29 Марта 2024

Пятница, 10:53

РОКОВЫЕ ВЫБОРЫ

Кто станет 13-м президентом Исламской Республики Иран?

Автор:

01.06.2021

На 18 июня в ИРИ намечены президентские выборы - в довольно хрупкое для Тегерана время. С одной стороны, восьмилетний период президентства реформатора Хасана Рухани близится к завершению на фоне значительно усилившегося за последние годы в стране консервативного крыла. С другой - после прихода к власти в США демократа Джо Байдена отношения с Ираном смягчились и даже достигнута первая договоренность на переговорах между Вашингтоном и Тегераном.

В этом смысле президентские выборы в Иране определят дальнейший курс страны, а также позицию его народа и политической власти. А пока иранцев и наблюдателей, тщательно следящих за процессами в стране, волнует ответ на следующий вопрос: каким будет следующий президент Ирана? Он может быть революционером и «вторым Ахмадинежадом», известным своей достаточно жесткой позицией в отношении Запада. Но может быть и реформатором, и «вторым Рухани», сумевшим найти общий язык с Западом.

 

Семь претендентов и остальные сюрпризы

В Исламской Республике Иран президент не является первым по статусу человеком в стране, но, несмотря на это, желающих занять этот пост всегда предостаточно. Так, в этом году на пост президента ИРИ претендовали не менее 592 человек. Однако большинство из них (более 90%) так и не смогли пройти даже первичный отборочный этап. Согласно действующему иранскому законодательству, кандидаты в президенты (а также в парламент и Совет экспертов) должны быть одобрены Наблюдательным советом страны. Именно он устанавливает критерии, основанные на религиозном и национальном законодательстве, и отклоняет «негодных» кандидатов. Регистрируются кандидаты, которым не менее 40 и не более 70 лет, а также те, кто отвечает требованиям закона о выборах.

25 мая Центральная избирательная комиссия Ирана огласила окончательный список кандидатов, отобранных Советом стражей Конституции. Так, в этот список вошли лишь семь человек: Саид Джалили, Мохсен Резайи, Сейид Ибрагим Раиси, Алиреза Закани, Сейид Мир Хоссейн Газизаде Хашеми, Мохсен Мехрализаде и Абдул Насер Хеммати. Таким образом, один из этих кандидатов и станет очередным президентом Ирана.

Первым отличием нынешней президентской гонки стало то, что соответствующий государственный орган исключил подавляющее большинство кандидатов. Среди них были и те, кто занимал важные посты в государственной и политической власти и считался успешным кандидатом на пост президента страны. Например, бывший президент Махмуд Ахмадинежад, бывший министр иностранных дел и нынешний спикер парламента Али Лариджани и вице-президент Эсхак Джахангири. Все трое претендентов считались одними из реальных кандидатов в президенты. Также была отклонена кандидатура Мустафы Таджзаде - известного представителя реформистского крыла в политической власти ИРИ.

За день до оглашения окончательного списка кандидатов советник верховного лидера ИРИ и бывший министр обороны Хусейн Дехган, а также бывший министр нефти из консервативного крыла Рустам Гасими отозвали свои кандидатуры в пользу Ибрагима Раиси.

Еще одним сюрпризом после отбора претендентов стало снятие с президентской гонки кандидатуры генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР). По мнению наблюдателей, 53-летний генерал Саид Мухаммед являлся одним из наиболее вероятных кандидатов на пост президента. Вероятней всего, его кандидатура была отклонена с тем, чтобы предотвратить возможный раскол в консервативном крыле.

 

Азербайджанцы в роли президента

Кстати, двое из семи зарегистрированных кандидатов в президенты - этнические азербайджанцы. Это 64-летний бывший вице-президент и губернатор провинции Исфахан Мохсен Мехрализаде и Абдул Насер Хеммати - экономист, бывший председатель Центрального банка Ирана и посол в КНР. Оба этих кандидата представляют реформаторское крыло политической власти. 

Оставшиеся четыре кандидата - Сейид Ибрагим Раиси, Мохсен Резайи, Саид Джалили и Сейид Мир Хоссейн Газизаде Хашеми представляют консервативное крыло. В частности, очень популярны первые три человека в списке - Раиси, Резайи и Джалили.

Генерал Мохсен Резайи является бывшим главнокомандующим КСИР и в настоящее время занимает должность секретаря Совета по определению политической целесообразности. За последние годы несколько раз баллотировался в президенты, но все попытки оказались безуспешными.

Саид Джалили ранее занимал важные государственные посты, долгое время участвовал в переговорах по ядерной программе ИРИ. Предыдущие попытки баллотироваться на должность президента страны также были неудачными. Впрочем, другие кандидаты также ничем особым не отличаются.

А в консервативном крыле основные взоры прикованы к кандидатуре Сейида Ибрагима Раиси. Он ранее был главой комплекса святилища Имама Резы в Мешхеде, а также  главным соперником действующего президента Рухани на выборах 2017 года. В настоящее время, точнее, до участия в выборах возглавлял судебную систему страны.

 

Главные соперники

Сейид Ибрагим Раиси, считающийся главным кандидатом от судебной и религиозной элиты Ирана, был фаворитом консервативного крыла на прошлых  выборах. Однако во время предвыборных дебатов опытный политик и «шейх дипломатии» Хасан Рухани смог одолеть своего противника с хмурым лицом. Более того, членство Раиси в третейских судах в первые годы исламской революции и вообще причастность к этой системе неоднозначно сказываются на репутации Раиси - особенно среди иранской молодежи. С другой стороны, пост главы судебной власти, близость к верховному лидеру ИРИ и сильная поддержка религиозной элиты страны увеличивают его шансы на победу. Как и в случае с Саидом Мухаммедом, полная политическая поддержка Ибрагима Раиси будет зависеть от его действий во время избирательной кампании.

Между тем последний отбор ЦИК Ирана показывает, что главным кандидатом от консервативного крыла будет именно Раиси. А в нынешних условиях это дает основание предположить и его вероятную победу на выборах. Назначение Раиси главой судебной системы Ирана сразу после выборов 2017 года указывает на большое доверие к нему в государственных кругах, результатом чего и является его участие в нынешних президентских выборах.

Среди реформаторов главным соперником Раиси считается Абдул Насер Хеммати - один из самых влиятельных кадров в экономической сфере Ирана. Выдвижение кандидатуры Хеммати реформаторским крылом отчасти связано с его экономической деятельностью.

В последние месяцы основным кандидатом от реформаторов считался действующий министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф. Но недавний скандал с аудиозаписью нанес серьезный удар по его политической карьере, а после жесткой критики верховного лидера и вовсе бросил тень на нее. По некоторым утверждениям, даже попытки бывшего президента-реформатора Мохаммада Хатеми и Хасана Хомейни, который приходится внуком лидеру исламской революции Рухолле Хомейни и является одним из главных представителей в крыле реформаторов, не смогли переубедить Зарифа выдвинуть свою кандидатуру.

Нынешний формат президентских выборов отражает взгляды политических кругов на будущее Ирана. Так, в стане консерваторов преобладают сторонники Сейида Ибрагима Раиси, в котором те видят будущего лидера страны с ярко выраженной религиозной идентичностью, лояльного линии революции, выходца из судебной системы ИРИ. Реформаторы же, выдвигая кандидатуру бывшего главного банкира страны и опытного экономиста в разгар переговоров с Западом по ядерной проблематике и обсуждения вопроса о смягчении санкций, посылают иранской общественности особый сигнал. Образно говоря, иранским избирателям придется выбирать между этими двумя линиями.

Президентские выборы 2021 года определят перспективное направление Исламской Республики в последующие четыре года. Именно на этих выборах голоса избирателей и покажут, готов иранский народ к диалогу и продолжению переговоров с Западом и США или выступает против примирения с ними. Следует также учесть, что ядерная сделка и программа диалога с Западом Хасана Рухани провалились 8 лет назад. И с тех пор экономическая ситуация в Иране ухудшилась. Жесткие санкции, введенные администрацией бывшего президента США Дональда Трампа за последние четыре года, нанесли серьезный урон по надеждам, которые Иран связывал с диалогом с Западом. Неудивительно, что одной из основных причин получения консерваторами  большинства мест в парламенте на прошлогодних выборах был провал этого диалога. Даже возобновление переговоров по ядерной программе и определенные уступки после прихода к власти в США президента Джо Байдена в качестве предвыборного «второго дыхания» для реформаторов вряд ли приведут к значительным изменениям в позициях последних.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

164


Актуально