28 Декабря 2024

Суббота, 04:11

НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ВЕТО

Импичмент президента Зурабишвили не состоялся, но… забывать об этом рано

Автор:

01.11.2023

События 18 октября в парламенте Грузии, без сомнения, войдут в политическую историю и этой страны, и, возможно, всего региона. В законодательном органе Грузии рассматривался вопрос об импичменте президента страны Саломе Зурабишвили. Формальная причина - она совершила европейское турне без согласия правительства. По грузинским законам это - нарушение. Между тем многие связывают происшедшее с серьезными разногласиями президента с правительством.

По конституции, для отстранения главы государства от должности необходимо, чтобы инициативу об импичменте поддержали 100 из 150 депутатов. Однако «за» проголосовали лишь 86 избранников. И Саломе Зурабишвили сохранила свой пост. Но закончилось ли все на этом? И как попытка отстранения от власти президента повлияет на политику официального Тбилиси?

 

«Российский вопрос» и два грузинских ответа

Раскол между президентом и правительством наметился уже давно. Толчком послужили не самые радостные новости из Брюсселя. 3 марта 2022 года, одновременно с Молдовой и через три дня после Украины, Грузия подала заявку на вступление в Евросоюз. Но если Украина и Молдова стали кандидатами в ЕС без предусловий, то Грузии Еврокомиссия выставила 12 рекомендаций, а точнее требований: усовершенствовать избирательное право, покончить с политической поляризацией и т.д. 

Именно после этого Саломе Зурабишвили наложила вето на предложенный правительством законопроект о расширении полномочий правоохранителей. Затем последовало новое вето - на закон об иноагентах, который либеральная общественность Грузии сочла калькой с российского. Начались острые массовые протесты в Грузии, и г-жа Зурабишвили встала тогда на сторону протестующих.

Наконец, еще одним поводом для разногласий стало возобновление авиасообщения между Грузией и Россией. Это авиасообщение Россия, в одностороннем порядке прервав еще в 2019 году, в мае 2023-го возобновила. Грузия по этому вопросу никаких решений не вынесла. Но европейская и проевропейская общественность потребовала от Тбилиси прервать эти полеты. Министр иностранных дел Грузии Илья Дарчиашвили счел возобновление полетов «суверенным правом России» и заметил, что авиасообщение облегчит жизнь грузинам, у которых есть родственники в РФ. Однако Зурабишвили посчитала решение России провокацией и заявила о его неприемлемости, «пока Россия продолжает агрессию против Украины» и оккупирует территорию Грузии. Рейсы, тем не менее, возобновились, и уже на праздновании Дня независимости Грузии президент язвительно заметила: «Непонятно и обидно, когда сегодня мы считаем, сколько миллионов принесет нам «подарок» полетов [с Россией]. Наше достоинство продано за 200 или 300 миллионов?» 

Следует отметить также, что от властей Грузии, как возможного кандидата в члены Евросоюза, и официальный Брюссель, и проевропейская общественность ожидали и ожидают присоединения к санкциям против России. Однако Тбилиси не спешит с этим. Что опять-таки вызывает разногласия между президентом и правительством.

 

«Пророссийская «Мечта»?

Есть соблазн объявить, что у власти в Грузии находится пророссийское правительство «Грузинской мечты». И оно мало того что держит в тюрьме экс-президента Михаила Саакашвили, так еще и стремится сместить с поста действующего главу государства Саломе Зурабишвили - грузинку французского происхождения. Но не все так однозначно.

До восстановления территориальной целостности Грузии пророссийские партии вряд ли смогут добиться какого-либо существенного успеха. Здесь могут быть сторонники мягкой или жесткой линии, но пророссийские партии обречены на роль маргиналов. Да, «Грузинскую мечту» связывают с олигархом Бидзиной Иванишвили, но все же между «мечтателями» с одной стороны и политиками типа Нино Бурджанадзе с другой - большая пропасть. К тому же не так-то легко ответить, где заканчивается излишняя, по чьему-то мнению, близость «мечтателей» к России, а где начинаются попытки их противников сыграть на европейской мечте Грузии.

Не все так просто и с санкциями. Обязана ли Грузия, не являясь членом Евросоюза, к ним присоединиться? Да, это хороший способ продемонстрировать солидарность с партнерами, но какова будет цена? Грузия слишком сильно зависит от России экономически. И это не изменилось ни во времена Саакашвили, в чьем правительстве пост министра экономики занимал российский олигарх Каха Бендукидзе, ни позже. Туризм, экспорт сельскохозяйственной продукции, вина - все это завязано на РФ и реальной альтернативы не просматривается. Кроме того, Тбилиси является «кандидатом в кандидаты в ЕС», но никак не членом НАТО. Поэтому совершать резкие телодвижения на московском треке Тбилиси опасается - и не без оснований. Более того, здесь слишком свежа память о пятидневной войне в августе 2008-го, когда Грузия, во главе которой стоял Саакашвили, так и не получила ожидаемой поддержки от западных союзников. Так что, в принципе, можно понять, почему властям Грузии не хочется рисковать. 

Другой вопрос, что в политической игре на публику разногласия между правительством и президентом сторонникам Зурабишвили удобнее всего трактовать именно так.

 

«Французские планы» и грузинские реалии

В чем же истинная причина раскола в руководстве Грузии? И можно ли считать, что история закончена? 

Теоретически Саломе Зурабишвили может торжествовать - она сохранила пост. Но 86 голосов из 150, поданных за ее отстранение от власти, - это достаточно серьезно. Возможно, второй импичмент ей и не грозит, но вот превращение в «хромую утку», то есть президента, который просто дорабатывает свой срок, - риск реальный. 

Грузия - республика парламентско-президентская. Формально президент - глава государства, но основные управленческие полномочия сосредоточены в руках премьер-министра. Так что Саломе Зурабишвили - это больше символическая фигура. И объявлять ей импичмент - далеко не то же самое, что, к примеру, уотергейтский скандал. 

Чтобы стать символом «европейской мечты» Грузии, у Зурабишвили было все. Этническая грузинка, она родилась и выросла во Франции, куда ее семья эмигрировала после падения независимости Грузии в 1921 году. В Тбилиси она приехала во времена Саакашвили в качестве посла Франции. Затем стала министром иностранных дел Грузии. Однако красивой истории про француженку грузинского происхождения, которая возвращается из Парижа на берега Куры и ведет свою страну в светлое европейское будущее, мешает одно обстоятельство: Саломе Зурабишвили никак не удается найти общий язык с грузинскими политическими силами. В команде Саакашвили она была недолго и перешла в оппозицию к лидеру «Революции роз». Затем присоединилась к противникам Саакашвили - коалиции «Грузинская мечта». Но как показывают последние события, отношения у нее не сложились и с «мечтателями». Именно правящая партия инициировала импичмент госпожи Зурабишвили. И вряд ли дело в сложном характере. Судя по всему, грузинская почва не очень благодатна для французских представлений Зурабишвили о политике.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

121