28 Апреля 2024

Воскресенье, 22:48

АРМЯНСКИЙ «ПИРАТ» КАРИБСКОГО МОРЯ

Отставка президента Армении: уволился Армен Саркисян по собственному желанию или ему в этом «помог» Никол Пашинян?

Автор:

01.02.2022

Случись отставка президента Армении Армена Саркисяна немного раньше - и на Южном Кавказе получился бы ремейк знаменитого ельцинского «Я устал, я ухожу» в новогоднем обращении 2020 года. Армен Саркисян, конечно, не «устал». Свою отставку он объяснил насколько парадоксально, настолько же и ожидаемо: президенту, считает он, не хватает полномочий. Как указывается в размещенном на сайте теперь уже бывшего президента Армении его заявлении, он не обладает конституционными инструментами, чтобы помогать своей стране. По мнению Армена Саркисяна, в Армении сложилась «ситуация, когда президенту приходится быть гарантом государственности, фактически не имея никаких реальных инструментов». Он не может влиять «на вопросы войны или мира», накладывать вето на законы, которые считает нецелесообразными. Да тут еще возможности президента воспринимаются не как преимущество, а как угроза со стороны различных политических сил.

Уже очень скоро прошла Facebook-конференция Никола Пашиняна, где премьер-министр подтвердил, что Армен Саркисян обсуждал с ним свою отставку: «Я узнал об этом за несколько часов до того, как заявление было обнародовано. Он позвонил мне за 3,5 часа до публикации заявления, и мы поговорили об этом. Я спросил президента, он обсуждает со мной этот вопрос или сообщает мне, что принял решение? Я пытался понять, подлежит решение обсуждению или нет? После этого он сказал, что принял решение».

Говоря о возможном кандидате на пост президента, премьер-министр заявил, что необходимо найти такие решения, чтобы между президентом, правительством и парламентским большинством существовала политическая гармония. «Могу сказать свое заключение, что мы должны идти к таким решениям, чтобы была гармония между президентом, правительством и парламентским большинством. Особенно сейчас, когда мы сталкиваемся с серьезными вызовами. Думаю, что должна быть такая ситуация, когда парламент, правительство и президент чувствуют себя связанными общей ответственностью», - сказал Пашинян.

Большей ясности армянский премьер не внес. Кстати, в официальную версию отставки Армена Саркисяна поверили в Армении далеко не все. 

 

Четыре года на «изучение полномочий»?

Пост президента Армении Армен Саркисян занял в 2018 году. К этому моменту в Армении уже завершалась конституционная реформа. У третьего президента РА Сержа Саргсяна в 2018 году истекал второй срок, и он задумал повторить в Армении то, что пытался реализовать в Грузии Саакашвили. Саргсян хотел превратить страну из президентской республики в парламентскую, передать основные управленческие полномочия премьер-министру, а затем пересесть из президентского кресла в премьерское. Армена Саркисяна на должность президента приглашал именно Серж Саргсян, и вряд ли Армену Вардановичу понадобилось аж четыре года, чтобы понять, что в сегодняшней Армении президент - фигура скорее декоративно-представительская, но никак не реальный «хозяин страны». 

Когда конституционные игры Сержа Саргсяна обернулись «шашлычной революцией» Пашиняна, Армен Саркисян не стал подавать в отставку. И даже старательно держался в тени, стараясь поменьше «отсвечивать» и не попадать в новости. Не стал подавать в отставку и после капитуляции Армении 10 ноября 2020 года. 

Так что же произошло сейчас?

 

«Атака соросят»: эпизод 2.0

Между тем нельзя не заметить, что отставка Армена Саркисяна совпала с показательными подвижками во внутренней политике Армении: Никол Пашинян начинает второй этап своей «кадровой экспансии». Сегодня практически все значимые посты занимают уже сподвижники Никола Пашиняна и выходцы из околосоровских кругов. Более того, если еще недавно министерство обороны возглавлял профессиональный военный (и автор плана ракетных ударов по Гяндже, Барде и Тертеру) Вагаршак Арутюнян, то теперь на этом посту Сурен Папикян, человек сугубо гражданский, соросовский грантополучатель и близкий соратник Никола Пашиняна. МИД Армении возглавляет сейчас Арарат Мирзоян. Он тоже «соросовский кадр» - в отличие от своих предшественников, карьерных дипломатов Ары Айвазяна и Зограба Мнацаканяна, не говоря уже об Эдварде Налбандяне.

А Армен Саркисян, напомним, в армянской политической верхушке был этаким «последним из могикан» - Пашинян «унаследовал» его, по сути, от Сержа Саргсяна. И в лучшем случае молча терпел. 

Именно во время и сразу после 44-дневной войны Армен Варданович развернул бурную деятельность. Если прежде президент Армении вполне мог заявить журналистам, что он не в курсе последних событий на переговорах, то теперь Армен Саркисян активно раздавал интервью российским СМИ.

Наконец, есть и такое неафишируемое обстоятельство. Армен Саркисян вполне мог бы оказаться ключевой фигурой в случае антипашиняновского путча и последующего транзита власти. Какими бы урезанными ни были полномочия у президента Армении, главой государства является все же он. И сегодня, когда «карабахский клан» пришел в движение - Роберт Кочарян провел свою пресс-конференцию, а Серж Саргсян - съезд своей Республиканской партии, у Пашиняна, без сомнения, есть повод нервничать. Премьер-министр уже повел свое информационное контрнаступление и рассказывает на своих Facebook-конференциях, сколько ударов пропустила армянская дипломатия до его прихода к власти. И если теперь «вдруг» подает в отставку Армен Саркисян, а на его место прочат еще одного близкого соратника Никола Пашиняна, бывшего министра культуры, науки, образования и спорта Араика Арутюняна, это похоже на продолжение обозначенного кадрового тренда. А то, что у президента Армении отыскался паспорт крошечного островного государства Сент-Китс и Невис в Карибском море, только облегчило задачу. 

Но только ли о внутренней политике и межклановой войне идет речь?

 

«График капитуляции»

Возможно, для понимания ре-альных причин отставки Армена Саркисяна нелишне обратить внимание на одну фразу из его заявления - ту самую, где Армен Варданович жалуется, что у президента нет влияния на «вопросы войны и мира». 

А это не просто громкая фраза. В отставку господин Саркисян подал на фоне весьма показательных событий в постконфликтном урегулировании в Карабахе. 

У непосвященных может сложиться впечатление, что после окончания 44-дневной войны, освобождения долины Араза и города Шуша, а затем вывода войск Армении из Агдамского, Кяльбаджарского и Лачинского районов Баку и Еревану осталось только «топить лед». 

Но не все так просто. И Армении еще предстоит выполнять тяжелые и уж точно малоприятные условия своей капитуляции. И это не только открытие Зангезурского коридора, о чем в Ереване не желают и слышать. Есть еще делимитация и демаркация границ. Причем в армянской верхушке прекрасно осведомлены: за то время, пока сопредельные с Арменией Зангиланский, Губадлинский, Лачинский и Кяльбаджарский районы Азербайджана находились под армянской оккупацией, границу между Арменией и никем не признанным «Нагорным Карабахом» бесцеремонно продвигали на азербайджанскую территорию. Понятно, что дарить эти земли Еревану в Баку не намерены. А значит, процесс демаркации и делимитации будет сопровождаться для Армении территориальными потерями, как это уже было в селе Шурнух. Никол Пашинян может, конечно, пытаться затянуть процесс и предлагать «зеркальный отвод войск». Но в Азербайджане не просто отвергают такие косметические меры. Как показывают события на границе, ему вполне по силам провести демаркацию в одностороннем порядке. 

И в такой ситуации Армен Саркисян мог не только не захотеть быть частью продолжающейся капитуляции, но и банально испугаться. Тем более после появления в информационном пространстве угрожающего и довольно опасного заявления армянской террористической группировки АСАЛА. 

Но все эти игры вряд ли позволят Еревану «соскочить» с выполнения условий капитуляции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

117


Актуально