29 Апреля 2024

Понедельник, 14:31

ПЕРЕМИРИЕ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО?

Отношения между США и Евросоюзом весьма непростые

Автор:

01.11.2023

Президент США Джо Байден получил от своего предшественника Дональда Трампа несколько бомб замедленного действия. Одна из них - торговая война с ЕС, начало которой было положено в 2018 году введением тарифов на импорт стали и алюминия из Европы. ЕС ввел ответные тарифы практически на весь американский импорт - от джинсов до виски и мотоциклов Harley Davidson, а также подал жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО).

После выборов 2020 года Евросоюз надеялся, что Байден не будет медлить с отменой трамповских тарифов. Ведь в первый же день своего президентства он вернул США к Парижским соглашениям по климату, из которых вышел его предшественник. 

Однако не желая портить отношения со сталелитейной промышленностью США, являющейся влиятельной силой в ключевых штатах, от которых зависят итоги выборов, Байден не особо торопился. Европейская комиссия (ЕК) в свою очередь, заявила, что не отменит ответные тарифы и не отзовет иск в ВТО, пока США не аннулируют свои тарифы. 

Эта тупиковая ситуация сохранялась до осени 2021 года, пока в ходе саммита G20 в Риме президент Байден и председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен не объявили о перемирии. США временно, на два года, приостановили применение тарифов на импорт европейских стали и алюминия.

Также была достигнута договоренность о том, что в течение ближайших двух лет будет согласован общий подход к борьбе с вредными для экологии производствами, а также переизбытком в мире сталелитейных мощностей, что ведет к банкротству американских и европейских компаний. В итоге эти идеи вылились в проект по созданию Глобального соглашения по устойчивой стали и алюминию (GASSA). Причем другие развитые страны также выразили желание присоединиться к нему.

Если тарифы Трампа облагали налогом всю неамериканскую сталь, нанося удар, в том числе, и по союзникам, включая ЕС и Японию, то план Байдена направлен в основном на уменьшение негативного влияния дешевой китайской стали. И если Трамп утверждал, что импорт стали угрожает национальной безопасности США, то в детище Байдена акцент делается на защиту не одного только американского рынка, но и союзников. Кроме того, GASSA, который уже прозвали клубом «зеленой» стали, направлен и на борьбу с изменением климата. 

Это соглашение, по сути, представляет собой совместную тарифную зону между странами, которые согласны с общими экологическими стандартами и ограничениями на государственные субсидии и перепроизводство. Если соглашение будет принято, то оно введет пошлины на импорт стали и алюминия из стран с нерыночной экономикой, включая Китай.

Ограничения на «грязную» сталь пользуются в США двухпартийной поддержкой. Это означает, что они вряд ли будут отменены даже в случае смены администрации, что особенно важно, ведь в последние годы доверие к Вашингтону в области борьбы с изменением климата сильно уменьшилось. 

Выход США из Парижского соглашения при Трампе и более ранние усилия администрации Обамы по освобождению американских авиакомпаний от сборов, предусмотренных Европейской системой торговли квотами на выбросы парниковых газов, способствовали снижению доверия к американским обязательствам в области климата. Байден придерживается иных взглядов на эту проблему.

Ожидалось, что на саммите США-ЕС в Вашингтоне 20 октября этого года, куда на встречу с Байденом прибыли председатель Европейского совета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, будет достигнуто как минимум промежуточное соглашение по GASSA. Это положило бы конец трансатлантической тарифной войне, развязанной при бывшем президенте США. 

Однако разногласия оказались непримиримыми, и в результате объявлять было нечего. Поэтому в совместном заявлении по итогам саммита основное внимание было уделено геополитике и практически не упоминалось о GASSA, кроме как: «За эти два года мы добились существенного прогресса в определении источников нерыночных избыточных мощностей. В ближайшие два месяца мы рассчитываем продолжить работу по достижению этих важных целей».

Правда, очень сомнительно, что двух месяцев будет достаточно, если не хватило двух лет, чтобы прийти к обоюдному согласию.

 

Причин много

Считается, что есть три основные причины затягивания решения по клубу «зеленой» стали. Первая - Брюссель уже внедряет собственный сложный тарифный Механизм пограничной корректировки углеродных выбросов. Вторая - взгляды Вашингтона и Брюсселя на меры в отношении Китая сильно расходятся. Все согласны с тем, что Китай является крупнейшим источником избыточных мощностей в мировом производстве стали. Однако многие европейские страны не решаются уйти с прибыльного китайского рынка, и не в последнюю очередь Германия, имеющая с ним тесные торговые связи. «Европейцы уже пережили глубокую экономическую травму из-за прекращения сотрудничества с Россией. Они не могут представить себе, как можно отгородиться от Китая», - считает бывший сотрудник Госдепартамента США, курировавший вопросы Европы и Евразии.

Правда, по мере того как давление США на Европу усиливается, а разведывательные данные о Китае становятся все более тревожными, появляются признаки, что американская стратегия может принести свои плоды. В январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС хочет «снять риск», но не «отстраниться» от Китая. Однако в последние недели официальные лица ЕС дали понять, что блок готов ввести санкции против Китая, если Пекин пересечет «красную линию» и будет поставлять оружие России.

Третья причина - субсидии американским компаниям в размере $370 млрд, предоставляемые в соответствии с законом о климате и чистой энергии под названием «Закон о снижении инфляции» (Inflation reduction act), принятым летом прошлого года администрацией Байдена. 

Этот закон предоставляет потребителям налоговые льготы для покупки электромобилей, собранных в Северной Америке. ЕС пытается получить такой же доступ к льготам, которые США предлагают Канаде и Мексике - своим партнерам по свободной торговле.

Есть еще одна причина, из-за которой, возможно, переговоры ведутся слишком медленно. Некоторые европейские столицы считают, что в этих переговорах, которые ведет в основном кабинет Урсулы фон дер Ляйен, их мнение не учитывается. Более того, как сказал один из дипломатов изданию Politico, «мышление кабинета фон дер Ляйен, похоже, в значительной степени ориентировано на США, а не на ЕС».

Очень мешают скоординированной международной деятельности ЕС и весьма непростые личные отношения между двумя главами Евросоюза - Шарлем Мишелем и Урсулой фон дер Ляйен. Эти разногласия проявились и в Вашингтоне: Мишель провел двустороннюю встречу с Байденом в Овальном кабинете перед началом переговоров, а фон дер Ляйен присоединилась к Байдену для прогулки по Розовому саду после них. Также в Вашингтон приехал еще и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, чье участие ранее вообще не было запланировано.

Все это говорит об обостряющейся проблеме, с которой сталкивается ЕС в своей деятельности на международной арене, - определении того, кто выступает от имени Европы во внешней политике.

Хотя формально Мишель отвечает за представление ЕС на мировой арене, именно фон дер Ляйен имеет более тесные отношения с администрацией Байдена. Они укрепились после вторжения России в Украину в 2022 году, когда глава комиссии и ее команда тесно сотрудничали с Белым домом в вопросах координации санкций. Она неоднократно контактировала с Байденом, в то время как Мишель, возглавляющий Евросовет уже четыре года, 20 октября впервые провел беседу с президентом США.

 

«Дивангейт»

За четыре года, прошедших с начала их пребывания в должности, отношения между Мишелем и фон дер Ляйен только ухудшались: сотрудники двух институтов не желают общаться, а лидеры двух ветвей власти ЕС не допускают друг друга на встречи с иностранными высокопоставленными лицами.

На G20 в прошлом году диалог Мишеля с китайским лидером Си Цзиньпином был крайне важен для ЕС, однако фон дер Ляйен не была приглашена. Причина? Ее отказ разрешить Мишелю присутствовать на встрече с премьер-министром Индии Нарендрой Моди ранее на G7.

Мишель оспаривает позицию фон дер Ляйен практически по любому внешнеполитическому вопросу, будь то кризис на Ближнем Востоке или отношения с Китаем. Фон дер Ляйен и Мишель не общаются даже в преддверии саммитов Европейского совета, на которых решаются важные стратегические и неотложные задачи, стоящие перед блоком. Представители стран и международных организаций часто путаются в том, кто должен быть их собеседником…

Такое дисфункциональное партнерство не только сказывается на законодательной и политической повестках дня ЕС, которые зависят от тонкого межинституционального баланса, но и угрожает подорвать авторитет ЕС в мире.

А ведь в начале отношения были более-менее дружескими. Все развалилось в апреле 2021 года, когда оба лидера отправились в Турцию на встречу с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Камеры зафиксировали шокированную реакцию фон дер Ляйен, когда Мишель быстро занял единственное кресло рядом с турецким президентом, оставив ее сидеть на диване напротив министра иностранных дел Турции. Позднее председатель комиссии, первая женщина, занявшая этот пост, заявила в Европарламенте, что ей «больно» от этого инцидента, и обвинила своего коллегу в сексизме.

Инцидент, получивший название «дивангейт», стал вирусным, а взаимные упреки привели к ухудшению отношений, которые с тех пор только усугубляются.

 

Лишь перемирие

Скорее всего обе стороны - США и ЕС - продлят перемирие, по крайней мере до выборов в ноябре следующего года, на которых Джо Байдену необходимо одержать победу в сталелитейных штатах.

Официальные лица с обеих сторон Атлантики утверждают, что, несмотря на напряженность в торговых отношениях, связь между Брюсселем и Вашингтоном тесна как никогда. Но в условиях сохраняющейся напряженности во взаимной торговле и того, что торговая политика Байдена по-прежнему имеет много общего с подходом его предшественника «Америка прежде всего», никто из наблюдателей и не ожидал ощутимых результатов от состоявшихся переговоров.

Все это не вселяет уверенность в реальность совместных планов двух ведущих экономик мира, если учесть, что сейчас в руководстве ЕС бардак, а результаты скорых выборов президента США пока не предсказуемы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

50


Актуально