27 Апреля 2024

Суббота, 06:57

В ЗАКУЛИСЬЕ ГРЕЧЕСКОГО ШОУ

Об истинных причинах словесной перепалки глав внешнеполитических ведомств Турции и Греции в Анкаре

Автор:

01.05.2021

Произошедшая 16 апреля и длившаяся более получаса словесная перепалка между министрами иностранных дел Турции и Греции во время брифинга в Анкаре в одночасье украсила заголовки не только местных, но и международных СМИ. Впрочем, это не первый и, возможно, не последний скандал между двумя недружелюбными соседями.

Схожая ситуация возникла 7 декабря 2017 года на совместной пресс-конференции турецкого и греческого президентов в Афинах. Спор возник между Реджепом Тайипом Эрдоганом и его греческим коллегой Прокописом Павлопулосом вокруг Лозаннского соглашения. Главы государств потратили около 40 минут на выяснение отношений, используя при этом нелицеприятные упреки и обвинения в адрес друг друга. 

В контексте традиционно накаленных отношений недавняя словесная перепалка между турецким и греческим министрами иностранных дел в Анкаре была оценена в самой Греции как проявление некоего героизма. По мнению ряда политологов, несовместимое со статусом дипломата поведение министра Никоса Дендиаса было якобы «заказом» нынешнего афинского правительства. Таким образом надо было успокоить внутреннюю аудиторию, особенно националистические круги Греции. На самом деле, несмотря на напряженность в отношениях двух стран, их дипломаты и военнослужащие поддерживают регулярный диалог, по возможности обходя острые углы политических взаимоотношений. Переговоры Дендиаса с турецким президентом  Эрдоганом и главой МИД Турции Чавушоглу во время того же визита в Анкару прошли в позитивном ключе. Министры договорились о том, чтобы сделать совместное заявление по итогам переговоров. И вдруг такое, да еще при включенных камерах...

 

Откуда ноги растут

Да, между двумя странами есть нерешенные проблемы. В последние годы Грецию особенно беспокоит политика Турции в Средиземном море. Официальные Афины пытаются создать впечатление, что Анкара проводит экспансионистскую политику, постепенно превращаясь в угрозу для всей Европы.

К ранее существовавшим и до сих пор нерешенным конфликтным вопросам между Анкарой и Афинами за последние несколько лет добавились и другие. Во главе их идут вопросы, связанные с беженцами, а также разработка углеводородных месторождений в Восточном Средиземноморье и разграничение морских сфер влияния.

Как известно, согласно договоренности, достигнутой между Евросоюзом и Турцией в 2015 году, Брюссель обещал оказать финансовую поддержку Анкаре и выполнить ряд других обязательств, чтобы остановить поток беженцев из Сирии и других азиатских стран в Европу. Однако позже стороны разошлись во мнениях по поводу выполнения соглашения. Официальные лица ЕС обвинили Турцию в невыполнении своих обязательств. Анкара же предъявила встречное обвинение, включающее отказ ЕС предоставить финансовую помощь Турции. Затем разногласия переросли в политическую напряженность, и в феврале 2020 года турецкое правительство открыло границу, предоставив возможность тысячам беженцев перейти в Грецию и далее в Европу. Греческое правительство попыталось предотвратить массовый поток беженцев в страну, перебросив к границе вооруженные силы и полицию. В результате отношения между Афинами и Анкарой еще более обострились, а ЕС решил направить часть финансовой помощи Греции.

Второй региональный политический кризис между Турцией и Грецией возник после того, как в Восточном Средиземноморье были обнаружены крупные запасы нефти и газа. Они также стали причиной разногласий по вопросу разграничения морской акватории и сфер влияния между двумя государствами. В частности, касательно спорной зоны вокруг острова Кипр. 28 ноября 2019 года Турция и Ливия подписали меморандум об ограничении морских сфер влияния. Этот документ можно по праву считать серьезным достижением средиземноморского вектора внешней политики Анкары, так как он обеспечил Турции преимущество в эксплуатации и транспортировке морских энергоресурсов.

В качестве демарша со стороны Греции были сделаны попытки привлечь (не без помощи других европейских стран) на свою сторону и укрепить связи с теми странами региона, у которых были холодные отношения с Анкарой. Среди них Египет, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. В настоящее время Греция углубляет сотрудничество в военной, энергетической и экономической сферах с этими странами. Проводятся совместные учения в Средиземном море. 

Кроме того, Афины подписали соглашение с правительствами греческой части Кипра и Израиля по реализации проекта EuroAsia Interconnector, к которому уже подключается Египет. В рамках предприятия предусмотрено объединение энергосетей стран-участниц при помощи подводных линий электропередачи. Но, безусловно, конечной целью проекта является создание антитурецкой коалиции стран региона. В частности, охлаждение отношений Турции с Израилем и Египтом за последние десять лет в интересах Греции.

В свою очередь наладить отношения с Тель-Авивом и Каиром пытается и Анкара. Ожидается, что уже в ближайшем будущем Турция восстановит отношения с Египтом и предпримет серьезные шаги, чтобы заполучить былое дружелюбие Израиля. 

 

Европейский след

Но следует признать и то, что ключевым фактором противостояния между Турцией и Грецией все еще остается Европа, продолжающая играть особую роль в отношениях между двумя средиземноморскими государствами последние 200 лет после обретения Грецией независимости от Османской империи. И сейчас на фоне напряженных отношений между Анкарой и Афинами маячат крайне правые политические силы Европы.

С другой стороны, греческие политики не чураются популистских трюков вроде разного рода баек про «внешнего врага» (в лице Турции, разумеется). Они стараются поддерживать выгодный себе градус настроений в изрядно потрепанном за последние годы волной экономических кризисов обществе. Ярким примером текущих общественных настроений в стране являются заголовки греческих СМИ, которые чуть ли не ежедневно пестрят новостями о росте цен на овощи в Турции или о падении курса турецкой лиры, задвигая местные социально-политические проблемы на задний план. А неожиданная критика в адрес Турции со стороны главы греческого внешнеполитического ведомства Н.Дендиаса, которую греческие СМИ охарактеризовали как «историческую победу», была сделана с целью утихомирить внутриполитическую атмосферу в стране. И это неудивительно, учитывая, что растущий в последние годы глобальный крен в сторону ультраправых сил привел к росту политических призывов популистского толка.

Конечно, в отличие от внутренней политики международная дипломатия более реалистична и не приемлет популизма. И теперь все понимают, что необходимо предпринять шаги для устранения очередной «травмы» во взаимоотношениях двух стран. Но на фоне недавних событий это будет не очень-то просто.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

170


Актуально