27 Апреля 2024

Суббота, 02:55

АРМЕНИЯ: СТРАНА РАЗРЕШЕННОГО НАЦИЗМА - ЧАСТЬ IX (заключительная)

Почему в Армении героизируется нацистский преступник Нжде?

Автор:

01.03.2019

В завершение серии статей считаем важным и необходимым разъяснить, почему власти Армении и армянская диаспора прикладывают столь серьезные усилия по возвеличиванию личности именно Гарегина Нжде, а не кого-либо другого из числа армянских националистов, более чем он поспособствовавших появлению на политической карте мира Республики Армения. 

За последнюю четверть века на роль харизматичного образца для подражания армянской интеллигенции и молодежи, способного в качестве идеала устроить все политические элиты внутри самой Армении и ветви диаспоры за ее пределами, выдвигались самые разные персонажи новой и новейшей истории этой страны. 

Сразу после окончания карабахской войны 1988-1994 гг. в этом качестве долгое время "раскручивалось" имя международного террориста Монте Мелконяна. Уроженец США, выпускник Университета Беркли (Калифорния) был участником гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг., вторым человеком в транснациональной армянской террористической группировке ASALA. Он же трансформировал ее в группировку ASALA-RM, с боевиками которой в 1989 году прибыл в Армению, чтобы начать войну в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана. Это и была война за создание на Южном Кавказе второго независимого армянского государства в соответствии с заветами Гарегина Нжде. В этой войне Мелконян и пал бесславной смертью от рук азербайджанских военных. Возможно, потому он и не смог закрепиться как герой в сознании большинства армянской общественности.

После этого официальный Ереван в качестве главного национального героя решил провозгласить Гарегина Нжде. Причем этот выбор во многом был обусловлен борьбой за власть внутри самой Армении, а не идеологическими резонами. Начало этому процессу было положено в 2000 году, когда лидер созданной в соответствии с расовой теорией цегакрона Нжде Республиканской партии Армении Андраник Маргарян был назначен премьер-министром страны. В тот момент в Армении шла ожесточенная внутриполитическая борьба между сторонниками первого президента страны Левона Тер-Петросяна и отстранившего его от власти второго президента страны Роберта Кочаряна. Причиной кризиса стала позиция Тер-Петросяна на переговорах с Азербайджаном по вопросу нагорно-карабахского урегулирования. 

Эта позиция предполагала возврат Азербайджану большей части оккупированных земель за пределами собственно Нагорного Карабаха, причем без всяких предварительных условий. После террористического акта в здании парламента Армении 27 октября 1999 года армяно-азербайджанские переговоры были свернуты. Пришедшая к власти в Армении военная хунта, состоявшая в большинстве своем из армян - уроженцев Азербайджана, чтобы объяснить и легитимизировать узурпирование власти в стране, объявила оккупированные азербайджанские территории частью Армении. Для поднятия своего авторитета в самой Армении новая власть решила героизировать Гарегина Нжде, поскольку в апреле 1921 года он провозгласил создание "Республики Горная Армения" - по сути, второго армянского государства на Южном Кавказе. Этим он заложил основы современных претензий армянских националистов на оккупированные земли Азербайджана. Данный шаг должен был объяснить коренным жителям Армении, ереванским армянам, почему пришедшие из Азербайджана и захватившие власть в стране карабахские армяне имеют моральное право управлять ими.

Теория цегакрона Нжде в борьбе за власть внутри Армении была существенным фактором смены политических элит. Президент Левон Тер-Петросян был сторонником либерального национализма, близкого к идеологии партии "Дашнакцутюн". Это, однако, не помешало ему запретить на время ее деятельность после попытки государственного переворота 1996 года, предпринятой радикальной группировкой "Дро". Пришедший на смену ему президент Роберт Кочарян должен был предложить обществу новую национальную идеологию, чтобы не только быть понятым своими согражданами, но и отличаться от своего предшественника. Однако он не смог сформулировать чего-то принципиально нового и просто заимствовал теорию Нжде как более праворадикальную и соответствующую проводимой им внешней и внутренней политике. С годами расистская теория цегакрона трансформировалась в Армении из партийной в национальную, и теперь ее придерживается значительная часть армянского общества.

В настоящее время главное идеологическое противоречие между политическими элитами Армении заключается в том, что одни из них считают самопровозглашенную "Нагорно-Карабахскую республику" частью Армении, а другие рассматривают саму Армению де-факто не как метрополию, а как колонию так называемого Арцаха. Причем последняя точка зрения до недавнего времени господствовала в армянском политическом классе, по крайней мере в той его части, которая непосредственно руководила страной. 

Если взглянуть на этот вопрос непредвзято, то становится очевидным, что вся жизнь современной Армении подчинена идее оккупации Нагорного Карабаха, для чего задействованы все ресурсы страны - людские, материальные, финансовые, административные и дипломатические. При этом выходцы из Карабаха, являвшиеся гражданами или, как минимум, уроженцами Азербайджана, занимают сегодня или занимали до недавнего времени все ключевые должности в правительстве, местной администрации, вооруженных силах и полиции, а также находились на привилегированном положении в финансовой и бизнес-сфере. Результаты финансовых преференций от исполнения своих властных полномочий экс-президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян выводили в Россию, создавая на ее территории свои частные компании и корпорации, фактически проводя по отношению к Армении - стране, которой они управляли, колониальную политику. А чтобы население Армении не сопротивлялось их компрадорской деятельности, на пьедестал была вознесена личность Гарегина Нжде, отца-основателя идеи второго армянского государства на Южном Кавказе. 

Любое несогласие гражданского общества Армении с таким положением дел всегда жестоко подавлялось силой оружия, как это произошло, например, 1-2 марта 2008 года. В те дни армия была использована в Ереване для разгона массовых манифестаций, участники которых протестовали против фальсификации результатов президентских выборов, победителем на которых стал другой представитель карабахского клана - Серж Саргсян (тогда на улицах Еревана военные убили 10 человек из числа протестующих). Таким образом, теория Нжде используется не только во внешней политике Армении для оправдания ее агрессии против Азербайджана, но также и во внутренней политике этой страны для подавления основных прав и демократических свобод ее граждан. 

Героизация нацистского преступника Гарегина Нжде, равно как и международного террориста Монте Мелконяна, в понимании властей Армении имела двоякую цель. Во-первых, показать непосредственно народу Армении, что политика подчинения Армении выходцам из созданной международными террористами на оккупированных землях Азербайджана Нагорно-Карабахской республики, или, по-армянски, Арцаха, приветствуется и одобряется международным сообществом в лице отдельных государств. Во-вторых, упрочить оккупационный режим и сформировать для него видимость морального права на существование, хотя сам по себе последний факт совершенно не приемлем с позиции перечисленных нами выше норм международного права. Фактически вся эта политика была насквозь пропитана правовым нигилизмом, попранием человеческого достоинства, что всегда было, есть и будет отличительной чертой нацизма в любых его идеологических проявлениях и интерпретациях.

Благодаря пропагандистским усилиям армянской диаспоры образ Гарегина Нжде уже дважды оказался несовместимым с нормами современного международного права. Сначала - как активного и деятельного пособника нацизма и создателя одной из его новых теоретических разновидностей, затем - как идеологического образа, с именем и теорией которого в нынешнем мире ассоциируется режим оккупации азербайджанских территорий Нагорного Карабаха.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

331


Актуально