной".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

367


Актуально