27 Апреля 2024

Суббота, 08:46

СЕПАРАТИЗМ С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Живя в стеклянном доме, лучше не бросаться камнями в других

Автор:

01.04.2022

Название острова Корсика уже много дней не сходит с первых полос как французских, так и зарубежных СМИ. Шутка ли: Париж сначала обещает рассмотреть вопрос об автономии Корсики, но затем глава МВД Франции Жеральд Дарманен выступает с заверениями, что остров «остается французским и останется французским». А эксперты теперь обсуждают вспыхнувшие беспорядки и ищут ответ на вопрос, есть ли опасность для территориальной целостности Франции…

Информагентства же сухо со-общают, что в начале марта на Корсике вспыхнули беспорядки, в которых пострадали не менее 40 человек, и что именно поэтому на остров отправился глава МВД Франции. Причем многое при этом остается за кадром. Между тем предыстория нынешних событий начинается не с начала марта нынешнего года. 

 

Где искать «начало истории»?

Для большинства Корсика - красивый средиземноморский остров, знающие же вспомнят, что это родина Наполеона Бонапарта, которого открыто именовали «великим корсиканцем». Куда меньше известно другое: Корсика - это еще и давний очаг сепаратизма. 

Средиземноморье, как известно, один из древнейших центров человеческой цивилизации, имеет бурную и насыщенную историю, и многие территории здесь неоднократно переходили из рук в руки. Корсика в этом плане не исключение, и до того, как войти в XVIII веке в состав Франции, она была даже независимой. С подчинением Парижу здесь до сих пор полностью не смирились. В 1919 году о себе заявил Фронт национального освобождения Корсики, который в 1976-м, на общей волне «левого террора» в Европе, тоже перешел к террористической деятельности. 

В 1998 году в столице Корсики Аяччо убили префекта острова Клода Эриньяка. Преступление было резонансным: во Франции не сомневались, что убили его за то, что он был представителем французских властей на острове. Полицейские установили соучастников преступления, которые указали на непосредственного исполнителя - Ивана Колонна. Его арест потребовал времени. Колонна отпустил длинные волосы и бороду, опознать его по «розыскной» фотографии было практически невозможно. Затем последовали громкий судебный процесс и еще более долгие прения. Колонна утверждал, что в боевую группу он входил, но в префекта не стрелял. Впрочем, апелляции не особо помогли - Колонна получил пожизненный срок. Со временем о нем, особенно за пределами Корсики, стали постепенно забывать. Тем более что Фронт национального освобождения Корсики отказался от вооруженной борьбы. 

Но затем все изменилось. 

 

Криминальный инцидент с политическим подтекстом

В начале минувшего месяца имя Ивана Колонна вновь оказалось на первых страницах газет. Одного из самых знаковых заключенных Франции избил сокамерник, в результате чего он впал в кому и 22 марта скончался. В первые же часы после сообщений об инциденте в тюрьме на Корсике начались беспорядки, сообщали о десятках пострадавших. 

Инцидент с Колонна случился на следующем фоне. В прошлом году на Корсике состоялись выборы, которые еще раз подтвердили известный местным экспертам тренд - с 2015 года власть на острове, по сути, в руках сторонников  автономии. И вообще первые строчки «выборных» рейтингов принадлежат не «общефранцузским», а так называемым «местным» партиям и движениям, выступающим, как правило, за автономию острова. Единства, строго говоря, в этом лагере нет. Но нет сомнений, что их лозунги находят понимание у населения. А это не только повышение благосостояния. В частности, обсуждается вопрос увеличения роли корсиканского языка - а он существует, на нем говорят во многих местных деревнях и даже пишут на нем указатели, особенно в тех регионах, куда не добираются туристы. Наконец, обсуждается идея «резидента острова», что давало бы право на покупку жилья. По официальной версии, на Корсике многие зажиточные французы покупают виллы, квартиры и даже студии, чтобы иметь возможность проводить время у моря и наслаждаться местными райскими пейзажами. В результате на острове, значительно более бедном, чем другие регионы Франции, цены на недвижимость уже приблизились к парижским. По неофициальной же версии преследуется цель сделать Корсику более «корсиканской» и снизить присутствие выходцев из континентальной Франции. Против последнего пункта категорически возражает Париж, считая, что это нарушит равенство граждан Франции. Тем не менее, идея со статусом резидента популярности не теряет. 

Помимо этого есть еще одна взрывоопасная тема - сторонники автономии требуют амнистировать 11 корсиканцев, осужденных за политически мотивированное насилие. Однако центральные власти решительно против. В такой ситуации «дело Колонна» оказалось сильнейшим детонатором. В результате главе МВД Франции пришлось отправляться на неспокойный остров и обещать, что Париж может рассмотреть вопрос предоставления автономии. 

 

Когда сепаратизм стучится в двери…

Теоретически представители команды Эмманюэля Макрона действуют прямо-таки по учебнику политологии. «Мы можем рассмотреть», «мы открыты для диалога», «давайте все обсудим» - все это, как известно, лучшие способы сбить волну страстей. Но с одним условием: потом действительно надо будет обсуждать вопрос автономии, и причем не в стиле «выслушали и забыли». Идти же на уступки в таких вопросах крайне опасно. И удержать процесс в рамках единства страны очень трудно. 

Отметим, что совершенно особое прочтение событиям на Корсике придает, мягко говоря, та странная позиция, которую демонстрировал Париж в течение 44-дневной войны в Карабахе. Это и призыв парламента Франции к признанию независимости «Нагорного Карабаха», и заявления, с которыми выступали глава МИД Франции Ле Дриан и президент Эмманюэль Макрон. В этом ряду также поездка кандидата в президенты Франции Валери Пекресс в Карабах вопреки законам Азербайджана, которую во Франции никто не подумал даже осудить. 

Понятно, что у Парижа, скажем так, особые отношения с Ереваном. А многочисленная и активно голосующая на выборах армянская община Франции заставляет местных политиков серьезно соперничать именно за армянские голоса. 

Но теперь в Париже, судя по всему, пересекли «красную черту». И создали прецедент, весьма опасный для самой Франции, где есть Корсика со своими сепаратистскими устремлениями. И Валери Пекресс, и депутаты французского парламента, которые пытались давить на Азербайджан, при этом не ставили под вопрос границы самой Франции. Однако принцип нерушимости границ и уважения территориальной целостности они самым очевидным образом все же нарушили. А такие вещи в политике не проходят бесследно, и не только в двусторонних отношениях. Из весьма опрометчивых заявлений, прозвучавших в Париже, свои выводы сделали также на Корсике, решив, что сепаратизм вполне допустим - надо просто «дожать». 

Корсика - не единственный регион, где есть проблема сепаратизма. Не менее радикальный Фронт освобождения Бретани действует на атлантическом побережье Франции. Есть также Эльзас и Лотарингия - земли, которые долгие годы оставались предметом спора между Францией и Германией. Да, Вторая мировая война и Елисейский договор как бы подвели черту под этим спором. Но если страны Европы не стали соблюдать Будапештский меморандум и забыли о своем признании территориальной целостности Азербайджана, то будут ли они соблюдать все остальное? Все это, конечно, версии и предположения, а не горячие новости политики. Но есть старая народная мудрость: живя в стеклянном доме, лучше не бросаться камнями в других.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

113


Актуально