8 Мая 2024

Среда, 14:32

ПО СЛЕДАМ ПРОВОКАЦИИ

Заинтересованным силам не удалось трансформировать беспорядки в Каракалпакстане в полноценный конфликт

Автор:

15.07.2022

Положение в Республике Каракалпакстан после событий 1-2 июля в Нукусе, которые привели к трагическим последствиям, практически стабилизировалось. С введением чрезвычайного положения в регионе наблюдается нормализация ситуации. В настоящее время на территории Каракалпакстана в полном объеме работают заведения торговли, общественного питания, сферы услуг, объекты социальной и производственной инфраструктуры. Электроэнергия, газ и вода подаются в дома в штатном режиме. Власти Узбекистана делают все возможное, чтобы автономная республика вернулась в прежний ритм жизни.

 

Насилие не пройдет

Однако этого могло бы и не быть, если бы события в Нукусе приняли бесконтрольный характер и массовые протесты вылились в бесчинства и произвол толпы. По мнению властей страны, именно такой сценарий мог быть реализован в результате расширения акций протеста и осуществления планов его организаторов по блокировке и последующему захвату правительственных зданий, организации мятежа. 

Своевременными и решительными действиями представителей органов правопорядка удалось предотвратить подобный сценарий, применив в первую очередь силу против зачинщиков беспорядков.  

МИД Узбекистана заявил, что противозаконные действия носили очевидные признаки заранее спланированной диверсии, направленной на разжигание сепаратизма, дестабилизацию и раскол мирной, единой, демократической страны. 

Как известно, демонстранты выступали против предлагаемых изменений в действующие редакции статей 70, 71, 72, 74, 75 Конституции Республики Узбекистан, касающихся статуса Республики Каракалпакстан. Митингующие заявляли, что новые поправки лишат регион закрепленного в Конституции суверенитета и права на выход из состава Узбекистана.

До сих пор никто данных тем не поднимал и не ставил под сомнение целесообразность пребывания края под юрисдикцией Узбекистана. Считается, что предлагаемые властями поправки лишь приводили формулировки, значащиеся в Основном законе, в соответствие с реальным положением дел. Что они лишали возможности сепаратистски настроенные силы и их покровителей воспользоваться существующими положениями в Конституции для инициирования вопроса выхода региона из Узбекистана. 

Вместе с тем в ходе всенародного обсуждения вносимых поправок открытых критических замечаний по поводу предлагаемых изменений в Конституцию изначально не наблюдалось. Власти страны не получали четких месседжей, что инициация изменений в Конституцию, которая затрагивает вопросы, связанные со статусом автономной республики, может быть использована деструктивными силами в своих целях. 

Выступая в Нукусе спустя сутки после того, как удалось стабилизировать ситуацию, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, давая оценку действиям зачинщиков беспорядков, заявил: «Представьте, вчера: в руках оружие, стреляют в сотрудника Национальной гвардии, наступают на нашу армию с целью переворота.

Что это значит? Ими управляют извне. Они играют под их дудку. Мы этого не допустим. У нас достаточно и сил, и мощи, и возможностей. Мы установим мир в Каракалпакстане. Нам только нужно найти этих бессовестных и обеспечить верховенство закона и неотвратимость наказания».

 

Пресловутый внешний след

Глава узбекского государства на официальном уровне подтвердил наличие внешнего следа в произошедших событиях.

Эта тема являлась чуть ли не доминирующей в обсуждении сложившейся в Каракалпакстане напряженности ведущими зарубежными СМИ и активными пользователями социальных сетей.

Распространенной версией случившегося была заинтересованность внешних сил в подрыве стабильности в Узбекистане из-за укрепления позиций Ташкента на региональной и международной арене, проводимая им активная независимая внешняя политика, влияющая на формирование важных политических процессов в Центральной Азии. Наиболее же вероятной версией считаются трансформация напряженности в Каракалпакстане в полноценный конфликт и влияние через инструменты модерирования на внешнюю и внутреннюю политику Ташкента. При этом допускается причастность различных акторов мировой политики, имеющих свои долгосрочные интересы в регионе Центральной Азии. 

Примечательно, что все соседи и основные партнеры Узбекистана выразили свою поддержку президенту Ш.Мирзиёеву.

Между тем ряд международных правозащитных организаций, структурных подразделений ООН призвали власти Узбекистана провести «независимое и объективное» расследование событий, приведших к жертвам среди мирного населения. 

Вместе с тем известно, что по делу о массовых беспорядках в Нукусе возбуждены уголовные дела по части 4 статьи 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан») и другим статьям Уголовного кодекса страны. Согласно заявлению Генпрокуратуры Узбекистана, проводится транспарентное расследование в соответствии с законодательством РУ при строгом соблюдении прав подследственных. 

Следует отметить, что привлеченные к уголовной ответственности замечены в преступных деяниях с отягчающими последствиями (погромы, нанесение крупного ущерба государственному имуществу, причинение телесных увечий представителям органов правопорядка). Причем многие из них находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Критические замечания относительно действий властей по пресечению протестной активности и призывы к восстановлению интернета в стране со стороны ряда правозащитных организаций могут рассматриваться как попытки вмешательства во внутренние дела Узбекистана. Известно, что власти намеренно ограничили доступ к интернету в условиях чрезвычайного положения, поскольку организаторами беспорядков посредством социальных сетей планировались и организовывались антиправительственные акции, направлялись действия толпы. Происходили дезориентация людей, формирование негативного общественного фона. 

 

Попытка спекулировать на экологии

Значительная часть Каракалпакстана находится в Приаралье, являющемся зоной экологического бедствия. Организаторы протестов особенно активно педалировали темой экологической напряженности, обвиняя власти в искусственном создании экстремальных условий для жизни населения. При этом социальные проблемы представлялись в гипертрофированном виде, как результат целенаправленной политики центральных властей Узбекистана. 

Неудачная попытка связать экологические проблемы с нынешней напряженностью разбивается о реальные факты. Вряд ли сторонники независимости Каракалпакстана смогли бы реализовать масштабные целевые программы экологического восстановления и социально-экономического развития, опираясь на собственные силы и находясь в конфронтации с Ташкентом.

Действительно, на протяжении последних десятилетий Приаралье считалось зоной экологического бедствия континентального масштаба. Большие территории центральной части Евразийского континента испытывали на себе негативное воздействие процесса высыхания водоема Приаралья. Руководство страны, осознавая последствия экологической катастрофы, разработало и стало осуществлять национальные программы восстановления региона. В частности, вопросы, связанные с развитием Приаралья, определены в качестве текущих приоритетов государственной политики. За истекшие годы на высохшей части Аральского моря высажены зеленые насаждения площадью 1,7 млн га. Разрабатывается пятилетняя национальная программа по восстановлению флоры и фауны, реабилитации экосистемы и устойчивому социально-экономическому развитию. Из безжизненного дна, покрытого толстой коркой соли, разносимой суховеями на сотни и даже тысячи километров вокруг, удалось создать экосистему пустыни Аралкум, которая сдерживает процессы ветровой эрозии и дальнейшей деградации экосистемы региона. 

Местная экономика тоже поддерживается в основном за счет отчислений из узбекского бюджета. А немногие промышленные предприятия ориентированы на производственные связи внутри Узбекистана. За счет центрального финансирования реализуются также социальные программы. Достаточно сказать, что, согласно официальной статистике, с 2017 года охват детей дошкольным образованием вырос с 32% до 75%.

В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалля» в автономной республике осуществлена масштабная работа по развитию социальной инфраструктуры, обеспечению населения электроэнергией, природным газом, питьевой водой, улучшено состояние ирригационных и мелиоративных сетей. По инициативе руководства Узбекистана создан Многопартнерский трастовый фонд ООН для человеческой безопасности в регионе Приаралья. Осуществляется международное сотрудничество в решении этих программ. 

Конечно, в Каракалпакстане, как и в любом другом месте, имеются проблемы. Однако рост сепаратизма и провоцирование беспорядков не только не способствуют их решению, а влекут лишь их углубление и возникновение новых, еще более острых.

Реализуемая в Узбекистане политика реформ направлена, в том числе, на придание импульса социально-экономическому развитию Каракалпакстана. А политика открытости, проводимая руководством Узбекистана, имеет целью привлечение в край инвестиций и реализацию масштабных международных программ по реабилитации экосистемы Приаралья. Эта политика дает о себе знать уже сегодня. По-видимому, есть силы, которым не по душе действия Ташкента, и они не заинтересованы в том, чтобы видеть Узбекистан устойчиво развивающейся и стабильной частью Центральной Азии. 

Впрочем, практика показывает, что у этих сил нет ни социальной опоры, ни политического будущего, а потому бесславный конец их затеи может стать хорошим примером для других.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

107


Актуально