5 Июля 2024

Пятница, 03:42

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

Обзор претендентов на пост нового президента Исламской Республики Иран

Автор:

01.06.2024

19 мая восьмой президент ИРИ Эбрахим Раиси погиб в авиакатастрофе при возвращении в Иран после церемонии открытия гидроузлов «Худаферин» и «Гыз Галасы» на реке Араз. Вертолет разбился в гористой местности Дизмарского леса между городами Варзаган и Джульфа в провинции Восточный Азербайджан (Иран). Спасатели обнаружили тела президента и сопровождавших его лиц спустя восемнадцать часов. Ряд конспирологических версий, выдвинутых сразу после аварии и в последующие дни, официальный Тегеран опроверг. В отчете, подготовленном Генштабом иранской армии через несколько дней после случившегося, говорится, что вертолет с президентом на борту двигался строго по назначенному маршруту и не отклонялся от него. За девяносто секунд до катастрофы президентский борт контактировал с двумя другими вертолетами. На борту разбившегося судна не было обнаружено ни следов пуль, ни взрывов. После падения на землю вертолет загорелся. Его обломки были обнаружены местными поисковыми группами около пяти часов утра следующего дня при помощи дронов. В отчете Генштаба также отмечается, что в радиопередачах между диспетчерской службой и экипажем вертолета о каких-либо подозрительных обстоятельствах не упоминалось.

Проведенное расследование установило, что нет причин говорить о теракте. Но было выявлено другое. Это изношенность президентского воздушного судна, его низкие технические показатели, недостаточные меры безопасности главы государства.

 

Кто станет новым президентом?

В связи с гибелью Эбрахима Раиси в Иране было объявлено о внеочередных президентских выборах. Согласно конституции страны, они должны быть проведены в течение пятидесяти дней после смерти главы государства или в случае, если по каким-либо причинам он не может продолжать исполнение своих обязанностей. В течение этого периода страной управляет вице-президент. В данном случае это Мохаммад Мохбер.

Дата внеочередных президентских выборов назначена на 28 июня 2024 года. В соответствии с иранскими законами врио президента также является членом комитета по организации выборов, куда, помимо него, входят спикер парламента и председатель Верховного суда.

Согласно календарю выборов, регистрация кандидатов с 30 мая продлится пять дней. Далее Совет стражей конституции рассмотрит документы претендентов и зарегистрирует кандидатуры подходящих лиц. Окончательный список кандидатов будет объявлен 11 июня, после чего начнется 15-дневная избирательная кампания.

 

А желающих-то много

Надо сказать, что президентским выборам уделяется пристальное внимание не только в Иране, но и за его пределами. Одна из причин - возраст и здоровье действующего высшего руководителя страны. Дело в том, что, согласно распространенному мнению, президент Ирана является наиболее вероятным кандидатом на должность высшего руководителя. Хотя иранское законодательство обходит этот вопрос стороной, сам действующий высший руководитель ИРИ Али Хаменеи перешел на эту должность в 1989 году с поста президента страны. Однако каких-либо весомых оснований предполагать возможность такого исхода при нынешних политических условиях, особенно когда законы безмолвствуют, нет. Но сам факт существования такого мнения позволяет рассматривать предстоящие президентские выборы в Иране также в качестве трамплина на пост потенциального верховного лидера страны. Тем более что среди претендентов есть и священнослужители.

Хотя кандидаты еще не определены, имена претендентов уже фигурируют в политической повестке дня. И, конечно, их в той или иной степени уже можно считать кандидатами. Хотя окончательный вердикт по этому вопросу выскажет Совет стражей конституции, состоящий из двенадцати членов. По установленным правилам шесть из них назначаются высшим руководителем, а остальные - Верховным судом. Это также означает, что следующий президент, скорее всего, будет из числа консерваторов. Но это всего лишь предположение, поскольку для обеспечения всеобщего согласия в стране не исключено, что на этот пост будет избрана консолидирующая общество фигура.

А пока Совет стражей конституции занят рассмотрением заявок претендентов. Рассмотрим некоторые обсуждаемые имена.

Хотя 68-летний вице-президент и ныне исполняющий обязанности президента Мохаммад Мохбер и не заявлял о своих претензиях на президентский пост, некоторые его жесты указывают на обратное. Так, на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном он заявил, что Иран продолжит выстраивать отношения с соседями в прежнем русле. Достаточно самоуверенное заявление о будущем политическом курсе страны со стороны человека, которому предстоит править страной всего каких-то сорок дней, было истолковано как претензия на пост президента. Мохбер известен своей лояльностью и близостью к высшему руководителю и является таким же смиренным чиновником, как и покойный президент Раиси. На протяжении многих лет он руководил Фондом по выполнению указов имама («Сетад») - одной из главных опор экономической власти страны и контролировал освоение большого объема государственных средств. Избрание предпочитающего оставаться в тени Мохбера требует поддержки Хаменеи или консервативной элиты страны.

Еще одним претендентом на пост президента является действующий спикер парламента Мохаммад Багир Галибаф. Он родился в 1961 году в городе Торкабе, недалеко от Мешхеда и Туркменистана. Служил в Корпусе стражей исламской революции (КСИР), был командующим ВВС организации, отставной генерал. С 2000 года участвует в общественно-политических процессах. В 2000-2005 годах был главой иранской полиции, а в 2005-2017-м - мэром Тегерана. С 2020 года Галибаф исполняет обязанности спикера Меджлиса (парламента) ИРИ.

Галибаф - консерватор и в то же время человек, известный своей близостью к КСИР. До этого он несколько раз участвовал в президентских выборах, но безуспешно. Сразу после смерти Эбрахима Раиси его имя появилось среди претендентов на пост президента. Но, безусловно, последнее слово в этом вопросе останется за политическим лагерем, к которому принадлежит Галибаф.

Следует отметить, что согласно иранскому законодательству, при нынешних обстоятельствах оба претендента - Галибаф и Мохбер - не могут быть избраны на пост президента, поскольку входят в Совет по организации выборов в переходный период и смогут выдвинуть свои кандидатуры только в том случае, если выйдут из него.

Другим потенциальным кандидатом является Али Лариджани. Его родословная исходит из села Лариджан Амольского района северной провинции Мазандаран, но родился он в 1958 году в Наджафе (Ирак). Его отец был влиятельным богословом своего времени. В раннем возрасте Лариджани получил религиозное образование, а в вузе специализировался в области западной философии. Служил в рядах КСИР, отставной бригадный генерал. Он также занимал различные государственные посты, в том числе должности министра иностранных дел и спикера парламента, а также советника по безопасности высшего руководителя. Его брат Садик Лариджани возглавлял Верховный суд, а в настоящее время является председателем Совета по определению политической целесообразности. Али Лариджани может стать одним из главных кандидатов на пост президента, если на это даст добро религиозная элита страны.

Бывший секретарь Совета безопасности и глава переговорной группы ИРИ по ядерной проблематике Саид Джалили также является одним из влиятельных представителей консервативного крыла. Родился в Мешхеде в 1965 году, изучал политологию и защитил докторскую диссертацию по внешней политике пророка Мухаммеда. Участник ирано-иракской войны, потерял на ней ногу. Впоследствии преподавал в вузе, одновременно работая в МИД Ирана и в администрации Али Хаменеи. В настоящее время Джалили является членом Совета по определению политической целесообразности. Как и Галибаф, несколько раз безуспешно баллотировался на пост президента. Его имя вновь появилось среди возможных кандидатов в президенты после смерти Раиси.

Упоминание имени бывшего президента Махмуда Ахмадинежада среди потенциальных кандидатов - всего лишь инициатива его сторонников. Отношение к нему на последних выборах показывает, что бывшему главе государства будет сложно снискать общественное доверие.

 

«Сторонние» кандидаты

Среди претендентов обсуждались имена еще двух человек - священнослужителей из Кума. Но позже оба выступили с заявлением, опровергающим их претензию на президентский пост. Примечательно, что их имена отмечены в списке кандидатов на должность правящего правоведа (вали-е факих), то есть высшего руководителя Исламской Республики, первого лица государства. Известно, что ранее они не занимали каких-либо государственных должностей, что делает их в определенном смысле «сторонними» кандидатами, точнее представителями религиозной элиты.

Первый из них - аятолла Алирза Арафи, который родился в 1959 году в провинции Йезд, является высококвалифицированным факихом (исламским юристом). Был назначен руководителем Международного университета «Аль-Мустафа», главой Научно-исследовательского центра религиозных наук в Куме (Иран) и Международного центра исламских наук. А с 2019 года - член Совета стражей конституции ИРИ, в компетенции которого также входят вынесение заключений по законам Ирана и утверждение кандидатов на выборах. Арафи также является членом Совета экспертов (Хубреган), уполномоченного избирать высшего руководителя страны.

Вторым «сторонним» кандидатом является аятолла Сейед Мохаммад Мехди Мирбагири. Родился в Куме в 1962 году, является членом Совета экспертов с 2015 года, а также главой Института исламских наук и культуры. Также занимается преподаванием.

Как известно, оба претендента уже выступили с опровержением. Такой шаг можно объяснить двумя причинами. Будучи представителями религиозной элиты, они могут пойти на выборы только в случае поддержки высшего руководства страны. А еще их заявление можно считать своего рода запросом на допуск баллотироваться в высшее руководство Ирана.

 

Что дальше?

Комментируя авиакатастрофу на встрече с представителями КСИР вечером 19 мая, высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи заверил иранский народ в отсутствии причин для беспокойства и волнений, поскольку государство будет продолжать работать в прежнем режиме.

По действующей политической системе Ирана президент считается вторым лицом государства после высшего руководителя, или лидера революции. Политический курс государства также определяется высшим руководителем. В этом смысле смерть Эбрахима Раиси не повлечет за собой каких-либо изменений в политической системе и внешней политике Ирана.

Однако появление претендентов на президентский пост сразу после смерти Раиси и особое общественное внимание, уделяемое обсуждению этой темы, показывают, насколько остро иранская политическая элита заинтересована в том, в чьи руки перейдет будущее руководство страны, а именно, кто будет следующим высшим руководителем. Избрание не просто президента, а лидера, который возьмет в свои руки бразды правления страной в этот непростой период, усиливает вероятность занятия этой должности человеком из числа представителей консервативной религиозной элиты Ирана.

На мощь сторонников нынешних властей Ирана и их способность быстро мобилизовать свои силы также указывает присутствие многомиллионной толпы на похоронах Эбрахима Раиси в Мешхеде. Об этом Али Хаменеи особо упомянул в своем заявлении после похорон.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

16


Актуально

Whoops, looks like something went wrong.