2 Января 2025

Четверг, 19:00

СДЕЛКА КАК ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Неблизкий мир для Ближнего Востока

Автор:

01.05.2024

Мир на Ближнем Востоке, о перспективах которого так часто говорят в регионе и за его пределами, все больше напоминает мираж в пустыне. Чем ближе к нему, тем явственнее ощущаешь его отсутствие.

Тот факт, что недавняя атака Ирана на Израиль изменила ситуацию, признают и в Иране, и в Израиле, и далеко за их пределами. В частности, глава Генштаба ВС Ирана Багери прямо заявил: «Ситуация в регионе изменилась после ответных и карательных действий Ирана против критически важных израильских баз». Добавив при этом, что это привело «к стратегическим последствиям на региональной и международной аренах». Между тем наблюдатели небезосновательно утверждают, что пиар-составляющей в действиях иранской стороны было гораздо больше, чем реальных последствий. В случае нанесения Израилю действительно сокрушительного удара Тель-Авив вряд ли бы тянул с ответом.

 

«Хезболла» на переднем фланге

Одновременно в последнее время ощутимо расширила действия своих атак вглубь Израиля - с 10 до 30 км - проиранская «Хезболла», совершив 22 апреля нападение на военные базы возле города Цфат. Израильские источники считают, что группировка поражает военные и гражданские цели в городах и поселках, чтобы активировать воздушные сирены и подтолкнуть Тель-Авив к масштабному ответу. Атакуя военные объекты, «Хезболла» демонстрирует этим свои возможности по достижению поставленных задач и истощению ресурсов израильской армии.

Следует отметить, что, несмотря на ответные действия израильской стороны, активно поражающей объекты «Хезболлы» в Ливане и Сирии, эта группировка по-прежнему представляет серьезную угрозу для Израиля. По данным специалистов Института Ближнего Востока, основная часть арсенала «Хезболлы» находится не в Ливане, где базируется ее главный штаб во главе с политическим и военным руководством, а  в Сирии. Согласно имеющейся информации, ее бронетехника в основном состоит из старых танков советского производства Т-54/Т-55 и Т-72. При этом «Хезболла» располагает также более чем 13 типами систем ПВО. На балансе группировки может насчитываться до 150 тыс. ракет со значительно различающимся радиусом действия, В том числе 65 тыс. с дальностью действия до 200 км и 5 тыс. - более 200 км. И это, конечно, большая проблема для безопасности Израиля.

Возможно, для демонстрации своей уверенности отразить любую угрозу, исходящую из Ливана и Сирии, израильская армия провела учения на севере страны. В них принимали участие крупнейшая резервная дивизия, ВМС и ВВС, а также полиция и спасательные службы. 

 

Отложенная война

Демонстрация силы вовсе не означает, что она будет непременно применена. По крайней мере американская сторона по-прежнему настоятельно рекомендует Израилю не торопиться начинать военную операцию в Рафахе. Как заявил госсекретарь Энтони Блинкен, США «убеждены, что крупная военная операция в Рафахе будет опасна для гражданского населения».

Еще до анонсирования планов по операции в СМИ просочилась информация, согласно которой Израиль отказался от масштабного контрудара по Ирану после давления со стороны США и других иностранных союзников. По их словам, первоначально израильские лидеры обсуждали бомбардировку нескольких военных объектов на территории Ирана. Но атака на ИРИ могла бы привести к не менее опасным ответным действиям, что могло поставить весь Ближний Восток на грань крупного регионального конфликта. Такого сценария сегодня стараются не допустить не только местные, но и внерегиональные игроки, понимая риск осложнения ситуации до стадии начала глобальной войны. 

Вместе с тем Тегеран оказался перед дилеммой. С одной стороны, избегать ощутимых ударов по Израилю становится все труднее, поскольку такая политика роняет авторитет Тегерана в глазах радикальных групп и может нанести вред долгосрочным планам по региональному доминированию. За последние три десятилетия Иран создал сеть вооруженных марионеточных группировок по всему Ближнему Востоку. От «Хезболлы» в Ливане до хуситов в Йемене, не говоря уже о ХАМАС и его союзной группировке «Исламский джихад» в Палестине. Эти силы на протяжении многих лет были основным инструментом Тегерана по оказанию влияния в регионе. Отсутствие действенной реакции со стороны Ирана может быть истолковано его же собственными марионеточными силами на местах как признак слабости.

С другой стороны, война с Израилем, который имеет серьезную поддержку, может привести к тяжелым военно-политическим последствиям для самого Ирана. Тем более учитывая текущие социально-экономические проблемы, что она не будет одобрена иранским обществом. 

Многие иранцы подвергают довольно острой критике многолетнюю политику Исламской Республики по перенаправлению средств своим доверенным региональным прокси-группам для расширения влияния на Ближнем Востоке. Они считают ее одной из основных причин нынешних экономических проблем страны, являющихся результатом разрушительных санкций США и плохого управления.

Вместе с тем Иран хоть и опасается быть втянутым в войну между Израилем и ХАМАС, он все же вынужден оказывать максимально возможную поддержку своим прокси для усиления давления на Израиль. 

 

Путем блефа и шантажа

У Ирана есть несколько могущественных врагов, и свою ядерную программу, несмотря на тяжелые экономические издержки из-за западных санкций, он использует в качестве потенциального сдерживающего фактора. Он также использует ее в качестве предмета торга с США. Вашингтон же старается без особого повода не дразнить Тегеран и даже продолжает контактировать с ним, что позволяет в какой-то степени избегать прямой конфронтации. 

В свою очередь Иран, чтобы снизить напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, пошел на сокращение накопленного, близкого к оружейному, урана. Согласно отчетам ООН, Иран снизил темпы производства урана, обогащенного до 60-процентной чистоты. 

Как известно, уран с обогащением более 20% определяется как высокообогащенный и пригоден для использования в качестве оружия.

18 апреля командующий подразделением ядерной защиты и безопасности Корпуса стражей исламской революции генерал Ахмад Хакталаб указал на готовность Тегерана пересмотреть свою доктрину, если Израиль будет угрожать ударами по иранским ядерным объектам. Очевидно, что для Ирана «ядерный шантаж» остается одним из действенных средств политики сдерживания своих противников.

Но шантажом Иран, похоже, не ограничивается. Используя формулу «для достижения поставленных целей все средства хороши», Тегеран стал эвакуировать своих военнослужащих из штаб-квартир на юге Сирии, о чем сообщают арабские СМИ. Предполагается, что их заменяют боевиками «Хезболлы» и проиранских группировок в Ираке.

При этом есть мнение, что Тегеран намеренно распространяет информацию о выводе сил из Сирии, чтобы выявить «предателей» в своих рядах. 

25 апреля саудовский телеканал Al Arabiya сообщил, что иранские офицеры провели секретную встречу с представителями лояльных им вооруженных группировок на востоке Сирии. Якобы они предложили денежное вознаграждение тем, кто предоставит информацию об агентах и  шпионах в их рядах. Впрочем, проверить или опровергнуть эту информацию не представляется возможным.

 

В Газе без перемен, но с надеждами

На юге сектора Газа сложилась критическая ситуация, которая подвигает основных участников палестинского политического процесса ФАТХ и ХАМАС договариваться относительно будущего Палестины. Известие о том, что делегации ФАТХ и ХАМАС отправились в  Китай, где прошли переговоры по их примирению, позволяет предполагать, что процесс диалога вступил в практическую плоскость.

Китай рассматривается сторонами в качестве наиболее перспективного модератора. Это первый визит представителя ХАМАС в Пекин с начала войны.

В это же время в Эр-Рияде с участием глав МИД Саудовской Аравии, Катара, Египта и Иордании, советника президента ОАЭ и генсека исполнительного комитета Организации освобождения Палестины состоялась консультативная встреча по ситуации вокруг сектора Газа. Обсуждались пути урегулирования и создание палестинского государства в границах 1967 года, а также перспективы перемирия в зоне конфликта. Персидские монархии явно не хотят, чтобы все ключевые решения относительно будущего Палестины принимались в Китае, как бы благожелательно они к нему ни относились.

Параллельно заметно активизировалось посредничество Египта по достижению приемлемого решения конфликта между Израилем и ХАМАС. Ряд СМИ поспешили предположить, что силы безопасности и большая часть политического истеблишмента Израиля поддержали предложение Каира по возможности прекращения огня. Лишь колебания премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху препятствуют достижению сделки «в течение нескольких дней». 

Особенностью сделки является то, что ХАМАС не требует окончательного прекращения войны на первом ее этапе, но дает понять, что может освободить от 20 до 40 заложников. При этом Израиль предлагает ХАМАС за каждого дополнительно освобожденного по еще одному дню перемирия. Тель-Авив обеспокоен, что если ЦАХАЛ начнет операцию в Рафахе, то шансы на освобождение заложников могут вовсе исчезнуть. Израильские силовики считают, что сделка - «последний шанс» вернуть их.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

83


Актуально