2 Мая 2024

Четверг, 09:54

ПЕРЕКРОЙКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Война между ХАМАС и Израилем сулит усиление политической конфронтации и конкуренции в регионе

Автор:

01.12.2023

Очевидно, что независимо от исхода войны между ХАМАС и Израилем, вновь вступившей в горячую фазу 7 октября, она приведет к серьезным политическим сдвигам на всем Ближнем Востоке. И основания для таких перемен уже имелись.

Прежде чем говорить о них, небольшой экскурс в предысторию конфликта. Рассмотрим происходящие в настоящий момент события, а также перемены, которые эта война может вызвать. А начнем с тесно связанных между собой внутренних и внешних факторов, стоящих за 7 октября.

 

Что изменилось?

Внешний фактор, инициировавший печально известные события, совпал по времени с реализацией нового этапа «Авраамовых соглашений», заключенных в 2020 году. Процесс примирения, запущенный три года назад с легкой подачи Вашингтона и завершившийся подписанием соглашения между ОАЭ, Бахрейном, Оманом и Марокко с одной стороны и Израилем - с другой, должен был иметь продолжение в этом году с вводом в «клуб друзей Израиля» также Саудовской Аравии. Для этого Эр-Рияд и ряд других арабских столиц региона уже наладили определенные контакты с Израилем.

Более того, 13 сентября был сделан шаг в сторону ускорения данного процесса. Так, на саммите стран «Большой двадцатки» в Индии была достигнута договоренность по проекту IMEC - нового транспортного коридора из Индии в Европу. Согласно задумке предполагалось, что поступающие по морю из Индии в ОАЭ грузы будут далее перевозиться через территории Саудовской Аравии, Иордании и Израиля вплоть до берегов Средиземного моря по предусмотренной специально для этой цели новой сети железнодорожных путей. Но проект фактически оставлял за скобками традиционные страны транспортного коридора - Египет, Иран, Турцию, а также Китай - нового игрока в регионе. Другими словами, Вашингтон планировал объединить своих региональных союзников, включая Индию, в новом транспортном проекте.

С другой стороны, СМИ сообщали о якобы согласии США на строительство АЭС в Саудовской Аравии в обмен на пресловутое арабо-израильское примирение. Однако кровавые события 7 октября отодвинули всякие перспективы в этом направлении на второй план, по крайней мере в ближайшем будущем.

Новый этап арабо-израильского примирения должен был привести к расколу существующих политических сил в самой Палестине. Так, Движение ФАТХ и его лидер - глава действующей в Рамалле Палестинской автономии Махмуд Аббас были одобрены в качестве сторон процесса, в то время как другие политические группировки, в том числе ХАМАС, оставались вне его. Между тем сам Аббас был не в восторге от всей этой американской затеи, которая не предлагала радикального решения палестинской проблемы. Но его возможности по маневрированию в происходящих событиях были довольно ограничены.

28 сентября этого года официальный Эр-Рияд признал администрацию Махмуда Аббаса и в его лице Палестину частью арабо-израильского мирного процесса, назначив своего посла в Аммане также уполномоченным лицом в Рамалле. В тот же день министр туризма Израиля Хаим Кац посетил двухдневное мероприятие в Саудовской Аравии, посвященное Всемирному дню туризма ООН.

Но всего десять дней спустя внезапное нападение ХАМАС на Израиль все изменило, в том числе приостановило реализацию упомянутого выше транспортного проекта IMEC. По крайней мере, на обозримое будущее.

 

Что меняется?

В ходе войны стало ясно, что США по-прежнему остаются основным защитником и гарантом безопасности Израиля и арабских государств Персидского залива. Военная и финансовая поддержка со стороны Вашингтона с началом боевых действий, а также дислокация американского военного флота у восточных берегов Средиземного моря показали, что США являются главной или, если угодно, единственной державой, способной огородить Израиль от возможных угроз. С первых же дней вооруженных столкновений этот факт приняли как должное и остальные партнеры Вашингтона в регионе.

Израильское правительство, мнение которого в последние годы расходилось с позицией Вашингтона по ряду региональных вопросов, пыталось подписать крупномасштабные инфраструктурные соглашения с Китаем, а иногда даже оказывать давление на Белый дом, теперь больше зависит от США. И даже власти Саудовской Аравии, которые еще несколько месяцев назад демонстративно бросали вызов и отворачивались от США, сближались с Китаем и игнорировали просьбы Байдена увеличить экспорт нефти, почувствовали большую потребность в Вашингтоне после 7 октября. Свидетельство тому - официальный запрос Эр-Рияда на поставку систем ПВО Patriot, дабы помешать ракетным обстрелам Израиля йеменскими хуситами. Таким образом, США оказались единственным государством, способным защитить арабские страны Персидского залива в большой войне.

Интересно и то, что на данном этапе противостояния США объявили Иран своим главным региональным соперником. Ведь, как известно, война в Газе не ограничилась столкновениями между Израилем и ХАМАС. В организации атак на израильскую армию также участвовала действующая в Ливане группировка «Хезболла», известная своей близостью к Ирану. В ходе этих столкновений погибли более 70 ее сторонников.

Не ограничившись ракетными ударами по Израилю, хуситы пошли еще дальше, захватив в Красном море грузовое судно, которое, по их же утверждениям, принадлежало еврейскому государству. Этот инцидент показал наличие серьезных рисков для США и их союзников в акватории Красного моря. Так, объектами последовательных атак исламистских вооруженных группировок, действующих в Ираке и Сирии, стали американские базы в регионе. Несмотря на нанесенный им несущественный урон, сам по себе факт нависшей над военными базами США угрозы серьезно затрудняет их деятельность. В итоге президент Байден направил послание верховному лидеру Ирана Али Хаменеи, в котором предостерег его от нападений на вышеупомянутые объекты. А во время встречи с китайским лидером Си Цзиньпином в Сан-Франциско он даже попросил последнего выступить посредником между Вашингтоном и Тегераном, чтобы пресечь антиамериканские действия иранских прокси-группировок.

 

Что изменится?

Очевидно, что качественно существенные изменения в регионе произойдут при любом исходе войны между Израилем и ХАМАС. Прежде всего углубилось политическое противостояние на мировом уровне. Теперь границы глобальной конфронтации будут проходить через Ближний Восток. По одну сторону условной линии фронта окажутся Европа, США и их союзники на местах в лице Израиля и стран Персидского залива, а по другую - Иран, Китай, Россия и поддерживающие их страны. Нарочито показательное указание на Иран в качестве врага США и их союзников, а также своеобразную «черную метку», высланную Тегерану через китайского лидера, можно истолковать как прокладку Вашингтоном контуров новой линии фронта на Ближнем Востоке.

Между тем смена правительственного кабинета в послевоенном Израиле кажется неизбежной. Так, в прошлом месяце израильский медийный ресурс «Канал-13» распространил сведения о ведущихся якобы обсуждениях между министрами и депутатами правящей партии Израиля «Ликуд» по поводу отставки Биньямина Нетаньяху и назначения одного из однопартийцев новым главой правительства. Примечательно утверждение источника о проведении этих обсуждений не только внутри партии, но и с представителями оппозиции, что указывает на значимость происходящего.

Примерно в то же время в американских СМИ прошла информация о тайных консультациях в Белом доме по вопросу израильского правительства после Нетаньяху и конкретно - его возможного преемника.

Таким образом, если до войны массовые протесты против одобренной израильским правительством судебной реформы были своего рода предупреждением кабинету Нетаньяху, то сегодняшняя ситуация показывает безуспешность радикальной политики правого премьер-министра, результатом которой может быть только хаос. В этом смысле влияние Вашингтона на новое правительство Израиля после Нетаньяху будет усиливаться.

Словом, война ХАМАС с Израилем определила Ближний Восток в качестве еще одного региона, по которому пройдут границы новой «холодной войны». Одновременно будет усиливаться региональная конкуренция между великими державами. Соперничество США и Китая станет более демонстративным. Чтобы сохранить свое реноме в арабском исламском мире,  Вашингтон будет еще больше настаивать на плане единовременного урегулирования палестинского конфликта, предпринимая реальные шаги. Чего не скажешь о политико-идеологическом разрыве и поляризации между мусульманскими странами, которые будут углубляться.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

39


Актуально