26 Апреля 2024

Пятница, 12:14

«СТРОЙКА ВЕКА»

Искусственный судоходный канал «Стамбул» серьезно повлияет как на геоэкономическую, так и на геополитическую ситуацию в регионе

Автор:

15.07.2021

В последних числах июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в торжественной церемонии начала строительства канала «Стамбул». Реализация проекта стартовала с закладки одного из шести мостов через будущий канал. «Мы строим не только канал, это будут порты и другие объекты инфраструктуры, которые дадут работу многим, канал даст новое дыхание Стамбулу. В скором времени мы начнем прокладывать канал, и через шесть лет он будет готов», - сказал турецкий лидер, по сути очерчивая контуры «стройки века». Именно так принято говорить о канале в турецкой прессе. И это не преувеличение, если учесть, что ввод в эксплуатацию этого грандиозного сооружения серьезно повлияет на изменение не только геоэкономической, но и геополитической ситуации в регионе Черного моря и в окружающей географии. 

 

Политическая экономия канала «Стамбул»

Эксперты уверены, что реализация проекта не только снизит нагрузку на существующий маршрут через Босфорский пролив, но и будет стимулировать развитие грузоперевозок, связанных с Черным морем в целом. Согласно предлагаемым расчетам, судоходство на канале «Стамбул» будет в 13 раз безопасней, чем на Босфоре.

Предположительно, проект стимулирует также развитие транспортного сообщения в регионе, в частности, повысит привлекательность маршрута Каспий-Черное море через систему Волго-Донского канала. Учитывая особые связи между Турцией и Азербайджаном,  а также Турцией и другими тюркскими странами Каспийского моря, не имеющими доступ к Мировому океану, данный канал открывает дополнительные возможности по использованию морских портов Актау, Курык и Туркменбаши. Тема использования этого канала может стать одной из обсуждаемых в формате Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). 

Известно, что порт Алят, а также центральноазиатские порты на Каспии используются преимущественно в грузоперевозках по маршруту Восток-Запад, или срединному маршруту. Они также играют исключительную роль в транспортном сообщении в пределах зоны ответственности ССТГ. 

Еще в апреле министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмайылоглу сказал, что «Стамбул, расположенный на пересечении Срединного коридора и коридора «Север-Юг», станет мировым торговым хабом, и грузоперевозки через проливы будут увеличиваться с каждым годом». Утверждать это, отметил он, позволяют энергетическая активность в Черном и Каспийском морях и инвестиции в порты на побережье Черного и Эгейского морей.

Таким образом, ввод в эксплуатацию канала активизирует политический диалог в рамках таких организаций, как ССТГ, Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), и других региональных платформ. Выгодополучателями от реализации проекта становятся те государства, которые, отбросив в сторону бессмысленные рассуждения о геополитических рисках и политической гегемонии Турции, будут пользоваться его преимуществами. 

 

Альтернатива и новые возможности

По подсчетам экспертов, к 2050 году через Босфор будут следовать 78 тыс. судов в год против нынешних 50 тыс. Между тем безопасная пропускная способность пролива 25 тыс., или 120 судов в день. Среднее время ожидания прохода составляет сейчас уже 14,5 час., а в последующие годы, с ростом объема грузоперевозок, оно может достигнуть 36-48 час. Соответственно, этот фактор негативно повлияет на мировой торговый поток. 

Новый 45-километровый канал должен стать дублирующей артерией в поддержку проходящего прямо посредине Стамбула пролива длиной 30 км. По планам, через канал «Стамбул» должны проходить преимущественно крупнейшие суда, причем с опасными грузами. Всего же за день по новому каналу сможет курсировать свыше 180 судов.

Средства, вложенные в новый канал, могут окупиться в течение десятилетия, что делает его инвестиционно привлекательным и для зарубежных инвесторов. Расчет делается на то, что проход по новому каналу будет стоить немалых денег. Сейчас суда платят около $1 тыс. за проход по Босфору. Если ежегодно там проходит где-то 50 тыс. судов, то выручка турецких властей составляет примерно $50 млн. Однако за транзит по новому каналу власти надеются собирать ежегодно около $1 млрд. Стоимость же самого строительства сейчас оценивается почти в $10 млрд. 

Азербайджану строительство нового канала позволит рассчитывать на рост танкерных перевозок по морю. В условиях, когда Каспийское морское пароходство закупает новые танкеры для перевозок экспортных партий нефти и нефтепродуктов, открытие новых возможностей повышает рентабельность морских перевозок в целом. В декабре 2019 года бакинский судостроительный завод Baku Shipyard сдал в эксплуатацию головной каспийский танкер-продуктовоз-химовоз нового поколения «Лачин» дедвейтом 8009 тонн проекта RST12C для ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство». Еще три строятся. Примечательно, что азербайджанские танкеры реализуют поставки нефти и из Средиземного моря (порт Джейхан) в Черное, а также через Босфорский пролив. Теперь у них появится возможность прохождения по каналу «Стамбул». 

 

«Монтрё» каналу не помеха

Строительство канала «Стамбул» стало причиной острых дискуссий, связанных с возможностью пересмотра положений Конвенции Монтрё о режиме черноморских проливов. При этом больше всего разговоров и предположений связано с желанием Турции пересмотреть свой политический статус в качестве страны, контролирующей черноморские проливы.

В мае президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телеобращении по итогам совещания в Анкаре заявил, что Турция по-прежнему привержена Конвенции Монтрё о статусе проливов и осознает ее преимущества. Турция на сегодняшний день не заинтересована в изменении положений конвенции, поскольку это грозит существенными геополитическими рисками.

Конвенция Монтрё стала предметом обсуждения глав Турции и России в Анталье 30 июня. В ходе пресс-конференции с главой российского МИД Сергеем Лавровым министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу подтвердил, что конвенция продолжит свое действие и после ввода в строй канала «Стамбул». «Конвенция Монтрё не связана с каналом «Стамбул», и наоборот, канал никак не связан с конвенцией. Монтрё будет применяться нами без изменений, как и было до этого», - сказал глава турецкого внешнеполитического ведомства. В свою очередь Лавров отметил, что Россия удовлетворена взаимодействием с Турцией по конвенции, добавив, что во время переговоров было зафиксировано, что планы строительства канала «Стамбул» никоим образом не будут затрагивать параметры присутствия в Черном море военных флотов иностранных государств.

Как известно, Конвенцию Монтрё о режиме черноморских проливов приняли в 1936 году. С одной стороны, она восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. С другой - документ сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы. 

Таким образом, формально канал «Стамбул» не означает выхода из конвенции. Ведь на пролив Дарданеллы она тоже распространяется. Проход в Черное море обеспечивается последовательным прохождением судов по двум проливам последовательно. И о прокладке  канала параллельно проливу Дарданеллы речь не идет. Пока не идет, как полагают многие эксперты. Поскольку прорыть канал по узкому месту Галлипольского полуострова технически особого труда не составит. Его длина может составить всего 5 км. Впрочем, все это в теории. 

В практической плоскости чаще обсуждается тема сохранения военного баланса на Черном море. Как известно, конвенция регулирует  вопросы нахождения военных судов внерегиональных стран в черноморской акватории. Текущий конфликт на востоке Украины, ситуация вокруг Крыма, неурегулированность политико-правовых отношений по поводу принадлежности акватории Черного моря, напряженность в грузино-российских отношениях вкупе с активностью НАТО в Черном море создают и соответствующую напряженность вокруг указанной темы.

23 июня в Черном море произошел инцидент, который стал причиной ужесточения подходов НАТО и России к вопросу военного присутствия сторон на море. Как известно, британский эсминец Defender пересек границу в Черном море, которую российская и украинская стороны считают своей, и на три километра проник вглубь территориальных вод недалеко от крымского мыса Фиолент. Российский пограничный сторожевой корабль дважды выполнил предупредительную стрельбу, а бомбардировщик сбросил бомбы по курсу движения эсминца, после чего тот изменил курс. В то же время официальный Киев заявил, что не возражал против действий британцев. А спецпредставитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай заявил, что Альянс отказывается отзывать свое представительство в Черном море и будет укреплять сотрудничество с партнерами в этом регионе.

Однако опасения, что со строительством канала положения, зафиксированные в Конвенции Монтрё, будут сведены на нет и внерегиональные силы НАТО заметно укрепят свое присутствие в Черном море, не имеют под собой достаточных оснований. Наличие или отсутствие дополнительной водной артерии не меняет международно-правового режима, установленного конвенцией в отношении Черного моря.  Это дает понять и турецкое руководство, изначально пресекая всякие спекуляции. По крайней мере в среднесрочной перспективе.

Впрочем, со времени принятия конвенции из проливов Босфор и Дарданеллы утекло много воды. А что будет с правовым режимом моря в далекой перспективе, не могут предугадать даже самые дальновидные политики.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

161


Актуально