19 Ноября 2024

Вторник, 02:31

ДВА ДНЯ О ГЛАВНОМ

О чем договорились Владимир Путин и Си Цзиньпин в Китае?

Автор:

01.06.2024

О чем на самом деле беседовали Си Цзиньпин и Владимир Путин, сидя в плетеных креслах или прогуливаясь под ивами правительственного комплекса в Пекине - резиденции Чжуннаньхай, конечно, осталось тайной. СМИ и политологам остается только интерпретировать то, что сообщили широкой публике.

 

Обнародованные итоги

А широкой публике сообщили, что  стороны «обсудили многие вопросы двусторонних отношений и глобальной системы безопасности», «договорились углублять всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие». Заявили о намерении более тесно сотрудничать в таких важнейших секторах, как энергетика, космос и вооружение. Не остались без внимания сельское хозяйство, высокие технологии, инфраструктура, строительство, транспорт и другие сферы. 

Было подчеркнуто, что у Китая и России «схожие взгляды на безопасность», что они «совместно выступают против игр с нулевой суммой и менталитета «холодной войны», групповой политики, блоковой конфронтации, разделения мира на основе идеологий и политических систем, а также вмешательства во внутренние дела других государств». Пекин и Москва предложили, учитывая нынешний геополитический контекст, изучить вопрос создания устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, основанной на принципах равной и неделимой безопасности. 

По итогам визита президента РФ в Китай было подписано 11 документов. В совместном итоговом заявлении говорится, что «в условиях международной турбулентности российско-китайские отношения достойно проходят испытания стремительными переменами в мире, демонстрируя прочность и стабильность, переживают наилучший период в своей истории».

Двухдневный государственный визит (то есть наивысший по дипломатическому протоколу) Владимира Путина в Китай стал первой зарубежной поездкой российского лидера после вступления в должность президента 7 мая и 20-й по счету за все время его нахождения у власти. Кстати, Си Цзиньпин после переизбрания на пост председателя КНР также в марте прошлого года выбрал Москву в качестве первого государственного визита. Глава Кремля прибыл в Китай в составе широкой правительственной делегации - почти всего обновленного состава правительства, многих губернаторов и крупных бизнесменов.

В образцово-показательных статьях российских и китайских СМИ отношения Пекина и Москвы называют «примером для развития партнерства между крупными державами и соседними странами», «движущей силой стабильности на международной арене». Воодушевленно перечисляют региональные союзы, в которых они состоят, называют совместные цели.

 

Подробно о главном

Но о чем же все-таки говорили Путин и Си с глазу на глаз?  Наверное, о главном. А главным в отношениях двух стран сейчас является то, что Китай, покупающий огромные объемы российской нефти, является для России настоящим спасением от санкций. Китайские компании помогают России преодолеть дефицит огромного перечня товаров, включая автомобили, смартфоны, бытовую технику.

Благодаря этому наблюдается рост двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2023 году до рекордных $240 млрд. Поэтому когда Путин подчеркнул, что экономические и военные связи между Москвой и Пекином выросли, несмотря на давление Запада, а возможно даже благодаря ему, он полностью прав. Но давление, конечно, имеет не только положительный эффект, как бы Москве ни хотелось представить все именно так. Тем более что Запад обвиняет Пекин, что он поддерживает не только рядовых российских потребителей новыми смартфонами, но и «путинскую военную машину» товарами двойного назначения. И, соответственно, США и ЕС грозят за это китайским банкам карательными мерами. 

Кстати, говорят, что угрозы уже привели к снижению торгового оборота между Россией и Китаем в годовом исчислении в марте 2024 года. Когда речь идет о «материалах и оборудовании двойного назначения», крупные китайские банки отходят в сторону, полагаясь на мелкие банки второго-третьего уровней. Также Москва и Пекин много говорят о желании увеличить расчеты в рублях и юанях. Проблема только в том, что механизмы финансового сотрудничества еще недостаточно хорошо отлажены, включая и эффективные каналы платежей и расчетов.

Понятное дело, что на Западе за визитом Путина очень внимательно следили. В некоторых публикациях в СМИ обе страны называли «авторитарным дуэтом», который показывает завидную стабильность в своем стремлении противостоять США. В других пишут, что Москва и Пекин считают себя «архитекторами нового мирового порядка», неподвластного американскому вмешательству. Причем, видимо, принимая во внимание любовь Путина к символам и понимая, насколько проникнута символизмом вообще вся китайская культура, наблюдатели сосредоточили внимание на том, как, где, при каких обстоятельствах и даже в каком интерьере проходили встречи в Китае. Так, была отмечена «красная ковровая дорожка, чтобы подчеркнуть единство», «военный караул», «артиллерийский салют» и то, что «вечером, провожая Путина, Си Цзиньпин даже первым обнял его - редкое выражение симпатии для китайского лидера». 

 

С единых позиций

Для Запада Китай и Россия действительно дружественные, важные друг для друга страны. Но опять-таки, что между Москвой и Пекином на самом деле? Хотя они не являются формальными союзниками в военной сфере с обязательствами друг перед другом, китайские и российские ВМФ и ВВС проводили совместные военные учения, в том числе вблизи Аляски и Тайваня. Сейчас же Китаю, видимо, и вовсе интересно изучить российский опыт, полученный в реальных боевых действиях против оружия из стран ЕС и США. 

Путин и Си озвучили свое недовольство тем, что глобальная система безопасности определяется военными альянсами при главенстве США. Поэтому Москва и Пекин выразили готовность «углублять доверие и взаимодействие в военной области», «расширять масштабы совместных учений и боевой подготовки», «на регулярной основе проводить совместные морские и воздушные патрулирования». Также стороны намерены «постоянно повышать потенциал и уровень совместного реагирования на вызовы и угрозы». 

«Мы намерены наращивать взаимодействие и уплотнять координацию в целях противодействия деструктивному и враждебному курсу Вашингтона на так называемое «двойное сдерживание» наших стран», - пообещали лидеры в совместном заявлении. Эти слова подчеркнуло то, что на второй день своего визита Путин отправился в город Харбин на северо-востоке страны, где посетил Харбинский технологический институт, известный своими оборонными исследованиями в области ракетной техники и космических технологий. Как известно, в составе российской делегации было много чиновников, связанных с оборонным ведомством РФ, в том числе и его новый глава Андрей Белоусов. Примечательно и то, что Харбинский институт недавно открыл совместный кампус с Санкт-Петербургским государственным университетом, в котором учился когда-то сам Путин. Следует отметить, что Харбинский институт включен в список организаций США, согласно которому запрещаются доступ к американским технологиям и участие в образовательных обменах из-за его связей с Народно-освободительной армией Китая. 

Как заявил Путин во время своего визита, российско-китайское партнерство не направлено против третьих стран. Но на Западе таким заверениям со стороны Москвы и Пекина не верят. Вашингтон и не скрывает, что считает Китай «самым серьезным долгосрочным вызовом международному порядку», а Россию - «прямой и явной угрозой». Причем отношение к Китаю в США примерно одинаковое при всех администрациях. В свою очередь РФ видит угрозу в странах НАТО, а Поднебесная - в «союзе союзников» Америки в Азии, коими являются Япония, Южная Корея, Филиппины, Австралия.

Конечно, в западных публикациях относительно визита Владимира Путина в Китай преобладали совсем другие оценки, чем в СМИ самих РФ и Китая. В целом там считают, что хотя Пекин и отвергает попытки западных лидеров получить гарантии, что китайский экспорт не будет поддерживать военные усилия России, все-таки и Кремль не получил своего. Ему было отказано в поставке вооружений, а также в иной поддержке военных действий в Украине. Хотя уже через неделю после визита министр обороны Великобритании Грант Шэппс выступил с обвинениями в адрес Китая, что согласно новым данным американской и британской разведок, есть свидетельства, будто «летальная помощь уже поступает или будет поступать» из Китая в Россию для использования в конфликте в Украине. Шэппс добавил, что Пекин и Москва установили «более глубокие отношения» и что китайский поток оружия в Россию - это «новые разведданные, что вынуждает рассекретить их сегодня». Очевидно, что эта тема в ближайшее время будет раскручиваться и дальше. 

Между тем в западных СМИ также с удовлетворением было подчеркнуто, что по итогам встречи Путина и Си не было объявлено о каких-либо взаимных инвестициях или крупных сделках, как, например, строительство газопровода «Сила Сибири-2» для поставок российского природного газа в Китай. Вместо этого лидеры в общих чертах пообещали «содействовать реализации крупномасштабных энергетических проектов». И эта тема, судя по всему, находится в развитии. Скорее всего по этому вопросу можно будет услышать что-то более конкретное уже совсем скоро.  

 

Банальный итог

Какие же из всего этого можно сделать выводы? Да только один, причем совершенно банальный. В мировой политике нет союзников, есть только национальные интересы. Если Москва и Пекин решили руководствоваться именно этим принципом, очень интересно будет, что у них в итоге получится. Почему Россия сейчас нуждается в Китае, более чем понятно. Для чего Китаю нужна Россия? Не будем перечислять такие очевидности, как источник дешевого сырья и рынок сбыта. Но можно отметить, что КНР хорошие отношения с РФ дают спокойный стратегический тыл на севере и возможность «стоять спина к спине, обеспечивая, тем самым, интересы друг друга». Тем более что у них такая протяженная совместная граница. Россия в союзниках у Китая его,  конечно же, усиливает. Ослабленная Западом Россия также усиливает Китай, позволяя ему заходить в сферы своего влияния на постсоветском пространстве, что особенно ощутимо в Центральной Азии. 

Минус союза Москвы и Пекина в том, что если Россия находится в изоляции со стороны Запада, то Китай, напротив, является крупнейшим торговым партнером как Америки, так и Европы. Си Цзиньпин стремится сберечь партнерские отношения с Путиным, не переступая при этом «красную линию» Запада. Вопрос, однако, в том, а если Запад сам ее перейдет?  

Сейчас, в самый разгар нового этапа торговой войны США против Китая, союзники Пекину, конечно, очень важны. США ввели стопроцентные пошлины на произведенные в Китае электромобили. Также в список Вашингтона вошли солнечные панели, портовые краны, медицинские продукты, полупроводники, сталь и алюминий, литиевые батареи. Таким образом американцы хотят остановить поток дешевых субсидированных китайских товаров, захлестнувших рынок США, а также поддержать развитие американского сектора «зеленых» технологий. 

То же самое грозится сделать и Евросоюз. Скрытым смыслом этой войны является борьба за главенство в производстве полупроводников, что является основой экономической безопасности стран в будущем. Западу очень нужно остановить привлекательность китайских гигантов в сфере высоких технологий для развивающихся стран, особенно по внедрению 5G. Аргументы из ряда «это подорвет вашу национальную безопасность» не действуют - во многих странах Китаю уже доверяют намного больше, чем США. Да, так происходило даже с партнерами по так называемому «либеральному лагерю» - примеров много. Поэтому Западу необходимо предоставить конкурентоспособную альтернативу, а для этого нужно время. Время нужно выиграть. Каким образом - главный вопрос. 

Сейчас в мире идет борьба, во-первых, за новые транзитные потоки, во-вторых, за то, в чьих руках окажется распределение высоких технологий, и в-третьих, за ресурсы для производства этих самых новых технологий. Этой борьбой определяется расклад нового мира. А Китай сказать свое слово и желает, и имеет на то силы. Москва же рядом с Пекином его возможности (и свои тоже) многократно увеличивает. Вот, собственно, о чем визит Владимира Путина в Китай. Остальное прогнозировать очень сложно.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

69


Актуально