9 Мая 2024

Четверг, 06:12

МАРАФОН САММИТОВ

Одновременное проведение нескольких встреч в верхах сформировало контуры новой геополитики

Автор:

15.07.2022

Конец июня ознаменовался настоящим марафоном глобальных саммитов, в существенной степени повлиявших на процессы в глобальной политике в период российско-украинской войны. Можно сказать, что саммиты сформировали повестку действий мировых игроков на обозримую перспективу. И это в условиях крайней неопределенности позволяет хотя бы предположить основные контуры складывающейся новой геополитической реальности.

 

БРИКС+: разговор обо всем

Первой в череде саммитов стала встреча лидеров формата БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) 23-24 июня. На этот раз она прошла в расширенном составе из 16 участников, в связи с чем саммит получил название БРИКС+. Это был XIV по счету саммит БРИКС, который прошел под председательством Китая в режиме видеоконференции. Состав участников мероприятия и заявленные цели не оставляли сомнений в намерении выработать устойчивую платформу взаимодействия стран, которые противопоставляют себя влиянию Запада и ратуют за создание многополярного мира. 

Большинство государств - участников форума придерживаются самостоятельного внешнеполитического курса. Однако в экономическом плане сильно зависимы от мировой конъюнктуры, на формирование которой определяющее воздействие оказывает политика наиболее развитых государств планеты: США, стран ЕС, Японии, Южной Кореи и ряда других. В целом действиями этих стран движет желание избавиться от диктата ведущих экономик планеты и сформировать собственную экономическую платформу взаимодействия, основанную на отсутствии искусственных и политически мотивированных барьеров для движения товаров и услуг. Как известно, Россия, Иран и в определенной степени Китай находятся под санкционным и другим ограничительным давлением ведущих мировых экономик. В то же время механизмы Всемирной торговой организации (ВТО) не позволяют сдерживать подобные ограничения. Поэтому лидеры призвали всех членов ВТО, прежде всего страны Запада, избегать односторонних и протекционистских мер, противоречащих духу и правилам организации. На саммите стороны условились работать над проведением «давно назревшей реформы ВТО» для построения открытой мировой экономики, «которая поддерживает торговлю и развитие, сохраняет центральную роль ВТО в области установления глобальных торговых правил и управления, поддержки инклюзивного развития и поощрения прав и интересов всех членов, включая развивающиеся и наименее развитые страны». 

При этом страны БРИКС признают важность и исключительную роль механизмов глобального регулирования рыночных процессов, таких как МВФ, но настаивают на большей представленности в этой структуре развивающихся государств. В то же время они видят перспективы и в создании новых стимулирующих экономическое сотрудничество глобальных банковских структур, в частности Нового банка развития. Стороны поддержали включение в него большего числа участников за счет развивающихся стран. 

Примечательно, что лидеры БРИКС впервые открыто заявили, что считают необходимым реформирование Совета Безопасности ООН для повышения его представительности. Если учесть, что Москва и Пекин - два постоянных члена СБ ООН - ранее скептически относились к этой идее, то можно предположить, что последние события - принятие резолюций, осуждающих Россию в связи с ее действиями по отношению к Украине, - вынудили Москву пересмотреть свои первоначальные взгляды. 

Касательно российско-украинской войны лидеры стран БРИКС выразили свою позицию в следующей форме: «Напоминаем о позициях наших стран, озвученных на профильных площадках, а именно в Совете Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее ООН. Мы поддерживаем переговоры между Россией и Украиной», - говорится в декларации.

Одним из важных итогов саммита стала подача заявок Аргентиной и Ираном о присоединении к формату в качестве полноправных членов. Сами государства БРИКС, давая понять, что не против расширения состава участников, все же не готовы пока рассматривать подобные предложения. Ведь это в существенной степени может повлиять на сам формат, привести к его трансформации и отразиться на эффективности. 

 

ЕС: между газом и Украиной

Одновременно с саммитом БРИКС в Брюсселе 23-24 июня проходил саммит Евросоюза. Отличие его от встречи лидеров «пятерки плюс» заключалось в том, что он проходил в очном формате и собрал первых лиц государств, демонстрирующих приверженность общей линии поведения по ключевым темам европейской и глобальной повесток. 

На всех предыдущих саммитах ЕС принимал все новые пакеты санкций против России. Последний стал исключением, что дало повод для предположений, что лимит санкций исчерпан. Считается, что седьмой пакет будет крайне сложным и нанесет больший негативный эффект самим европейским государствам, нежели России. Позже канцлер Германии Олаф Шольц признавался, что вводившие санкции страны всегда говорили, что ограничения должны наносить ущерб России и ее руководству, чтобы она прекратила военные действия в Украине. Но, по его словам, «одновременно они будут иметь последствия» и для самих этих стран. 

Последний саммит Евросоюза как раз должен был выработать стратегию по минимизации отрицательного эффекта от санкций. Основной текущей проблемой европейской экономики является замена российского газа альтернативными источниками. Эта работа ведется по трем направлениям: поиск других поставщиков газа, экономия энергии и возобновляемая энергетика. По сведениям главы Еврокомиссии, в результате переговоров уже удалось добиться увеличения поставок по трубопроводному транспорту: из Норвегии - на 15%, а из Азербайджана - на 90%. Поставки же сжиженного газа на 75% превысили прошлогодние показатели.

Эксперты считают, что европейские покупатели несут значительные издержки, отказываясь от более дешевых российских нефти и газа. Они теперь перенаправляются на азиатские рынки и реализуются по значительно более дешевой цене. В результате страдает конкурентоспособность европейских товаропроизводителей. 

Еще одним потенциальным камнем преткновения для экономики региона является возможность полного эмбарго на поставки российского газа. Это то, что уже беспокоит европейских политиков, поскольку в таком случае экономика еврозоны может столкнуться с резким замедлением, а темпы роста Германии станут отрицательными.

Саммит Евросоюза не только предоставил Украине и Молдове статус кандидата на вступление в ЕС, но и дал задание усилить военную поддержку Киева. Кроме того, лидеры Евросоюза одобрили присоединение Хорватии к еврозоне. 

Данный саммит был последним в период председательства в Евросоюзе Франции. Для Эмманюэля Макрона председательство Парижа в ЕС стало возможностью для реализации его глобальных инициатив, что отличает французского лидера от прочих коллег. Так, страны ЕС поддержали предложение президента Франции о создании «Европейского политического сообщества» для взаимодействия с европейскими государствами, не входящими в союз, включая страны программы «Восточное партнерство». При этом в Евросоюзе четко дали понять, что не видят в этом формате России. Так что идея его великого предшественника Шарля де Голля видеть Европу единой от Бреста до Владивостока в нынешнем изложении оказалась усеченной по причине реализации концепции «исключения России из мировой политики и экономики».

В Брюсселе дали понять, что этот формат не заменяет собой и не трансформируется в ЕС, но видят в нем условие для укрепления европейского политического и экономического пространства через активизацию диалога со всеми государствами континента, кроме России.

 

G7: говорим Россия, подразумеваем Китай

Состоявшийся 26-27 июня саммит «Большой семерки» подхватил эстафету у ЕС и продолжил обсуждать темы противодействия России и поддержки Украины. В отличие от членов ЕС, лидеры G7 приняли решение об ужесточении антироссийских санкций - они касаются эмбарго на экспорт российского золота. Считается, что Москва получает от его экспорта $15,4 млрд в год, и ограничение его продажи может повлиять на сокращение военного бюджета России. Между тем Германия, Франция и Италия не приняли окончательного решения по данному вопросу. А председатель Еврокомиссии Шарль Мишель заявил, что Брюссель «готов обсуждать детали и посмотреть, возможно ли ударить по золоту так, чтобы ударить по российской экономике и не ударить по самим себе». 

Такая же судьба ожидала предложения президента США Джо Байдена об установлении потолка цен на дорожающую российскую нефть, чтобы лишить Москву сверхдоходов, перенаправляемых впоследствии на военные нужды. Предполагается, что лидеры стран «семерки» обсудили лишь механизм, который не будет в буквальном смысле потолком цен, но фактически ограничит их. Речь, в частности, может идти об ограничении или запрете на страхование экспортных партий российской нефти.

Саммит показал, что, несмотря на решительную поддержку Украины, Германия и Франция приветствовали бы скорейшее завершение военных действий, которые из-за жестких санкций наносят их экономикам значительный ущерб. Тогда как Британия и Соединенные Штаты за усиление военной поддержки Киева, поскольку считают недопустимым окончание военных действий на условии потери части территории Украины. Ускорить поставки вооружений просил и президент Украины Владимир Зеленский, который выступил перед лидерами G7 по видеосвязи.

Между тем в итоговом заявлении все сошлись на том, что решение, когда и на каких условиях прекращать войну, может принять только сама Украина.

Важная особенность данного мероприятия, что в его расширенном формате приняли участие главы Индии, Южной Африки и Аргентины, которые за несколько дней до этого были на саммите БРИКС.

Во время их присутствия обсуждались вопросы, связанные с осуждением действий России в Украине и сдерживанием Китая. Этот факт говорит об определенных политических противоречиях, которые сохраняются между участниками БРИКС, но не афишируются на встречах его лидеров. 

В частности, на G7 подробно обсуждался план мобилизации $600 млрд для финансирования развивающихся стран, что рассматривается как противодействие китайскому плану «Один пояс, один путь». США пообещали привлечь $200 млрд от общей суммы за счет грантов, федеральных фондов и частных инвестиций, в то время как ЕС объявил о дополнительной сумме в $300 млрд. План предусматривает финансирование запуска инфраструктурных проектов в странах со средним и низким уровнями дохода. Индия является потенциальным, если не сказать преференциальным, участником этого плана.

Спустя сутки после встречи «Большой семерки» представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что население G7 - лишь часть мирового сообщества. Он опубликовал картинку, на которой указано, что население стран, входящих в коалицию БРИКС, составляет примерно 3,2 млрд человек. При этом число людей, проживающих в странах G7, сильно уступает - всего лишь 777 млн.

«В следующий раз, когда речь пойдет о «мировом сообществе», имейте в виду, что подразумевается на самом деле», - заявил представитель МИД КНР.

 

НАТО: под занавес старого порядка

Саммит НАТО в Мадриде, состоявшийся 28-30 июня, завершил небывалый марафон глобальных мероприятий принятием новой Cтратегической концепции Альянса. Отличительной особенностью новой концепции от прежней стало то, что статус России в ней изменился со «стратегического партнера» на «самую значительную и прямую угрозу».

На саммите также было принято решение о принятии в НАТО новых членов - Швеции и Финляндии. Это было расценено в России как создание нового «железного занавеса» между ней и Западом. 

Как известно, ранее полноправному членству двух этих стран в Альянсе противодействовала Турция, требовавшая от претендентов выдачи ей курдских экстремистов. Однако при посредничестве руководства НАТО, лично генсека организации Йенса Столтенберга, при участии Вашингтона и, вероятно, Лондона стороны пришли к договоренности. В результате Анкара сняла свое вето на участие Стокгольма и Хельсинки в Альянсе.

Можно предположить, что Швеция и Финляндия согласились выполнить условия турецкого руководства, хотя официальные лица этих стран отказываются публично признавать, как было достигнуто соглашение. Президент Турции Р.Т.Эрдоган частично пролил свет на договоренности, заявив, что Швеция передаст Турции 73 террористов. При этом добавил, что на сегодняшний день она экстрадировала нескольких из них, но этого недостаточно.

«Этот вопрос находится под контролем министерства юстиции, министерства иностранных дел и национальной разведки», - отметил глава государства.

Также по итогам встречи лидеров Альянса было принято решение о «долгосрочной поддержке» Украины. Как и ожидалось, и на этот раз Киеву не был предоставлен статус кандидата на вступление в НАТО. Впрочем, с таким подходом украинские власти, похоже, смирились и в текущей ситуации делают акцент на увеличение поставок ударной техники. В Киеве продолжают говорить, что Украина нуждается в большей поддержке и более четкой перспективе. Находясь лицом к лицу с Россией, Киев рассматривается в качестве буфера между НАТО и его стратегическим противником. Причем буфера с активным функционалом для сдерживания Москвы.

В Москве, напротив, считают Украину инструментом, направленным против России, причем активно используемым НАТО. В Кремле уверены, что вооружения, направляемые Киеву, рассчитаны не только на поддержку сражающейся Украины, но и на причинение максимального урона военному потенциалу России. Чтобы она потеряла свои преимущества в качестве одного из ведущих глобальных военно-политических акторов.

В Альянсе и не скрывают, что обеспечение подавляющего военно-технического и военно-политического превосходства стран-членов является одной из основных целей. Важным шагом на пути к ней являются дальнейшее увеличение военных расходов и создание фонда в $1 млрд для инвестиций в инновационные разработки.

В годы «холодной войны» это решение привело к гонке вооружений, когда два противоборствующих лагеря - НАТО в авангарде с США и Варшавский договор во главе с Россией - принялись наращивать объемы вооружений, усиливая свой военный потенциал на основных, стратегических направлениях противостояния. 

Сегодня Варшавского договора уже нет, а Россия и по техническим, и по материальным возможностям значительно уступает Западу. Так что в нынешних условиях гонка вооружений практически невозможна. В НАТО этим обстоятельством вполне удовлетворены, а позиция России мало кого интересует.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

100


Актуально