2 Января 2025

Четверг, 22:05

«КОГОТЬ И МЕЧ» В ДЕЙСТВИИ

Турция громит террористов и берет курс на примирение с Сирией

Автор:

15.12.2022

Военные операции Турции на севере Сирии остаются одним из факторов, в наибольшей степени воздействующих на развитие геополитических процессов на всем Ближнем Востоке. Между тем для будущего региона большое значение будет иметь и возможное примирение Анкары и Дамаска, на пути к которому предпринимаются, на первый взгляд, хоть и не броские, но достаточно ощутимые усилия.

 

Цели операции

С 20 ноября Турция осуществляет очередную фазу активной борьбы с орудующими в северных районах Сирии и Ирака курдскими террористическими организациями - PKK (Рабочая партия Курдистана) и ее ответвлениями в лице YPG (Силы самообороны сирийских курдов) и SDF (Сирийские демократические силы). Турецкие и мировые СМИ сообщили, в частности, об ударах с воздуха по позициям этих формирований в Кобани (Айн-эль-Араб) и других городах сирийских провинций Алеппо, Ракка и Хасеке. Кроме того, как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, армия нанесла удары по 45 целям в северной части Ирака.

Так началась операция «Коготь и меч», которую Турция ведет в соответствии с предусмотренным статьей 51 Устава ООН правом страны на самооборону. Она была развернута спустя неделю после взрыва в центре Стамбула, в результате которого погибли 6 человек и свыше 80 получили ранения. Ход расследования подтвердил, что ответственность за совершение теракта несут PKK и YPG.

Однако одними ударами ВВС антитеррористическая операция Турции, судя по всему, не ограничится. Анкара заявляет о готовности «в любой момент» начать наземное наступление на севере Сирии. Тем более что курдские террористы дают для этого дополнительные поводы: ими совершен также ракетный обстрел турецкого города Каркамыш в приграничной с Сирией области Газиантеп. В числе жертв этой атаки - один ребенок.

Относительно того, почему именно сейчас Турция существенно активизировала антитеррористические действия, высказываются различные мнения. Одной из ходовых является версия о том, что операция «Коготь и меч» выступает частью усилий правящей Партии справедливости и развития (ПСР), направленных на повышение ее рейтинга и обеспечение победы президента Эрдогана на предстоящих в июле 2023 года выборах главы государства. Но вне зависимости от того, каким образом «Коготь и меч» в действительности повлияет на политические позиции ПСР и лично Эрдогана, очевидно, что глубинные мотивы военной операции носят объективный характер. Она, что называется, созрела, поскольку угрозы со стороны курдского терроризма реально приняли для безопасности Турции беспрецедентный до сей поры масштаб. Показательно в этом смысле единодушие всех основных политических сил страны по данному вопросу. В частности, полную поддержку военного наступления в Сирии и Ираке выразила ведущая оппозиционная сила - Республиканская народная партия (РНП).

Дело в том, что «Коготь и меч» направлена на достижение военно-стратегических целей, всемерно отвечающих национальным интересам Турции, ее суверенитету и безопасности. Речь идет, прежде всего, о реализации плана создания 30-километровой зоны безопасности вдоль всей границы Турции с Сирией. Но в этой связи актуальным остается и вопрос о внешнем фоне турецкой операции. С учетом нескрываемого недовольства военным наступлением Анкары со стороны других ключевых участников околосирийской геополитики, прежде всего США и России.

 

Анкара «не потерпит лицемерия»

Общее неприятие Соединенными Штатами и Россией военной активности Турции в сирийском и иракском направлениях вытекает из опасений по поводу того, что она может нанести внушительный удар по их региональному влиянию. Серьезность подобных опасений связана и с заявлением Эрдогана о том, что Турция не будет отчитываться перед другими державами за свои действия в Сирии и Ираке, равно как и не будет терпеть «лицемерие стран, которые поддерживают террористов».

Не вызывает сомнений обращенность данного заявления президента Турции в первую очередь к США. Последние уже не первый год поддерживают и вооружают YPG, делая ставку на курдские силы в реализации американского геополитического сценария, в котором практически нет места суверенитету и территориальной целостности Сирии. Покровительствуя курдским группировкам, Вашингтон фактически не считается с интересами Анкары. Отсюда и непримиримый тон самой Турции при оценке сирийско-курдской политики Белого дома.

Антитеррористическая борьба Анкары не приемлет никаких двойных стандартов, подтверждением чего являются и требования, выставляемые Турцией не только перед США, но и другими союзниками в рамках НАТО. Показателен в этом смысле экзамен, устроенный Турцией на пути принятия Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Согласие Турции они могут получить лишь при условии своего отказа от прямой и косвенной поддержки курдских террористических группировок и их активистов.

Отдельный счет у Анкары к Москве. Он четко предъявлен в следующем заявлении Эрдогана: «Несмотря на наши неоднократные предупреждения в адрес России, на которой лежит ответственность за очистку от террористов северных частей Ирака и Сирии в соответствии с нашим Сочинским соглашением 2019 года, Москва не выполнила и отказывается выполнять свой долг». То есть турецкий лидер дал понять, что военная операция «Коготь и меч» стала необратимой, в том числе и из-за невыполнения Россией взятых на себя обязательств.

Москва, критически расценивая операцию «Коготь и меч», тем не менее не может противопоставить выдвигаемым Анкарой доводам сколь-нибудь веских контраргументов. При этом Россия пытается содействовать снижению эскалации, напирая на точки соприкосновения с Анкарой, которые сфокусированы на их общей приверженности сохранению сирийского государства. Этот фактор, собственно, и стал основой сближения Турции и России по сирийской проблематике, выразившейся в закреплении так называемого «Астанинского переговорного формата» (в рамках которого одним из гарантов мирного урегулирования в Сирии выступает также и Иран). Диалог Турции и России по вопросу Сирии состоялся и на проведенных ими 8-9 декабря в Стамбуле политических консультациях.

В числе предпринимаемых Россией усилий называются переговоры с силами SDF об их выводе из Кобани, Тель-Рифата и Манбиджа. Вместе с тем Москва, как заявил спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев, проводит работу с целью организации встречи президентов Турции и Сирии. Турецкие СМИ также сообщают о возможности проведения встречи лидеров Турции и Сирии при посредничестве РФ.

 

Найдут ли общий язык Эрдоган и Асад?

Разрыв отношений между Турцией и Сирией произошел с начала гражданской войны в арабской стране в 2011 году. Анкара, возмущенная карательными мерами сирийского правительства против протестующих, поддержала оппозиционное движение. Кроме того, в вину официальному Дамаску вменялось и его заигрывание с курдскими организациями, мишенью чего практически оказывалась сама Турция.

В подоплеке возможного восстановления турецко-сирийских отношений будет лежать принципиальная поддержка Анкарой суверенитета и территориальной целостности САР. Источником диалога выступает и взаимная заинтересованность Анкары и Дамаска в подчинении сирийских курдов, вставших при американском содействии на путь раскола Сирии. Кроме того, Турция рассчитывает на возвращение миллионов сирийских беженцев, которых она приютила, на родину.

Несмотря на выражение Дамаском протеста в связи с военными операциями Турции, налицо и готовность сирийского руководства наладить отношения с Анкарой. О таковой свидетельствуют и поступающие из Дамаска сигналы. Там, судя по всему, ничего не имеют против ликвидации террористов, но требуют согласования с правительством Сирии и обеспечения координации между турецкой и сирийской армиями.

О перспективе турецко-сирийского процесса говорит и обсуждение возможности встречи глав обоих государств. Еще в августе нынешнего года прогнозировали телефонные переговоры между президентами Турции и Сирии - Реджепом Тайипом Эрдоганом и Башаром Асадом, не общавшимися с 2011 года. Допускалась и вероятность встречи между ними на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшемся в сентябре в Самарканде (Узбекистан). Однако Асад не приехал на само это мероприятие. Тем не менее, вопрос о возможности его встречи с Эрдоганом и сегодня не сходит с повестки.

Знаковым является призыв Эрдогана к Асаду открыть новую страницу в турецко-сирийских отношениях. «В политике не может быть вечной горечи и вечных обид. Когда придет время, мы сможем сесть, все обсудить и восстановить связи. В настоящее время Турция изучает возможности нормализации со странами, с которыми у нее не очень хорошие отношения. В частности, после президентских выборов в следующем году мы сможем исправить эту ситуацию и восстановить отношения», - подчеркнул Эрдоган.

В турецких СМИ появилась информация о положительном ответе Асада на призыв турецкого лидера к примирению. Сообщается даже о проведении Асадом закрытой встречи с представителями сирийской интеллигенции, на которой глава Арабской Республики заявил, что нормализация отношений между Турцией и Сирией важна как противовес «империалистической интервенции», осуществляемой в регионе. Судя по всему, в ближайшее время появятся и другие основания ожидать скорого турецко-сирийского примирения.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

133


Актуально