26 Апреля 2024

Пятница, 16:13

ГЛАВНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТАНДЕМ

Ахенское соглашение открывает новую страницу в отношениях Франции и Германии

Автор:

15.02.2019

Отмену президентом Франции своего участия в Мюнхенской конференции по бе-зопасности 15-17 февраля, а значит, и совместного с канцлером Германии выступления 16 февраля многие расценили как знак того, что трения в их отношениях, иногда весьма заметные в прошлом году, не исчезли, несмотря на помпезно обставленное подписание Ахенского соглашения. 

Тут же стали появляться утверждения, что отказ связан с категорическим несогласием Парижа с позицией Берлина по поводу строительства российского газопровода "Северный поток-2".

Разногласия по этому поводу, надо признать, действительно были. Но вдруг, неожиданно для многих,    8 февраля на заседании Комитета постоянных представителей ЕС в Брюсселе зачитываются совместные франко-германские рекомендации Европарламенту и Еврокомиссии о принятии "новых правил в сфере транспортировки газа, не блокируя проект газопровода "Северный поток-2".

Что же касается отсутствия Эммануэля Макрона на Мюнхенской конференции, то официальное объяснение то же, что и было для Давосского форума, - внутренняя обстановка во Франции обязывает президента находиться в стране.

Нерешенность конфликта с движением "желтых жилетов" действительно связывает пока руки Эммануэлю Макрону на международной арене. Политик, победивший на президентских выборах в 2017 году с лозунгом "Сделаем нашу планету снова великой", в противовес политике изоляционизма, провозглашенной Дональдом Трампом, вынужден уже четвертый месяц практически безвылазно оставаться в стране, пытаясь найти общий язык со своим собственным народом. 

За прошедшие неполные два года какими-то особыми достижениями Макрон похвастаться и не может. Обещанные им реформы как внутри страны, так и в Европейском союзе буксуют, встречая сильное сопротивление даже, казалось бы, у явных единомышленников. 

Его призывы к созданию странами еврозоны общего бюджета для обеспечения стабильности во времена экономических потрясений, а также учреждению поста министра финансов еврозоны Германия, главный спонсор ЕС, долгое время оставляла без ответа. И лишь в декабре прошлого года 19 стран Еврозоны согласовали, наконец, реформу Европейского валютного союза. Причем это значительно "смягченная" версия предложений Макрона.

Однако и на этот раз скептики утверждают, что разное видение реформы еврозоны у Франции и Германии будет создавать проблемы при ее проведении.

Только не стоит полагать, что позиции двух самых крупных экономик Европы, с населением, составляющим треть жителей Евросоюза, настолько не совпадают, что это может рано или поздно навредить самому проекту Европейского союза.

Отнюдь - и Меркель, и Макрон, вынужденные учитывать свои далеко не твердые позиции внутри страны, настроены решительно на защиту и усиление Евросоюза. Это тем более для них важно в преддверии выхода Великобритании из ЕС, а также из-за роста числа европейских стран, в руководство которых пришли популисты, пытающиеся изнутри расшатать союз, - Италия, Венгрия, Польша и другие. К примеру, вице-премьер Италии Маттео Сальвини пригрозил Берлину и Парижу, что на майских выборах в руководящие органы Евросоюза победу одержат сторонники построения "совершенно новой Европы". "Польша и Италия станут героями этой новой европейской весны", - заявляет Сальвини.

 

Договоры вянут, как девушки и розы

Договор о примирении и дружбе между Германией и Францией был подписан в Елисейском дворце в Париже 22 января 1963 года президентом Шарлем де Голлем и канцлером Конрадом Аденауэром.

Смысл того соглашения был не только в том, чтобы наладить дружеские и деловые отношения между недавними врагами, но и дать сигнал другим странам континента, что пришло время к единению во благо стабильной и процветающей Европы.

Большим достоинством договора являлось успешное внедрение различных инструментов коммуникации на всех уровнях - от политиков и военных до молодежи и жителей приграничных районов. Были приняты взаимные обязательства по координированию внешней политики, военного сотрудничества и образовательных программ.

Однако кое в чем интересы Франции и Германии тогда разошлись. В ходе ратификации Елисейского договора немецкий парламент добавил преамбулу, в которой подчеркивались особые отношения страны с США. Это настолько возмутило генерала де Голля, что он произнес ставшую знаменитой фразу: "Договоры подобны девушкам и розам. И те, и другие вянут". Его понять можно. Ведь одной из основных мотиваций к подписанию договора было обоюдное желание как раз противостоять влиянию Соединенных Штатов Америки.

 

Столица Запада

Прошло 56 лет, и 22 января 2019 года Франция и Германия в маленьком немецком городке Ахен подписывают новое соглашение, значительно дополняющее и расширяющее прежнее. Оно в два раза по объему больше Елисейского и значительно амбициозней. Да и место для подписания было выбрано с очень даже явным намеком.

Город Ахен, или, по французской топонимике, Экс-ля-Шапель (Aix-la-Chapelle), был в средние века столицей "Империи Запада" (или Франкской) во главе с Карлом Великим, а затем и местом коронации императоров Священной Римской империи. В 1668 и 1748 годах в этом городе были подписаны мирные договоры между враждующими европейскими державами.

В 1818 году в Экс-ля-Шапель состоялся первый международный конгресс после Венского соглашения (1814-1815 гг.), закрепивший установление нового политического и правового порядка в Европе после революций и наполеоновских войн.

С 1950 года Ахен является местом вручения премии имени Карла Великого за вклад в объединение Европы и международное сотрудничество. В 2008 году премия была присуждена Меркель, а в 2018-м - Макрону за его борьбу "против национализма и изоляционизма, направленную на преодоление европейского кризиса".

Надо полагать, что место и время подписания соглашения две ведущие экономики Европы выбрали не случайно. Самое время подготовиться к совместным усилиям для преодоления назревающего кризиса. Европейскому проекту требуется более жесткое ядро, и Франции и Германии пора показать решимость сформировать его. Причем на этот раз германские обязательства перед Вашингтоном вряд ли будут иметь какое-либо значение. Дональд Трамп в Берлине даже менее популярен, чем в Париже. Пренебрежительное понижение администрацией США дипломатического статуса представительства Евросоюза в Вашингтоне симпатий по другую сторону Атлантики, понятное дело, также не вызвало.

 

Париж и Берлин договорились

"Тесная дружба между Францией и Германией остается важным элементом единого, эффективного, суверенного и сильного Европейского союза", - говорится в договоре, подчеркивая тем самым, что главная ось Европы остается сильной и готова противостоять растущему евроскептическому национализму. Обе страны подтвердили намерение сформировать совместные позиции по всем важным европейским вопросам.

Договор предусматривает также создание "франко-германского экономического пространства с общими правилами". Объединенный совет экспертов будет стремиться найти способы гармонизации сложных областей экономического права и устранения инвестиционных барьеров. По замыслу президента Эммануэля Макрона, франко-германское экономическое пространство должно стать "лабораторией сближения между европейскими странами".

Париж и Берлин договорились гармонизировать свои оборонные программы, в том числе созданием совместного Совета обороны и бе-зопасности и стремлением к согласованию правил экспорта военной техники. Канцлер Ангела Меркель заявила, что это станет шагом к созданию будущей объединенной европейской армии.

Страны намерены взаимно обеспечить "возможную помощь и содействие в случае вооруженного нападения на их территории". Это будет обеспечено "всеми имеющимися в их распоряжении средствами, включая вооруженные силы". Казалось бы, здесь нет ничего нового, поскольку перекликается с договоренностями о "взаимной защите или помощи", принятыми в рамках НАТО. Но на самом деле это надо рассматривать как страховку на случай, если по тем или иным причинам НАТО будет парализовано. Ведь раздаются же вновь в Вашингтоне идеи о прекращении финансирования этой структуры. В соглашении закреплена и поддержка Францией долгосрочной кампании Германии за постоянное место в Совете Безопасности ООН.

Большое внимание уделяется укреплению связей вдоль общей границы протяженностью 450 км, которую ежедневно пересекают многие люди в поисках работы, учебы или развлечений. Франция и Германия также хотят поощрять больше граждан изучать язык друг друга и улучшать взаимное признание академической квалификации. Чтобы облегчить все это, некоторым регионам может быть предоставлена большая автономия.

 

Критика и фейки

Было бы странно, если бы договор не подвергся критике со стороны идеологических противников Меркель и Макрона, как внутри их стран, так и за их пределами. И, как обычно, в критике есть и разумное зерно, и откровенный фейк.

К примеру, лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен пророчит, что Франция в конечном счете уступит место в Совете Безопасности ООН Германии, что просто невозможно по правилам этой организации, и даже поделится контролем над своим арсеналом ядерного оружия.

Сами же подписанты признают, что унификация оборонных программ - вещь весьма сложная. Франция и Германия уже имеют совместную бригаду с 1989 года, но в ней до сих пор нет смешанных рот, и солдаты обучаются в соответствии с национальными стандартами и используют различное оружие. Сейчас бригада дислоцирована в Мали, но в то время как французские солдаты участвуют в антитеррористических миссиях, их немецкие коллеги принимают участие только в подготовке местных военных. Это не отсутствие взаимопонимания, а культурные различия между вооруженными силами двух стран. Эти и другие отличия еще предстоит преодолеть. Главное - есть желание понять друг друга и пойти на уступки. Соглашение по газопроводу "Северный поток-2" - яркий тому пример.

Остается только надеяться, что генерал де Голль не всегда был прав.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

300


Актуально