2 Мая 2024

Четверг, 12:50

С ЧИСТОГО ЛИСТА

Почему арабские правительства решили подружиться с Израилем спустя 70 лет?

Автор:

15.02.2022

В конце января состоялся первый официальный визит в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) президента Израиля Ицхака Герцога. Он также вошел в историю как первое формальное посещение ОАЭ и стран Персидского залива главой еврейского государства.

Еще одна примечательность данного события - это то, что самолет президента Израиля впервые совершил полет над территорией Саудовской Аравии. Все это можно по праву назвать новой страницей ближневосточной истории в контексте сближения Израиля и арабского мира.

В ходе двухдневного официального визита президент Герцог встретился с наследным принцем главного эмирата ОАЭ - Абу-Даби Мухаммадом ибн Заидом Аль-Нахайяном и эмиром Дубая шейхом Мухаммадом ибн Рашидом Аль-Мактумом. Он также пообщался с членами еврейской общины ОАЭ, принял участие в выставке Expo 2020 Dubai и посетил мечеть шейха Зайда.

Визит главы еврейского государства в арабскую страну получил положительные отзывы в обеих странах. Причем для Израиля он стал более важным событием, чем соглашения о сотрудничестве, подписанные с Египтом и Иорданией в 1978 и 1994 годах соответственно.  ОАЭ являются одной из стран Персидского залива, у которой нет непосредственных границ с Израилем. Иными словами, если отношения Израиля с Египтом и Иорданией выстраивались на фоне международного давления и касались непосредственно границ этих государств, то сближение с ОАЭ - свидетельство того, что Израиль приобрел еще одного друга среди арабских стран.

ОАЭ не единственное государство в списке возможных арабских друзей Израиля. За ним, вероятно, последуют Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия, а также Судан. Таким образом, Эмираты стали тем местом, где был сделан первый существенный шаг в сторону улаживания арабо-израильских отношений.

С другой стороны, ОАЭ также являются одним из крупнейших торгово-промышленных и экономических центров региона. Отсюда и экономическая привлекательность набирающего  обороты сотрудничества. Ожидается, что в предстоящий период объем взаимного товарооборота между ОАЭ и Израилем увеличится в два раза по сравнению с 2021 годом, когда этот показатель достиг $1 млрд. Действительно, торговые отношения между двумя странами стремительно развиваются с момента подписания договора о нормализации отношений в 2020 году. Израиль готовится привлечь миллиарды долларов инвестиций из ОАЭ. Примирение сулит серьезные экономические выгоды для обеих сторон. Израиль считает отношения с ОАЭ очень важными и перспективными.

Визит израильского президента в ОАЭ проходил на фоне ракетных ударов йеменских хуситов по Эмиратам. Правда, сообщений о материальном ущербе, нанесенном ОАЭ, пока не поступало. По заверениям местных чиновников, ракеты были нейтрализованы в воздухе.

Однако 17 января хуситы подвергли ракетному обстрелу Абу-Даби, в результате чего погибли три человека и еще несколько получили ранения. Целясь по нефтяным терминалам, а также морским и воздушным портам ОАЭ, расположенным на расстоянии тысячи километров, хуситы пытаются таким образом нанести большой материальный и психологический ущерб арабскому государству. Но, с другой стороны, эти же удары и подобные шаги способствуют сближению ОАЭ с Израилем и США. Так, после этих акций руководство ОАЭ активизировало переговоры о закупке систем ПВО у США и Израиля. И получается, что  в силу серьезных упущений в обеспечении собственной противовоздушной обороны сближение ОАЭ с Израилем и США неизбежно.

 

ОАЭ в роли ледокола

Значение ОАЭ для Израиля не ограничивается лишь их  экономической мощью, энергетическим потенциалом и весомой ролью как одной из крупнейших региональных и мировых торговых площадок. Кстати, после установления мира страну посетило 250 тыс. израильтян, а это немало.

Важно также, что, несмотря на относительно маленькую географическую площадь, ОАЭ имеет прочный авторитет и сильные дипломатические отношения среди арабов-мусульман. Сближение Израиля и ОАЭ является своего рода приглашением и для других ближневосточных стран. Подписанные 15 сентября 2020 года в Вашингтоне между Бахрейном, Израилем и ОАЭ т.н. «Авраамовы соглашения» заложили основу для нового этапа в истории региона. За этим событием последовали открытие в Израиле и ОАЭ посольств обеих стран, организация спортивных соревнований, авиарейсов и обоюдных визитов.

В конце прошлого года Абу-Даби посетил премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. За ним последовал и президент Израиля Ицхак Герцог. По его словам, целью запущенного процесса сближения являются установление мира и пожелание процветания народам региона, в чем он не сомневается. Подчеркнув важность арабо-израильского союза против «иранской угрозы», президент Герцог также отметил, что его визит в ОАЭ можно расценивать и как попытку Израиля укрепить связи в регионе на фоне продолжающихся международных переговоров по ядерной программе Ирана.

Через несколько дней после  Герцога министр обороны Израиля Бенни Ганц посетил Бахрейн, где подписал оборонное соглашение с правительством страны. В церемонии, состоявшейся в штаб-квартире ВС Бахрейна в Манаме, приняли участие министр обороны Израиля Бенни Ганц и его бахрейнский коллега генерал Абдалла ибн Хасан Аль-Нуайми. В рамках соглашения предусмотрено расширение сотрудничества между израильской и бахрейнской армиями в областях разведки, военной подготовки и военной промышленности.

Это событие можно считать формализацией дальнейшего углубления военного сотрудничества согласно договоренностям о нормализации отношений между Израилем и Бахрейном, достигнутым в сентябре 2020 года. По словам Ганца, новое соглашение будет способствовать укреплению оборонного потенциала обеих стран, а также поддержит взаимные стремления обеспечить региональную безопасность и стабильность на фоне технологического и военного усиления террористических группировок.

 

Новая ситуация для региона

Вашингтонское соглашение 2020 года открыло путь ОАЭ и Бахрейну, а за ними - Оману, Марокко и Судану для начала нормализации отношений с Израилем. Пролет израильского борта №1 над территорией Саудовской Аравии указывает на то, что королевство тоже подключится к начатому процессу, но лишь в нужный для этого момент.

Но чего вдруг арабские страны решили стать друзьями Израиля спустя 70 лет? Чем вызван такой крутой поворот в отношениях с Израилем, который те даже формально не признают равноценным себе государством?

Конечно, все произошло не в один день. Перечислим лишь некоторые факторы регионального и мирового значения, предшествовавшие процессу разморозки арабо-израильских отношений. Так, семидесятилетний период отчуждения показал, что Израиль был не единственной причиной бедствий арабов, хотя продолжающих так считать хватает и поныне. За этот же период арабская общественность изрядно устала от палестинского вопроса, который так и не нашел окончательного решения. Вместе с тем палестино-израильский конфликт утратил былое значение на фоне более насущных проблем, беспокоящих арабов.

Кроме того, над арабскими правительствами региона, не рассчитывающими на гарантированную поддержку сильного электората, нависла угроза посерьезнее, чем Израиль. Это радикальные исламистские формирования вроде ИГИЛ и «Аль-Каиды», а также Иран и подконтрольные ему вооруженные политические группировки. В частности, печальные итоги скоротечной «арабской весны»  показали, что волна массовых восстаний может быстро перерасти в реальную опасность для любого арабского правительства в любое время.

Еще один фактор - слабая реакция арабских стран и арабского сообщества, в том числе палестинской общины, на решение американского президента Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Государства Израиль и переносе туда посольства США. Хотя подобный шаг рассматривался как «красная линия» для арабов и в целом мусульман. Даже палестинские политические группы не смогли выступить единой позицией по этому вопросу, что тоже стало сигналом для арабских властей.

Внезапные изменения в политике США на Ближнем Востоке и касательно Ирана побудили арабских лидеров искать новых и более надежных союзников. И этим союзником оказался Израиль. К тому же, в отличие от Вашингтона, отношение Израиля к Ирану не меняется и совпадает с политикой арабских стран.

Другими словами, именно сложившиеся обстоятельства подтолкнули арабские правительства к примирению с Израилем. И уже заметны первые положительные сдвиги этого процесса. Израиль по сравнению с США не может изменить свою военно-политическую позицию в отношении Ирана в частности и региона в целом. Он является сильной в военном плане региональной страной, опирающейся на поддержку своего не менее сильного союзника - США. Но в отличие от США Израиль не вмешивается во внутренние дела арабских государств, не настаивает на  принципах прозрачности или соблюдения прав человека, что, несомненно, очень льстит арабским режимам.

Похоже, что в ближайшие годы курс на примирение будет продолжен, вовлекая все больше стран региона в список друзей Израиля. Да, страны вроде Ирака и Сирии пока еще с прохладцей воспринимают Авраамовы соглашения. Однако следует учитывать и то, что сейчас эти страны не обладают прежним авторитетом и влиянием, а их руководители заняты решением внутренних проблем.

С другой стороны, начался процесс сближения Израиля с Турцией, куда в ближайшее время президент Израиля может совершить аналогичный визит, открыв тем самым большие возможности для еврейского государства.

Одним словом, Ближний Восток вступает в новую фазу развития. Да, сближение арабов с израильтянами пока не оказывает какого-либо влияния на решение палестинского вопроса. Израиль не торопится идти на уступки Палестине или оставить занятые там территории, но, похоже, нынешняя ситуация удовлетворяет значительную часть арабов. А недовольные или наблюдающие со стороны силы не имеют возможности вмешаться, чтобы изменить сложившееся положение. Или же находятся относительно далеко.

Очевидно, что позиция стран региона в отношении Израиля определяется чисто прагматическими интересами. И можно предположить, что стремительное развитие арабо-израильских отношений в недалеком будущем может даже привести к окончательному соглашению по палестино-израильскому конфликту. В противном случае достижения на этой ниве войдут в историю лишь как очередной эпизод политических договоренностей между власть имущими без каких-либо радикальных шагов в деле примирения сторон.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

120


Актуально