26 Апреля 2024

Пятница, 16:37

ХУДОЖНИК ВЕЧНОСТИ

Чингиз АББАСОВ: «Я всегда скучаю по Азербайджану, где бы я ни был! Все это - мое! Родное! Это все - часть меня»

Автор:

01.07.2022

Представитель репрезентативного направления изобразительного искусства, азербайджанский художник Чингиз Аббасов узнаваем свободной, экспрессивной манерой письма и уникальным сочетанием яркого, колористического подхода азербайджанской школы живописи и традиций западного реализма. С 90-х годов Аббасов экспонирует свои работы на персональных и групповых выставках - это Финляндия, США, Габалинская международная художественная выставка в Азербайджане, ArtExpo в Нью-Йорке, Флорентийская биеннале в Италии, а также сотрудничество с галереей Лагуна Бич в Калифорнии. Чингиз Аббасов является автором частных и государственных заказов. Его картины находятся во многих коллекциях по всему миру, в том числе главы Финляндии и в музейной коллекции Райнхольда Вюрта. 

Сегодня Чингиз АББАСОВ готовится к персональной выставке в Баку, где будет представлено одно из его крупных полотен - «Тридцать лет и 44 дня», посвященное Карабаху, откуда исходят корни художника. Несмотря на мультикультуральность личности и увлечение мировым искусством, его работы демонстрируют неразрывную связь с национальными культурными истоками. 

- Все увиденное и прожитое в жизни откликается в нашем восприятии и мышлении, а затем, соответственно, в работе, которую мы выполняем. Чувствуете ли в своем творчестве смешение разных культур? 

- На творчество любого художника влияет окружающий его мир. Я не исключение. Впитывая богатое культурное наследие прошлых столетий и современное искусство Европы и Америки, я получил широкий арсенал технических возможностей, которые применяю в своем творчестве. Один долгий период своей жизни я посвятил изучению культуры и атмосферы прекраснейших мест нашей планеты. В буквальном смысле слова истоптав каждый сантиметр Флоренции, я изучил все знаменитые произведения этого города - центра эпохи Ренессанса. Нью-Йорк (Метрополитен), Австрия, Германия и многие другие страны и города также стали объектом моего интереса.

- Вы живете между Финляндией и США. Судя по вашим интервью, это связано с тем, что ваша любовь и будущая жена была финкой и работала в США. С какими сложностями вы столкнулись в период творческой и личной адаптации? 

- Когда после женитьбы я переехал в Калифорнию, у меня, естественно, была задача заниматься творчеством и выставлять свои работы в галереях. Мне повезло, что сразу нашлась галерея в Лагуне Бич. Этот город известен огромным количеством художественных галерей. К счастью, мои работы здесь вызвали интерес и я начал выставляться. Одной из самых запомнившихся персональных выставок стала экспозиция Twins - это картины, посвященные моим только что родившимся двойняшкам - Саре и Эмилю. 

К сожалению, в школе я не слишком увлекался уроками английского. Поэтому одной из сложностей, с которыми я столкнулся в США, был языковой барьер. Но я быстро перешагнул через него. В целом адаптация к американской жизни проходила легко. Выручали открытость и дружелюбность американцев, с которыми легко находить общий язык. Я получил Green Card - право на постоянное проживание в Штатах - по категории, которая выдается людям из сферы искусства.  

Что касается Финляндии, куда мы переехали позже по семейным причинам, то здесь все обстояло несколько иначе. В отличие от американцев финны по природе - интроверты. Но когда сближаешься с ними, они становятся верными друзьями на долгие годы. Первая выставка, которую я привез в Финляндию сразу по окончании Академии художеств в Санкт-Петербурге, прошла успешно. Чего не скажешь о начале моей творческий жизни здесь. Я обошел большое количество галерей, но  там все в один голос говорили: «Картины хорошие, но работаем только с финскими художниками». Несмотря на то, что я говорил на их языке, пробиться в замкнутый мир финского искусства было довольно-таки трудно.

- Но в конце темного тоннеля всегда есть свет…

- Этим светом в конце тоннеля стала одна женщина-арт-дилер, заинтересовавшаяся моими работами. Через некоторое время, узнав, что она успешно продает мои картины, другие арт-дилеры и представители галерей начали связываться со мной. На сегодняшний день количество моих работ, купленных в Финляндии, исчисляется сотнями. Это способствовало приобретению некоторой популярности. Я был единственным азербайджанцем, проживающим в Финляндии, который был приглашен президентом страны Тарьей Халонен на званый ужин в честь приезда Президента Азербайджана Ильхама Алиева и его супруги Мехрибан ханум. 

- Как известно, ваши работы находятся в личной коллекции главы Финляндии и в музейной коллекции Райнхольда Вюрта («Мадонна XXI века»). Кто же ваш зритель? 

- Я писал портрет легенды НХЛ Теему Селянне, портреты глав финского банка, известных личностей в Азербайджане. Как я уже сказал, в Финляндии было приобретено очень много моих работ. Их много продано в США и ряде европейских стран. Я работал с галереями Калифорнии, Финляндии, Швеции. Участвовал в биеннале во Флоренции, ArtExpo в Нью-Йорке. Сейчас, находясь в Финляндии, я готовлю серию работ, презентация которых пройдет в одной из европейских стран. Если откровенно, то, занимаясь творчеством, я не задумываюсь о том, что мои работы обязательно должны выставляться или продаваться. Я - художник. Моя задача передать свои ощущения, мысли и настроение в картине. Кто мой зритель? Мне приходят письма от людей, которые как давно, так и совсем недавно стали владельцами моих произведений. Это письма от пенсионеров, молодых пар, людей из разных социальных слоев населения. Объединяет их всех любовь к искусству.

- В ряде ваших работ отображен образ женщины. Как, впрочем, и в картине «Мадонна XXI века». Опишите Мадонну сегодняшних дней. Какая она? Икона красоты или обладает какими-то еще необыкновенными качествами?  

- Вы правы. Во многих моих работах главной темой является образ женщины. В моем понимании любая мать, которая любит своего ребенка и готова ради него на все, и есть Мадонна. Насчет понятия красоты и его восприятия - наверное, у каждого это индивидуально.

- Ваши картины отличаются яркими красками, которые вызывают у зрителя определенные чувства. Что ближе вам? Передача положительных или отрицательных эмоций? 

- Восприятие мира через цвет и передача этого восприятия на холст у художника происходит, скорее, на уровне подсознания, различных ощущений. Сложно вербализировать, но именно это ощущение и передается зрителю. Картину не нужно понимать, ее воспринимают на чувственном уровне. И поэтому мне трудно сказать, почему в ряде моих работ преобладал красный или какой-то другой цвет. Хотя раньше, в Питере, когда я был еще студентом, предпочитал палитру с преобладанием фиолетового цвета. Создавая картину, художник вкладывает в нее свою энергию, которая обязательно передается зрителю. Энергия, которую я вкладываю в свои работы, - это любовь к объекту в моей картине. Именно это я хочу передать своему зрителю. Поэтому можно сказать, что мои картины вызывают положительные эмоции.

- Есть произведение, с которым вы не хотели бы расстаться? 

- У меня есть работы, с которыми я не расстаюсь, которые по той или иной причине мне дороги. А в целом, когда я показываю свои картины и вижу, что они нравятся людям, я уже доволен, потому что смог вызвать эмоции и любовь.

- Особый след в становлении вашего творчества сыграло образование - Художественное училище имени Азима Азимзаде и Художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге… 

- Школу Азима Азимзаде прошли, можно сказать, все азербайджанские художники. В их числе и я. Здесь я получил хорошие фундаментальные знания по рисованию, живописи и композиции. Что же касается академии имени Штиглица, то, обучаясь здесь на монументальном отделении, я поднял свои знания до совершенно нового уровня. Это относится как к базовым дисциплинам рисунка, так и к живописи, композиции и их трансформации в язык монументального искусства.

- Какое же направление творчества вы выбрали для себя?

- Мое творчество можно отнести к репрезентативному или, как еще принято его называть, фигуративному искусству. Спектр этого направления очень широк - от классического до современного модерна. Но базируется оно на воспроизведении реальных, узнаваемых объектов. Для меня же изображение реальности - всего лишь отправная точка, через которую я выражаю свои чувства и ощущения. В зависимости от поставленной цели интерпретация реальности может быть от академической классики до экспериментальных нововведений.

- Расскажите о вашей книге Magnificent Baku, которая вошла в Библиотеку Конгресса США.

- Идея создания работ, посвященных моему Баку, созрела давно.  Содержание этой книги - исторический центр Ичеришехер, затем я перешел к современному облику города и показал все разнообразие нашего родного края. Предисловие к книге было написано двумя нашими учеными: покойным Фаридом Алекперли - одним из немногих ученых в мире, который проводил исторические исследования в библиотеке Ватикана, и Мурадом Исмаиловым - доктором социологических наук в Кембридже. Такого предисловия, на мой взгляд, было уже достаточно, чтобы иметь представление о Баку. Книга издана в форме альбома, где воспроизведены мои картины. Цель - ознакомить американцев посредством искусства с моим городом и страной. Книга, помимо Библиотеки Конгресса США, представлена также в библиотеке Кембриджа в Англии, в посольстве и консульстве Азербайджана в США и имеется в наличии у нескольких сотен американцев. В Азербайджане с ней можно ознакомиться в библиотеках имени М.Ф.Ахундова и Университета АДА.

- Успех работы требует ее продолжения…

- Изначально у меня была идея издать книги, содержащие информацию по каждому региону Азербайджана, а затем выставлять их в известных книжных сетях Европы и США. Я уже собрал материалы по Шамкиру и Гядабею с их изумительными пейзажами и историческими памятниками. Очень хочу сделать такую серию по Карабаху. Конечно, это требует времени и концентрации исключительно на этом проекте. Надеюсь, в будущем удастся воплотить такую идею. 

- Когда вы изображаете наш город, бывает ли, что ловите себя на мысли дополнить или, наоборот, убрать какую-либо деталь в архитектурном построении его облика? 

- Я люблю свой город таким, какой он есть: древним и динамично развивающимся. Конечно, хотелось бы, чтобы Баку избавился от безличных в архитектурном плане типовых построек советского периода. Они себя изжили во всех отношениях. Когда я писал серию работ о Баку, меня интересовало все: от общего вида до архитектурных деталей зданий. Задача была через цвет передать состояние города, его настроение: будь то день, вечерние сумерки или ночь. 

- В какой части города проходило ваше детство? Каким вам запомнился этот период жизни? 

- Первые годы моей жизни проходили в Ичеришехер, в доме, которым владел мой прадед. Потом мы переехали в верхнюю часть города, где моим родителям - преподавателям Политехнического института - выдали квартиру. У меня было беззаботное и счастливое детство: мои родители, бабушки, дедушки, братья, многочисленные родственники, друзья во дворе, в школе, любимые учителя, море, солнце, дача, Новруз байрамы, Новый год, родной город и любимое занятие - рисование. Это ассоциативный ряд моего детства...  

- Ваше первое арт-воспоминание. Когда вы были ребенком, что вас впечатлило и сразило? 

- Помню, как в детстве в нашем Музее искусств в Баку я увидел старинную картину. Это была сцена с гладиаторами. Не помню, кто ее написал. Наверное, ее до сих пор можно увидеть в музее. Я был поражен большим размером картины. Фигуры людей, животных: все было очень реалистично и живо написано. Эта картина и была моим первым знакомством с искусством.

- Расскажите о вашей предстоящей выставке в Баку...

- Последние несколько лет я большую часть времени проводил в Баку - писал картины, портреты, занимался дизайном скульптурного барельефа. Во время второй Карабахской войны я был в Азербайджане. Как и у всего народа, каждая минута, каждая секунда этой священной войны проходили сквозь сердце: радостями от продвижения нашей армии вперед, горечью, связанной с гибелью наших ребят. К сожалению, мой отец, у которого со стороны его отца шушинские корни, не дождался Победы. Мама ее увидела. Увидела освобождение села своего отца - Дашкесан в Джебраиле и города мамы - Шуши. Через несколько дней после нашей Победы 14 ноября ее не стало. Все свои переживания и слова, которые я не мог высказать, решил показать в одной масштабной монументальной картине, посвященной истории Карабаха, - начиная от первой Карабахской войны и заканчивая завоеванной Победой. Горечь от потери любимой мамы, боль за наших погибших ребят, гордость за свой народ, нашего Верховного Главнокомандующего - все это я хотел отразить в едином полотне. 8 августа в своей мастерской в Шувалане я приступил к написанию этого огромного полотна размером 10 м в длину и 4 м в высоту. Я назвал его «Тридцать лет и 44 дня». В картине больше 80 фигур. 22 из них - портреты. И я хочу показать эту картину нашему народу. Естественно, для картины такого масштаба должно быть соответствующее помещение - ни одна галерея ее не вместит. Но я уверен - она найдет свое достойное место. Ее увидят тысячи. Также я подготовил видеоролик с этой картиной, который размещен на моем YouTube-канале Abassov art. Этот видеоролик вызывает много  откликов.   

- О чем тоскуете, думая о Родине? 

- Я всегда скучаю по Азербайджану, где бы я ни был!  По родным, друзьям, людям, нашей речи, мугаму по радио, нашей вкусной еде, запахам и шумам. Все это - мое! Родное! Это все - часть меня.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

138


Актуально