5 Мая 2024

Воскресенье, 17:42

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ КРИЗИС

Существующий статус-кво вокруг тайваньского вопроса устраивает Пекин все меньше и меньше

Автор:

01.07.2022

Без сомнения, самой взрывоопасной горячей точкой в Индо-Тихооке-анском регионе является Тайвань. Особенно сейчас, на фоне войны в Украине. Между снарядами, рвущимися на плодородной равнине в Восточной и Центральной Европе, и тем, что может произойти вокруг острова в Восточной Азии, сейчас постоянно проводят параллели. Многие западные комментаторы уверены, что действия России в Украине воодушевили Китай, который сейчас внимательно наблюдает за ситуацией, делает выводы и корректирует собственную стратегию. 

 

Решимость Поднебесной

Поднебесная империя постоянно напоминает, что является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, то есть что Тайвань является неотъемлемой частью КНР. И соответственно то, как Пекин решает тайваньский вопрос, является его внутренним делом. Официальные отношения между центральным правительством КНР и Тайванем прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань. Деловые и неформальные контакты между островом и материковым Китаем возобновились в конце 1980-х. В последнее время китайские власти постоянно усиливают разноплановую многогранную принудительную кампанию против Тайбея, пытаясь нанести ущерб его экономике, в том числе и с помощью кибератак, дезинформации. Ну и, конечно, следуют угрозы военного характера. 

Так, 15 июня вступила в силу подписанная председателем КНР Си Цзиньпином директива о так называемом «невоенном» использовании вооруженных сил страны. Документ сразу же вызвал шквал предположений, что таким образом Пекин начинает подготовку к «невоенному» нападению на Тайвань. Впрочем, поступают от Пекина и куда более недвусмысленные сигналы. Министр обороны Китая Вэй Фэнхэ на проходившей в Сингапуре азиатской конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла» сделал ясное предупреждение: если кто-нибудь попытается отделить Тайвань от Китая, Пекин «будет сражаться до конца» и «за ценой не постоит». Слова его подтвердил официальный представитель министерства обороны КНР     У Цянь, заявивший, что в случае отделения Тайваня от КНР Народно-освободительная армия Китая (НОАК) без колебаний начнет войну. Эти слова постоянно подкрепляются учениями НОАК у границ Тайваня. 

 

Принцип «стратегической двусмысленности»

Конечно, сравнивать военные потенциалы непризнанного островного государства и Китая нереально. По мнению экспертов, китайская атака может начаться с ракетных ударов, за которыми последует полномасштабное десантное вторжение. И тут на самом деле у Тайбэя, если он останется в одиночку, шансы ничтожно малы. Между тем в середине апреля помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что американская сторона примет все возможные меры, чтобы не допустить воссоединения Тайваня с материковым Китаем силовым путем. Также в конце мая президент США Джо Байден пообещал Тайваню военную помощь в случае вторжения КНР. Так он ответил на вопрос журналистки в ходе встречи с премьер-министром Японии Фумио Кисидой в Токио. «Это обязательство, которое мы на себя взяли», - добавил американский лидер. Глава Белого дома считает, что Китай играет с огнем, имея в виду растущее число случаев, когда военные самолеты КНР залетают в зону ПВО Тайваня, а также морские маневры китайского флота вблизи острова. Правда, позже Байден добавил, что политику в отношении Китая и Тайваня США менять не будут. Это же повторил и министр обороны США Ллойд Остин. 

Такие вроде бы противоречивые заявления давно никого не смущают. Официально США не поддерживают «независимость Тайваня», но зато поддерживают остров в политическом, военном и экономическом плане. Недавно в Сенате председатель комитета по международным отношениям демократ Боб Менендес и республиканец Линдси Грэм предложили предоставить Тайваню военное финансирование в размере $4,5 млрд. на четыре года, а также дать Тайбэю статус основного союзника США вне НАТО. По словам законодателей, это стало бы наиболее существенным пересмотром политики США со времен принятия в 1979 году закона об отношениях с Тайванем. 

Как пишут многие западные СМИ, Соединенные Штаты подготавливают Тайвань к войне, но не отвечают точно на вопрос, как далеко они готовы пойти в случае начала полномасштабных военных действий.  Вроде бы США признают руководство в Пекине в качестве единственного правительства Китая, но тут же добавляют, что Китай не может захватить Тайвань силой. Этот принцип «стратегической двусмысленности» или «стратегической неопределенности» долгое время считался очень удачным. С одной стороны, Китаю не за что зацепиться и он окружен сдерживающими флажками. Ну а сторонники независимости Тайваня не имеют стопроцентной уверенности в могущественном союзнике по ту сторону океана. Однако нынешний конфликт в Украине многое поменял. И похоже на то, что существующий статус-кво устраивает Пекин все меньше и меньше. Вопрос в том, решится ли он на какие-то конкретные действия в связи с этим?

 

Взаимозависимость никто не отменял

Многие СМИ на Западе признают, что США используют тайваньский вопрос для сдерживания Китая. Пекин для Вашингтона - единственный реальный и грозный противник, имеющий все возможности - экономические, политические, военные и, самое главное, идеологические и технологические, чтобы так или иначе подорвать влияние и господство Америки на мировой арене. Поэтому иметь тайваньскую болевую точку, такой мощный козырь против Китая США, конечно, просто не могли себе позволить не использовать.  

Однако все это не значит, что конфликт действительно может случиться. Во-первых, и США, и Китай - ядерные державы. Во-вторых, обе страны сильно нуждаются друг в друге в экономическом плане: Пекин пока серьезно зависит от доллара, а доллар - от него. В-третьих, в случае военного столкновения однозначно выигрышной позиции не будет ни у одной из сторон. Конечно, за годы стремительного экономического взлета Китай серьезно вложился в масштабное наращивание военной мощи, но война, тем не менее, все равно потребует слишком больших рисков и затрат. Это помимо того, что потом также потребуются силы удерживать остров и противостоять давлению США, Японии и всех их союзников в регионе. Поэтому многие наблюдатели уверены, по крайней мере на данный момент, что Пекин решится на применение силы только в том случае, если сочтет - другого выбора нет. 

В то же время и для США участие - прямое или косвенное - в этой войне легким не будет. Опять-таки с учетом происходящего вокруг Украины, а также того, что конфликт этот будет далек от американского берега. И самое главное, того, что последствия для глобальной экономики от него могут быть такие, что их страшно представить. Если от наказания России Запад сам страдает довольно сильно, то что будет, если он примется наказывать Китай? 

Также для Китая борьба с США за глобальное лидерство осложняется тем, что логистически он полностью привязан к Западу. В настоящее время перевалка большей части грузов между Китаем и Европой осуществляется по морю через каналы, которые контролируют американцы или британцы. А ведь Пекину нужно много стратегических товаров, в первую очередь продовольствия и топлива. Именно поэтому КНР упорно пытается развивать свои возможности на море (в том числе и путем строительства авианосцев) и, конечно, континентальные маршруты. И пока идет этот процесс, вряд ли он предпримет какие-либо военные действия.

Скорее всего обе страны будут выжидать и наблюдать. И заключать союзы. Американцы активно действуют в рамках QUAD (Соединенные Штаты, Индия, Япония и Австралия), который уже фактически называют азиатским НАТО. Китай, в свою очередь, пытается закрепиться на островах Океании (Соломоновы острова, Папуа-Но-вая Гвинея, Фиджи, Тонгу, Вануату, Восточный Тимор и др.), как водится, с помощью инвестиций, а также  с возможным размещением своих военных баз. Аналогичным образом Китай, например, действует в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. 

Безопаснее от всех этих шагов и мер мир, конечно, не станет. Но, по крайней мере, чего-то масштабного и критического точно можно не опасаться. Китай по-прежнему придерживается курса стратегического терпения в отношении Тайваня.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

97


Актуально