26 Апреля 2024

Пятница, 07:38

"ЖЕЛТЫЕ КАРТОЧКИ" ДЛЯ МАКРОНА

Французский лидер переживает самый трудный экзамен с начала своего президентства

Автор:

01.12.2018

Со второй половины ноября одну из первых скрипок в оркестре Евросоюза - Францию сотрясают "желтые жилеты". Так называют себя сторонники протестного движения, требующего серьезного пересмотра экономической политики президента Эммануэля Макрона.

 

Бунтари в Париже

Франция традиционно считается бунтарской страной. В том смысле, что ее население легко на подъем и буквально в мгновение ока отдельные социальные группы, ведомые теми или иными политическими силами, могут выйти на улицы с требованием обеспечения своих политических, экономических, социальных прав. И надо отдать им должное - многодневные протесты, всеобщие забастовки и тому подобные проявления народного недовольства зачастую приводят к успеху, вынуждая правительство действовать не по собственному хотению, а с учетом воли электората и налогоплательщиков. Поэтому движение "желтых жилетов", несомненно, укладывается в логику протестных традиций Франции - колыбели современной европейской демократии, страны, откуда впервые в новой истории прозвучали требования Свободы, Равенства и Братства для всех граждан, вне зависимости от происхождения и размера кошелька.

Однако бросается в глаза и ряд факторов, дающих основание выделить "желтые жилеты" из этого опыта народной борьбы за свои права. Эти факторы имеют не только внутриполитическую, но и, возможно, внешнеполитическую подоплеку.

Начнем с того, что, в отличие от прежних демонстраций французского протеста, организаторами движения "желтых жилетов" выступили не оппозиционные партии или всегда готовые встать на защиту прав трудящихся профсоюзы. Сторонники движения - это "протестанты" из виртуальных социальных сетей, за которыми, по крайней мере спустя две недели акций, не видно сколь-нибудь влиятельной политической силы. Не случайно французские партии (системные и внесистемные) следят за развитием событий как бы со стороны, хотя при этом одна часть политических сил не отказывает себе в удовольствии выразить поддержку "желтым жилетам", а другая - осудить их.

Десятки тысяч французов, надевших на себя "желтые жилеты", объединяет одно - протест против предстоящего с начала следующего года повышения цен на бензин и дизельное топливо. Поэтому протестующих нередко называют "автомобилистами", да и соответствующая символическая одежда на них под стать - желтые светоотражающие жилеты для водителей авто.

Дело в том, что по решению правительства цены на бензин во Франции с 1 января должны вырасти на 2,9 евроцента, на дизель - на 6,5 евроцента за литр. Это при том, что в течение 2018 года цена на дизельное топливо уже возросла приблизительно на 23%, а на бензин - на 15%. Президент Макрон объясняет необходимость осуществления этой меры экологической целесообразностью. Тем, что повышение цен на топливо (прежде всего на дизель) неизбежно приведет к сокращению его использования в интересах окружающей среды и поспособствует скорейшему переходу на альтернативные источники энергии.

Однако немало французов - и это не только "желтые жилеты", но и поддерживающая их требования значительная часть общества, - требуют отмены правительственных решений, приведения борьбы за чистый воздух в соответствие с идеями социальной справедливости, недопущения того, чтобы эта борьба обернулась углублением неравенства и ухудшением материального положения рядовых граждан.

Настрой "желтых жилетов" столь решителен, что протестные акции обернулись столкновениями с полицией и поставили правительство перед серьезной дилеммой: подавить бунтарей (а это означает неизбежное кровопролитие) или согласиться на хотя бы частичное выполнение их требований. Суровым экзаменом для властей стала демонстрация "желтых жилетов" в Париже 24 ноября, вылившаяся в столкновения с полицией. "Протестанты" отказались дислоцироваться на Марсовом поле и, несмотря на запрет префектуры, пришли на Елисейские поля, где и произошли многочасовые стычки с силами порядка. Полиция задержала около 130 человек. По данным главы МВД Франции Кристофа Кастанера, в тот день в манифестациях по всей стране приняли участие свыше 103 тыс. человек.

Активисты "желтых жилетов" признают наличие разногласий внутри стихийного движения. Один из его инициаторов - Бенжамен Куши открыто заявил: "Единого мнения у нас нет и быть не может. Разногласия существуют внутри каждой группы, внутри каждого региона, но все мы хотим продвигаться в едином направлении".

"Желтые жилеты" дают понять, что их дальнейшие действия, масштабы движения будут зависеть от позиции президента и правительства, их готовности прислушаться к мнению протестующего народа и принять соответствующие практические меры. При этом главы 12 регионов европейской части Франции призвали правительство отказаться от запланированного на начало 2019 года повышения цен на топливо. "Необходимо предпринять срочные меры и в первую очередь ввести мораторий на повышение налогов с 1 января. Речь идет не об отказе от создания экологичного налогового режима, а о том, чтобы сделать этот режим социально приемлемым", - говорится в открытом письме региональных префектов.

Более того, Сенат - верхняя палата французского парламента - проголосовал в поддержку проекта бюджета на 2019 год, предлагающего, в частности, заморозить увеличение налога на топливо. Однако принятие этого документа под большим вопросом, поскольку за него вряд ли проголосует Национальное собрание - нижняя палата парламента, в котором большинство депутатских кресел занимают представители макроновской "Республики на марше".

Президент Макрон и правительство Эдуарда Филиппа выражают готовность прислушаться к мнению населения, однако при этом не собираются отказываться от повышения цен на топливо. Глава государства хоть и признал, что "французам непросто менять свои привычки", но заверил, что власти будут поддерживать тех, кто хочет сменить средства передвижения на менее вредные для окружающей среды. Иными словами, он выступил за диалог с протестным движением, но не в ущерб собственной позиции и решениям. Возможно, президент Макрон и объявит о новых льготах и дотациях наименее обеспеченным слоям населения в целях противодействия росту цен и налогов, но менять стратегию своей политики он точно не будет.

И тут главный вопрос сводится к тому, насколько общество готово оказать реальную поддержку "желтым жилетам". Демонстрация в Париже показала, что протестное движение уже вышло за рамки низов и его требования одобряют все более широкие общественные слои. Согласно социологическим опросам, три четверти французов считают протесты "желтых жилетов" законными. Однако фактом является и то, что доминирующий во французском обществе средний класс в целом не желает революций. Следовательно, существует серьезный социальный запрос на нахождение той или иной формы компромисса между властями и "желтыми жилетами".

 

Трамп уполномочен заявить

Между тем до сих пор вызывает определенные вопросы и даже подозрения само возникновение движения "желтых жилетов". Существует мнение о возможной связи между разворачиванием текущего протестного действа во Франции и некоторыми внешнеполитическими заявками ее президента.

Дело в том, что координируемые через социальные сети акции протеста по всей стране с перекрытием дорог, баррикады и горящие покрышки на улицах, столкновения с полицией и даже жертвы (СМИ сообщают о двух погибших в ходе последних протестов) - все это очень смахивает на панораму "цветных революций", "майданов" и тому подобных социальных сломов на постсоветском пространстве и в ряде восточных стран. Очень знакомо и использование определенного символа протеста: во Франции им стали "желтые жилеты", а где-то знаком отличия были "розы" или, как, например, в ходе гонконгского "майдана", - "желтые зонты".

Однако в этот раз атрибуты "цветной революции" мы видим не в охваченных сложными внутренними процессами под давлением геополитических обстоятельств постсоветских странах или на перифериях Азии и Африки, а в одной из ведущих держав Европы. Если допустить неслучайность и, соответственно, нестихийность движения "желтых жилетов", то придется признать, что протесты гражданского недовольства непопулярными мерами французского президента развернулись буквально через несколько дней после того, как Эммануэль Макрон заявил о необходимости восстановления суверенитета Европы и создания европейской армии для защиты, в том числе от США.

"Мы не сможем обеспечить безопасность европейцев, если не решим создать настоящую общеевропейскую армию. У нас должна быть Европа, которая держит оборону, преимущественно самостоятельно, без Соединенных Штатов. Мы должны защищаться! От Китая, России и даже от Соединенных Штатов", - заявил Макрон в день празднования 100-летней годовщины окончания Первой мировой войны.

Таким образом, глава Франции объяснил задачу создания общеевропейских вооруженных сил не только необходимостью защиты от привычных угроз со стороны РФ и КНР. Он упомянул конкретно США в списке угроз для национальной безопасности своей страны и всей Европы. Одновременно Макрон позволил себе выразить недовольство также и американским доминированием в мировой экономике. Он заявил о необходимости выстроить более честную систему международной торговли, а не смиряться с гегемонией одной страны.

Подобные демарши Макрона, разумеется, оказались не по нраву Белому дому. И если относительно руки Вашингтона в последних французских протестах можно выдвигать самые разные доводы в подтверждение или опровержение подобной вероятности, то однозначно, что администрация президента США Дональда Трампа с нескрываемым удовольствием наблюдает за теми трудностями, которые испытывает внутри своей страны Эммануэль Макрон - молодой возмутитель спокойствия старушки Европы.

Собственно, сам Трамп откровенно выразил свою позицию в связи с движением "желтых жилетов", твитанув в социальной сети буквально следующее: "Большие и насильственные протесты во Франции не учитывают, насколько плохо Европейский союз обошелся с США в вопросах торговли и вопросах разумных платежей за нашу великолепную военную защиту. Обе эти темы должны быть быстро решены".

То есть глава американской администрации напомнил о своем требовании к Франции и Германии - ведущим экономикам Европы - выплачивать до 2% ВВП ЕС на содержание защищающей континент армии США. А указание того, что необходимо быстро решить вопросы, связанные с торговыми и военными интересами США, можно расценить и как угрозу. Мол, в противном случае для французского президента будет еще хуже, чем протесты и их "насильственные" проявления. Это своего рода сигнал для Макрона, который своей инициативой о европейской армии фактически обозначил стремление потратиться на усиление системы безопасности суверенной Европы, а не на подпитку американского присутствия в Старом Свете.

Без преувеличения можно сказать, что весь мир пристально наблюдает за тем, как нынешний хозяин Елисейского дворца будет решать задачу усмирения, на первый взгляд, стихийного движения "желтых жилетов" под довлеющим (если не сказать давящим) оком сурового заокеанского союзника.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

327


Актуально