29 Сентября 2024

Воскресенье, 01:02

ПОВОРОТ НАПРАВО

Впервые «евроскептики» стали второй по масштабам политической силой в Евросоюзе

Автор:

15.06.2024

Выборы в Европейский парламент (ЕП), которые прошли с 6 по 9 июня, не принесли сенсации. Согласно их результатам, на первое место со 184 мандатами из 720 в ЕП выходит Европейская народная партия (ЕНП) (христианские демократы). Вторым стал Прогрессивный альянс социалистов и демократов (социал-демократы) - 139 мест. А третье, призовое место досталось коалиции либеральных партий, представленной фракцией «Обновляя Европу», - 80 мандатов. Следом идут правоконсервативная партия «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR, 73 места), праворадикальная партия «Идентичность и демократия» (ID Party, 58). А вот «зеленые» оказались только на шестой позиции (52). 

По убеждению наблюдателей, «маятник европейского политического барометра» качнулся вправо. Впервые за всю историю проведения выборов в Европарламент так называемые «евроскептики» становятся второй по масштабам политической силой в Евросоюзе.

К слову, эти выборы стали первыми после выхода Великобритании из ЕС, поэтому рост популярности «евроскептиков» стал причиной для дополнительного беспокойства.  

Основными темами при этом были: восстановление экономики, помощь Украине, миграционная политика, энергетический переход. Но главным все же был вопрос будущего Европейского союза. Поэтому ведущие европейские политики так активно включились в предвыборную кампанию, продвигая свое видение этого будущего. 

 

Когда желание не совпадает с возможностями

Президент Франции Эмманюэль Макрон предлагает создание более сильного и интегрированного Евросоюза с высокой степенью стратегической автономии. 

Однако многие избиратели не горят желанием говорить об интернационализме или более сильной Европе, когда у них возникают проблемы с оплатой счетов за продукты и электроэнергию. Они также весьма скептически относятся к срочности достижения целей по сокращению выбросов вредных газов, особенно если это негативно отразится на решении их экономических проблем. Большинство избирателей разочарованы миграционной политикой ЕС, что делает некоторых людей восприимчивыми к националистическим и популистским призывам.

Не случайно Урсула фон дер Ляйен, добивающаяся переизбрания на пост главы Еврокомиссии, в последние недели сталкивалась со все большей критикой в свой адрес. Хотя в марте влиятельная правоцентристская ЕНП на своем съезде поддержала кандидатуру фон дер Ляйен, предполагается, что ослабление ее позиций сократит шансы на переизбрание.

Между тем премьер-министр Италии Джорджа Мелони добивается более амбициозных целей - переформатирования всей политической системы Евросоюза. Речь идет о создании крупной правонационалистической фракции, которая может сформироваться путем объединения возглавляемой ею партии «Братья Италии» с Национальным объединением Марин Ле Пен, партией Фидес Виктора Орбана, польской ПиС Ярослава Качиньского и другими. Для этого ей нужно раздробить существующую центристскую коалицию в Европейском парламенте, состоящую из социал-демократов, либералов и христианских демократов, перетянув последних на свою сторону. 

Об этих планах свидетельствуют следующие ее слова: «Мы находимся накануне решающих выборов, потому что впервые европейские выборы могут положить конец неестественному большинству и контрпродуктивному большинству. Мы должны оставаться сосредоточенными и стоять обеими ногами на земле. Давайте посмотрим на горизонт».

Правда, этим планам может помешать возможная договоренность между Урсулой фон дер Ляйен и Джорджей Мелони. О том, что это вполне реально, свидетельствуют сигналы, которые глава ЕК стала подавать ранее. Так, во время дебатов по Евровидению, уточнив, что итальянский премьер-министр соответствует трем критериям для будущего партнерства - выступает за ЕС, поддерживает Киев в войне против России и проповедует верховенство закона, - фон дер Ляйен заявила, что готова работать с евродепутатами от партии Джорджи Мелони «Братья Италии» после июньских выборов в Европарламент. Сама Мелони четко на эти месседжи не отреагировала. Хотя многие признают, что такой союз даст Мелони и ее союзникам больше рычагов влияния на проводимую Еврокомиссией политику и фактически сделает ее партнером фон дер Ляйен в принятии принципиальных решений. В общем, это все, что можно отнести к выражению итальянского премьера «Давайте посмотрим на горизонт».

А на горизонте у Евросоюза хватает проблем, которые требуют скорейшего разрешения, что в условиях углубляющейся политической фрагментации выглядит весьма проблематично.

 

Невезение Макрона

Лидер французского Национального объединения Марин Ле Пен тоже надеется добиться слияния двух национально-консервативных и ультраправых фракций. Это может замедлить или блокировать принятие решений по ключевым проектам и программам ЕС - начиная с энергетического перехода и заканчивая поддержкой Украины. Победа Национального объединения на выборах во Франции весьма больно ударила по авторитету французских властей и самого президента этой страны, который позиционирует себя в качестве политического лидера Евросоюза. 

Выступая на митинге в Дрездене во время своего визита в Германию, французский лидер обратился с призывом к германской молодежи: «Давайте проснемся!» Европа - не просто место, где люди договариваются об общих правилах, «это оплот ценностей, культуры, индивидуальных и политических свобод». Европейцев объединяют общие ценности, поэтому «Европа - это не цель, а компас». Если в собственной стране к призывам Макрона мало кто прислушивается, то о чем можно говорить в этом случае?

Напомним, что по результатам голосования Национальное объединение получило 31,8% голосов на выборах в Европарламент, в то время как президентскую партию «Ренессанс» поддержали лишь 15,2% электората. После того как экзитполы показали явную победу ультраправой партии Марин Ле Пен, Макрон объявил о роспуске парламента и назначении внеочередных выборов. 

Решение Макрона распустить Национальное собрание и назначить новые выборы на 30 июня и 7 июля последовало вскоре за призывом к этому Жордана Барделлы, который возглавил предвыборный список лепенистов. А это значит, что Национальное объединение, а не Макрон и его партия отныне определяет политическую повестку Франции. Сама Марин Ле Пен заявила о готовности ее партии к управлению Францией.

Вообще Макрону не повезло вдвойне. С одной стороны, он проиграл у себя дома с разгромным счетом, с другой - столкнулся с небывалым укреплением позиций одного из своих основных внешнеполитических оппонентов в Европе - итальянского премьера Джорджи Мелони. 

 

Равнение на «Братьев Италии»

Выборы показали, что европейский избиратель хоть и за единую Европу, но хочет видеть ее не такой, как ведущие европейские политики. Европейской народной партии удалось удержаться на плаву во многом потому, что ее кандидаты все более открыто использовали риторику, взятую на вооружение правыми или крайне правыми партиями. Да и намерение главы Еврокомиссии активно сотрудничать с одной из самых правых партий Европы - «Братья Италии» говорит о существенном компромиссе со стороны европейских политических элит по отношению к партиям с радикальной политической повесткой. 

Речь идет о компромиссах в реализации европейской политики энергетического перехода. Более правый Европарламент затруднит одобрение амбициозной климатической политики ЕС, вместе с тем большинство принятых на сегодняшний день решений, скорее всего, останутся неизменными. Климатические меры ЕС в течение следующих пяти лет будут зависеть от новой Еврокомиссии, которая отвечает за формирование законодательной базы ЕС. Результаты выборов сигнализируют, что принятие новых, более радикальных решений может встречать серьезные препятствия. Это может иметь последствия для реализации климатической стратегии ЕС на 2040 год, которая предусматривает сокращение выбросов углекислого газа на 90%.

Дискуссии могут возникнуть и вокруг миграционной политики Евросоюза. Преобладание в новом Европарламенте антимиграционных настроений позволяет предполагать ужесточение мер против нелегальной миграции. Прошло почти десять лет с тех пор, как миграция в Европу из Африки и Ближнего Востока достигла пика в 2015 году. Этот год еще называют годом начала «миграционного кризиса». Более миллиона человек из указанных регионов обратились тогда за убежищем в Европейский союз. С тех пор цифры продолжают оставаться высокими. В 2023 году число мигрантов, достигших берегов Европы через Средиземное море, составило 275 тыс. (в 2022-м - 180 тыс.) Чтобы контролировать приток мигрантов, ЕС и некоторые его государства-члены ввели политику закрытых дверей - строгие меры контроля на внешних границах и антимиграционную политику, все больше превращая Европу в «крепость». С 2014 по 2022 год совокупная длина пограничных заграждений на внешних границах ЕС и внутри возросла с  315 до 2048 км. Для управления ситуацией при этом все чаще используются вооруженные силы.

Европарламент недавно принял новый пакт о миграции и предоставлении убежища, который позволяет использовать технологию распознавания лиц и сбор биометрических данных. Изображения и данные мигрантов теперь могут храниться до 10 лет, и полицейские силы по всему ЕС могут получить доступ к этим базам данных. В новых условиях эта политика может еще более ужесточиться. 

За несколько дней до выборов главный критик европейской миграционной политики Джорджа Мелони посетила Тирану, где обсудила с албанским коллегой Эди Рамой новое миграционное соглашение, согласно которому в Албании будут созданы центры по приему мигрантов. В ноябре 2023 года сторонами было подписано пятилетнее соглашение, по которому Албания согласилась принять у себя до 3 тыс. мигрантов. Но нужно учесть, что рассмотрение запросов на предоставление убежища занимает около месяца, а число просителей, направляемых в Албанию, может достигать 36 тыс. в год. И эта модель может быть апробирована также с другими странами, если будет одобрена Еврокомиссией.

Наконец, в новом Европарламенте довольно много тех, кто скептически относится к поддержке Украины. Они считают, что на первом месте должны стоять вопросы внутренней политики, а уж затем экономическая или военно-техническая помощь Киеву. Смогут ли они сформировать устойчивое большинство, влияющее на характер решений по данной теме, или политика последних лет не изменится, покажут выборы руководства Еврокомиссии. А это произойдет не раньше ноября текущего года.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

40


Актуально