26 Апреля 2024

Пятница, 09:36

ПОЛИТИКА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ

Джо Байден сделал то, что его предшественники не считали верным делать

Автор:

01.05.2021

46-й президент США Джо Байден сделал то, что его предшественники старались избегать. Он назвал события начала XX века в Османской империи «геноцидом армян». И хотя заявление Белого дома не имеет юридической силы, а является лишь символическим шагом, оно непосредственно отражается на политических процессах, особенно происходящих в регионе Передней Азии. Ведь это прямо затрагивает интересы как минимум трех государств региона: Турции, Азербайджана и Армении. Не случайно пафосные слова хозяина Белого дома практически молниеносно эхом отозвались в регионе, вызвав бурю эмоций, и уже не символически, а вполне практически ставящих интересы США здесь под чувствительный удар.

 

Чьи интересы заправляют в Белом доме?

Стоит ли говорить, что многие видные представители политического истеблишмента США любят часто повторять, что национальные интересы Вашингтона являются тем движущим фактором, который определяет вектор американской внешней политики. В свою очередь продвижение национальных интересов США предполагает выстраивание прочных и долгосрочных отношений со своими союзниками. На протяжении многих десятилетий, несмотря на текущую напряженность в отношениях, таким союзником продолжает оставаться Турция.  Вот почему все это время термин «геноцид армян» был на американском Олимпе не в ходу.

Впервые этот термин был произнесен Рональдом Рейганом в 1982 году не без активного участия армянского спичрайтера сорокового президента Кена Хачикяна. Однако в последующие годы своего президентства Рейган данный термин не употреблял. Президента убедили, что национальные интересы возглавляемого им государства гораздо шире узких интересов армянского лобби. И при осуществлении сложной ближневосточной политики в регионе Турция намного более эффективный партнер, чем армянская диаспора. А в услугах последней частичная необходимость появляется лишь в момент внутренних электоральных циклов. 

К слову, согласно статистике, в численном соотношении турецкая и армянская диаспоры Америки приблизительно равны. Армянская диаспора даже несколько уступает турецкой, которая превышает ее на 50-100 тыс. человек. Правда, турецкая диаспора не столь влиятельна и не так активна в общественно-политической жизни США, но это такая же часть американской нации, которая должна пользоваться равными правами и рассчитывать на равнозначное уважение.

Кстати, это относится и к представителям других народов США, в чьей истории имеются не менее драматичные события. Однако почему-то каждый год лидеры Америки вспоминают лишь события в Османской империи, да еще и такой давности. Сложно найти этому сколько-нибудь рациональное объяснение.

Как не поддается объяснению и тот факт, что спустя столетие различные американские штаты с завидной последовательностью на уровне законодательных собраний признавали действия османских правителей в качестве «геноцида» по отношению к армянам. При этом не замечали или не желали замечать резню турок и курдов армянскими вооруженными формированиями. 

Появление на некоторых позициях в нынешней администрации лиц армянской национальности, тесные связи вице-президента США Камаллы Харис с армянским лобби и в целом симпатии самого Байдена к армянам на фоне ухудшения диалога Вашингтона с Анкарой сыграли свою негативную роль в последних процессах.

К тому же в условиях, когда к 2019 году все штаты США признали «геноцид армян» и в том же году аналогичные резолюции приняли обе палаты Конгресса - Сенат и Палата представителей, предполагать, что Джо Байден уклонится от произнесения «заветной фразы», было бы наивным. Да и обращение 100 членов нижней палаты, инициированное армянской диаспорой, с призывом к Байдену признать события 1915 года геноцидом сыграли во всей этой истории стимулирующую роль.

 

Что дальше…

После того как американские законодательные органы приняли юридически ни к чему не обязывающие декларации, а президент США произнес искомую фразу о «геноциде армян», американо-турецкие отношения существенно осложнились. 

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в своем аккаунте в Twitter написал: «Никто не сможет научить нас чему-либо о нашем собственном прошлом. Политический оппортунизм - самое великое предательство мира и справедливости. Мы полностью отвергаем это утверждение, основанное исключительно на популизме». 

Вслед за этим турецкий МИД выступил с официальным сообщением, соответствующим по тональности словам своего главы: «Заявление США искажает исторические факты и никогда не будет принято турецкими гражданами, а также открывает глубокую рану, которая подрывает доверие и дружбу между нами». 

Анкара для объективной оценки истории неоднократно предлагала армянской стороне открыть все архивы, содержащие сведения о драматических событиях 1915 года в Османской империи. Такое же обращение было сделано и представителям международной научной общественности. К сожалению, оно было проигнорировано, что дает основания полагать, что тема «геноцида армян» используется в качестве инструмента политического давления на Турцию. 

Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что «армянский вопрос» - это «дубинка» для Турции. Плата за ее желание проводить независимую внешнюю политику, в том числе в вопросах, связанных с военно-технической модернизацией и перевооружением турецкой армии. Буквально за пару дней до выступления Байдена США исключили Турцию из программы производства самолета F-35 из-за покупки российских ЗРК С-400.

А ведь это была многокомпонентная программа, меморандум о реализации которой был заключен еще в 2007 году. Турция брала на себя обязательство купить 100 самолетов F-35. Она также участвовала в производстве более 1000 компонентов для них. При этом Турция продолжает производство этих компонентов, несмотря на то, что США исключили ее из данного проекта.

Вместе с тем администрация Байдена желает решить масштабные задачи на Ближнем Востоке, где единственным институциональным союзником США является член НАТО Турция. В условиях охлаждения отношений между двумя странами реализация этих планов кажется проблематичной. Тем более что другой главный союзник Вашингтона в регионе - Израиль все чаще дает понять, что текущий американский курс здесь вызывает массу вопросов. В частности, отказ США от признания суверенитета Израиля над Голанскими высотами вопреки решению Дональда Трампа в прошлом году. 

Как следствие, «эмоциональные решения» нынешней американской администрации, ориентированные на внутренний электорат, становятся все менее оправданными с прагматической точки зрения и все более затратными - с практической. 

 

Южно-кавказское эхо вашингтонского заявления

Между тем заявление Байдена о признании «геноцида армян» вызвало негативную реакцию не только на берегах Босфора, но также и Каспия. «Заявление президента США Джо Байдена, исказившее историческую правду о событиях 1915 года, вызывает сожаление. Те, кто политизирует так называемый «геноцид армян», умалчивают о массовых убийствах более 500 000 человек армянскими вооруженными формированиями, а также о массовых убийствах, совершенных армянскими дашнаками в марте 1918 года в Баку и других регионах Азербайджана. В то время как дается ложная оценка событиям 100-летней давности, неспособность дать справедливую оценку геноциду, совершенному Арменией против азербайджанцев в Ходжалы 30 лет назад, является примером предвзятости и двойных стандартов», - говорится в заявлении МИД Азербайджана. 

К сказанному следует добавить, что в свое время Соединенные Штаты пытались играть в регионе более активную роль, в частности в вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Вашингтонская администрация была в числе инициаторов подписания так называемых Цюрихских протоколов, открывавших путь к примирению двух народов. При этом турецкая сторона, учитывая интересы Азербайджана, справедливо увязывала нормализацию отношений с Ереваном с решением карабахской проблемы. Это обстоятельство позволяло снять все узловые региональные проблемы в комплексе. И интересы Вашингтона, учитывая также участие представителей США в Минской группе ОБСЕ, встраивались в региональную повестку, становясь частью системы региональной политики. 

Однако именно отказ Еревана рассматривать региональную проблематику в комплексе, открыть архивы, а также отказ от политики оккупации азербайджанских земель, по сути, оставили за бортом интересы США в регионе. Усмотрев в предложениях Вашингтона угрозу для своих интересов, Ереван предпочел сделать акцент на активизации связей с Москвой. Но и здесь стратегические расчеты армянских руководителей себя не оправдали. Тесное взаимодействие Турции и России, с одной стороны, и России и Азербайджана - с другой привело к тому, что в постконфликтном региональном устройстве основная роль принадлежит Баку, Анкаре и Москве, точнее, их политическому диалогу. 

Самолюбие США, выпавших из большой игры, хотя формально они принимают участие в процессе нагорно-карабахского урегулирования, оказалось существенно уязвленным. Сегодня Ереван вновь пытается заигрывать с Вашингтоном, надеясь реанимировать старую повестку Минской группы, где вопрос статуса Нагорного Карабаха занимал центральное место. Однако Азербайджан и Турция напрочь отвергают подобные попытки. Да и российская сторона не раз подчеркивала несвоевременность постановки этого вопроса. 

В нынешних условиях, когда американская администрация в силу политической конъюнктуры, фактически оскорбив чувства турецкого народа, призналась в симпатиях к мировому армянству, она расписалась и в своей предвзятости по отношению к страданиям азербайджанского народа. 

Байден и его предшественники ни разу публично не осудили Ереван за Ходжалы, зверства и массовые убийства, депортацию азербайджанцев из Армении и ныне освобожденных из-под оккупации азербайджанских районов. 

События более чем столетней давности оказались важнее тех, что разворачиваются в наши дни. Слова «историческая справедливость» применительно к армянам Османской империи в устах американского президента выглядят насмешкой по отношению к миллионам азербайджанцев, испытавших на себе всю тяжесть конфликта с Арменией на протяжении более трех десятилетий. 

Таким образом, в угоду группе лиц, спекулирующих на исторических событиях, Вашингтон теряет стратегических партнеров, с которыми связан долгосрочными интересами. К сожалению, пока у американской администрации превалируют узкокорыстные интересы, мало согласующиеся с национальными. Хочется верить, что рано или поздно в Вашингтоне поймут ложность таких шагов. 

История, на которую так любят ссылаться политические сторонники «геноцида армян», ошибок не прощает. Вакуум, образующийся в результате ослабления позиций США в регионе, легко могут заполнить другие игроки, а отыграть партию назад и восстановить свои позиции обычно бывает очень и очень непросто.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

174


Актуально